научная статья по теме ЛЖЕДМИТРИЙ I И ВОЛЬНЫЕ КАЗАКИ ДНЕПРА, ДОНА, ТЕРЕКА И ЯИКА Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ЛЖЕДМИТРИЙ I И ВОЛЬНЫЕ КАЗАКИ ДНЕПРА, ДОНА, ТЕРЕКА И ЯИКА»

ВЕСТНИК ЮЖНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАН, Том 2, № 4,2006, стр. 81-88

=------------------------------------------ИСТОРИЯ =

УДК 94 (47 + 57)

ЛЖЕДМИТРИЙ I И ВОЛЬНЫЕ КАЗАКИ ДНЕПРА, ДОНА, ТЕРЕКА И ЯИКА

© 2006 г. И.О. Тюменцев1

Статья посвящена выяснению роли вольных казаков Запорожья, Дона, Волги, Терека и Яика в движении Лжедмитрия I. Установлено, что вольные казачьи войска за редким исключением не принимали участия в движении самозванца до того времени, когда исход борьбы Б. Годунова и Лжедмитрия I был предрешен. Под знаменами самозванца до этого момента воевали в основном служилые казаки и показачившиеся служилые люди северских и украинных городов.

Появление в 1604 г. в российских пределах самозванца Лжедмитрия I положило начало гражданской войне в России. Под влиянием документов официальной московской пропаганды в литературе установилось мнение, что самозванцу без особого труда удалось заручиться поддержкой вольного казачества: запорожцев, донцов, терцев, тогда как широкие круги магнатов и шляхты Речи Посполитой существенной помощи в организации вторжения не оказали [1, с. 21]. Сложившиеся в литературе представления относительно участия вольного казачества в движении самозванца, как показал в своих исследованиях Р.Г. Скрынников, нуждаются в уточнениях данными документов, написанных по горячим следам событий [2, с. 234-238].

Лжедмитрий I и украинское казачество. Очевидцы первых шагов самозванца на Украине монах Венедикт и иконник Стефан свидетельствуют, что еще летом 1602 г. Григорий Отрепьев установил связи с запорожцами. Мнимый сын Ивана Грозного вполне мог рассчитывать на теплый прием в их среде* так как казаки хорошо помнили, как "добрый царь Иван" их жаловал во время Ливонской войны. Оказавшись в Гоще, Григорий Отрепьев сохранил связь с запорожцами, но не со всеми (большинство сечевиков было православными), а только с арианами. Вскоре после исчезновения из Гощи он, по свидетельству Венедикта, "учал воровати у Запорожских черкасов" [3, с. 79]. Аналогичные данные содержатся в публицистических "Повести како отомсти" и "Повести еже содеяся,..", написанных в 1606-1607 гг. Авторы этих сочинений прямо говорят, что из Гощи самозванец отправился к за-

1 Южный научный центр Российской академии наук, Ростов-на-Дону.

порожцам и был принят в роте старшины Герасима Евангелика. Вместе с казаками-еретиками Г. Отрепьев, по словам старца Венедикта, "бражничал" и ел мясо в пост, заявлял о том, что в борьбе за "отчий престол" готов воспользоваться помощью не только запорожцев, но и крымцев. Все это не могло не вызвать недовольство основной массы казаков-православных. Архимандрит Киево-Печерского монастыря Елисей Плетенецкий, как показал старец Венедикт, прослышав о беспутствах молодого иеромонаха, попытался использовать ситуацию для его поимки и отправил за Григорием Отрепьевым к запорожцам печерских старцев. Они должны были доставить грешника в монастырь для покаяния, но тот успел скрыться из Сечи, чтобы вскоре объявиться в имении кн. Адама Вишневецкого в Брагине [4].

Запорожцы имели давние связи с князьями Вишневецкими. Один из представителей этого рода кн. Дмитрий Вишневецкий во времена Ивана Грозного был гетманом запорожцев, служивших Ивану Грозному. Племянник Дмитрия кн. Адам (Василий) Вишневецкий вступил в острый конфликт с московскими властями, когда во время демаркации границы России и Речи Посполитой выяснилось, что часть владений князя могли отойти к России. Магнат готов был отстаивать свои интересы силой. В ответ московские власти стали усиливать отряды служилых людей на границе. Князь Адам, по словам кн. К. Острожско-го, осенью 1602 г. оказался "в облоге" [5; 6, с. 2]. В этой ситуации "царевич" мог стать козырной картой в затеянной князем игре. Однако "царевич" уже успел дискредитировать себя связями с арианами, а кн. А. Вишневецкий был православным. На решение всех этих проблем и организацию спектакля с новым объявлением "цареви-

ча", по всей видимости, ушло несколько месяцев (март-август 1603 г.) [7, с. 36; 8, с. 77].

Ради задуманного действа самозванец вновь облекся в личину православного монаха. Пожив некоторое время в местном монастырьке, он "смертельно заболел" и открыл свое царское происхождение игумену Арсению. Настоятель будто бы тут же сообщил о происшедшем кн. А. Вишневецкому. Во время дознания Г. Отрепьев предъявил крест, якобы подаренный "царевичу" кн. И.Ф. Мстиславским во время крещения в Москве, и тем самым уверил владельца Браги-на в своем царском происхождении. Магнат приказал снять с него монашескую рясу и дать подобающие происхождению "царевича" одежды [9, с. 28]. Любопытно, что на все вопросы о своем прежнем житье в Дерманском монастыре самозванец неизменно отвечал, что действительно жил у воеводы Киевского, но будто бы "не хотел сказаться" [10, стб. 1; И, с. 293-294]. Он явно надеялся с помощью кн. А. Вишневецкого заручиться поддержкой кн. К. Вишневецкого, вождя православной партии на Украине.

