научная статья по теме M.K. АСАНТЕ. ИСТОРИЯ АФРИКИ. ПОИСК ВЕЧНОЙ ГАРМОНИИ. НЬЮ-ЙОРК, 2007, XIII + 397 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «M.K. АСАНТЕ. ИСТОРИЯ АФРИКИ. ПОИСК ВЕЧНОЙ ГАРМОНИИ. НЬЮ-ЙОРК, 2007, XIII + 397 С»

обряда и его изучению, подчас не задумываясь ни о церковной, ни о научной карьере. Даже свои скромные материальные средства ученый вкладывал в издание научных работ: "Историю мельхитских патриархатов", самый объемный из написанных им трудов, о. Кирилл вынужден был публиковать на свои средства (Ч. 2, р. 462, 470). В конце жизни он оказался одинок, разочаровавшись в надеждах увидеть реализованными свои идеи и планы. Но его искренняя вера в "дело Восточной церкви", энтузиазм в изучении христианского Востока и попытки "приближения" Западной церкви к Восточной заслуживают внимания.

Автобиография и архив Кирилла Королевского - не только "история частной жизни" священника, консультанта курии или хроника его научных занятий: в них нашли отражение контакты Римской церкви с христианским Востоком и с Православием с конца XIX и на протяжении всей первой половины XX столетия.

В.Г. Ченцова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории восточнохристианской

культуры

Института всеобщей истории РАН

M.K. Assante. THE HISTORY OF AFRICA. THE QUEST FOR ETERNAL HARMONY. New York: Routlege, 2007, xiii + 397 p.

M.K. Асанте. ИСТОРИЯ АФРИКИ. ПОИСК ВЕЧНОЙ ГАРМОНИИ. Нью-Йорк, 2007, xiii + 397 с.

Молефи Кете Асанте - профессор кафедры афроамериканских исследований Университета Темпл в Филадельфии, главный редактор "Джорнэл оф блэк стадиз", автор 63 книг. Рассматриваемая работа - одно из новейших исследований истории Африки1. В ней отражены основные тенденции уже сформировавшейся идеологии афроцентризма, нынешним лидером которого считается автор книги. Цель книги, по словам автора, "создать простую, но привлекающую внимание основополагающую книгу, которая бы позволила студентам и непрофессионалам получить знания об основных процессах, событиях и деятелях Африканского континента" (с. хп).

Асанте подчеркивает, что до сегодняшнего дня история Африки писалась, в основном, европейцами без участия самих африканцев, потому в ней было так много неточностей, недопонимания. В основу книги легли, прежде всего, работы афроамериканских ученых, а не американских и европейских (исключение составляют труды Б. Дэвидсона, который, будучи белым, старался "реабилитировать" Африку в мировой истории), поскольку он хотел

1 Книга состоит из семи частей: "Время пробуждения", "Век письменности", "Момент реализации", "Эра построения", "Время хаоса", "Эра реконструкции", "Время консолидации".

"переписать и переориентировать историю Африки с точки зрения самих африканцев" (с. хп).

Следуя работам и идеям Шейха А. Диопа (известного сенегальского ученого - историка, египтолога, физика, лингвиста, антрополога), Асанте пытается в первой части книги доказать первенство негро-африканской культуры в мировой истории. Для этого Асанте использует труды историка - афроамериканца Дж.Г. Клерка, который считал, что "цивилизация появилась вначале на Африканском континенте и все другие континенты являются наследниками этих первых людей, которые заселяли большую территорию Африки" (с. 17). Из этого следует, по мысли автора, что первые люди были именно черными, а белые появились значительно позже.

Больший интерес представляют последние части книги, описывающие колониальный и постколониальный периоды истории Африки. Период "афро-европейской континентальной войны" он определяет с 1807 г., когда Британия отменила работорговлю, до 1957 г., когда Золотой Берег получил независимость и взял название древнего государства - Гана. Четкого обоснования введению такого рода хронологии автор не дает, ограничиваясь замечанием, что "когда европейская работорговля была отменена в XIX в., Европа не была готова покончить с эксплуатацией Африки" (с. 215). Асанте