Вскоре после спектакля в Брагине любечский подстароста Т. Цеберовский и черниговец Иван Корела отправили письмо черниговскому воеводе кн. М.Ф. Кашину с известием о появлении "прирожденного царевича" [6, с. 2]. Московские власти в письмах к кн. К. Острожскому, кн. А. Вишневецкому и др. обличили самозванца как беглого монаха Григория Отрепьева и потребовали выдачи проходимца. Князь А. Вишне-вецкий ответил отказом. Демарш Бориса Годунова, по-видимому, явился причиной превращения старца Леонида Крипецкого в Григория Отрепьева, который, по словам К. Буссова, "наладив обманное дело", отправился к полевым казакам в Дикое Поле распространять слух о царевиче [12, с. 95-96]. Этим приемом кн. А. Виш-невецкий и ЛжеДмитрий I, по всей видимости, пытались дезавуировать обличения московских властей. Князь Адам сполна заплатил за свою неуступчивость. Летом 1603 г. отряды московских ратников уничтожили городки, построенные магнатом на спорных территориях. Акция московских властей заставила кн. А. Вишневецкого перевести "царевича" из Брагина в Вишне-вец, подальше от границы, к двоюродному брату кн. Константину Вишневецкому, где Лжедмит-рий I, по данным Варлаама Яцкого, "зимовал и летовал" [3, с. 143; 7, с. 4].

Из Вишневца князь Адам отправил письма королю Сигизмунду III, сенаторам Я. Замойскому, Л. Сапеге, С. Жолкевскому и др. с призывом оказать помощь "царевичу", которые дошли одно-

временно со слухами об обращении "царевича" за помощью к запорожцам и донцам [13, с. 91-92]. Перспектива появления крупных казачьих отрядов в формирующемся на Украине войске Лжедмитрия I сильно напугала местных магнатов, как православных, так и других вероисповеданий. Они слишком хорошо помнили о восстаниях Косицкого, Наливайки и Л обод ы. Князь К. Острожский, ранее державший сторону кн. А. Вишневецкого в конфликте с московскими властями, резко охладел к разбору пограничных дел. Его сын Януш Острожский и другие магнаты прямо заявляли в своих письмах к королю и сенаторам, что авантюра самозванца не только грозит войной с Россией, но и приведет к новому казацкому восстанию, аналогичному бунту Наливайко. Лишь магнат-католик Ю. Мнишек с братом, сыновьями и зятьями, имения которых были заложены и обременены непомерными долгами, решили рискнуть и приняли деятельное участие в судьбе "царевича". Крещение по католическому обряду, "роман" с М. Мнишек в Самборе позволили самозванцу с помощью новых покровителей заручиться поддержкой папского нунция в Речи Посполитой и открыли двери Краковского дворца, несмотря на то, что сейм Речи Посполитой официально отказал в помощи Лжедмитрию I и потребовал от короля строгого соблюдения перемирия с Россией. Сигизмунд III, литовский канцлер Лев Сапега сквозь пальцы смотрели на затею Мниш-ков и позволили им набрать для самозванца небольшое наемное войско для вторжения в Россию [2, с. 151-165; 8, с. 73-74].

Старец Леонид Крипецкий, судя по прямому указанию в письме Лжедмитрия к донским казакам, сперва побывал у запорожских казаков [14, с. 413], Запорожцы, только что вернувшиеся из шведского похода, были не прочь помочь самозванцу занять "отчий престол" [15, с. 179]. Купец Семен Волковский Овсяный в начале февраля 1604 г. сообщил московским властям, что запорожцы прислали своих представителей к самозванцу и обещали "провадити его до Москвы" [16, с. 21-23]. Борис Годунов сразу же предпринял ответные меры. К запорожским казакам отправились доверенные лица царя с "государевым жалованием" и призывом не верить беглому монаху. Летом 1604 г. старшина Скалозуб увел большую часть запорожцев {3,7 тыс. человек) в морской поход на турок [14]. В свою очередь местные власти на Украине сделали все возможное, чтобы не допустить на свою территорию сколько-нибудь значительные силы запорожцев. Накануне выступления в поход в войске Лже-

Дмитрия I служило лишь 3 тыс, человек, среди которых была только 1 тыс. казаков, причем "запорожских'' и "донских". Буквально накануне переправы через Днепр 3(13) октября 1604 г. численность "запорожцев" в войске самозванца достигла 2 тыс. человек. Его возглавили атаманы Белешко, Куцько и Швайковский [10, стб. 367-369; 17, с. 8-13]. В источниках нет никаких данных об уходе из Сечи на помощь "царевичу" крупных отрядов запорожцев. Скорее всего, это были реестровые казаки и примкнувшие к ним местные простолюдины. Из них был составлен авангард войска, который во главе с атаманом Белешко был отправлен Ю. Мнишком к пограничной крепости Моравску. Важно отметить, что в этом передовом отряде служил ротмистром приятель самозванца по Гоще арианин Я. Бучинский, что наводит на мысль, что костяк запорожцев в войске самозванца вначале составляли прежние приятели Г. Отрепьева казаки-ариане. Гетманом казачьего войска Лжедмит-рий 1иЮ. Мнишек назначили пана Запорского.

В Моравске к войску Лжедмитрия I, по данным Б. Болтина и неизвестного иезуита, присоединился казачий трехтысячный отряд, состоявший из "черкасс веневских и пятигорских, казаков донских и яицких" [17, с. 12; 18, с. 324]. Важно отметить, что черкасы были веневскими, т.е. служилыми казаками, испомещекными русскими властями в районе пограничной крепости

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком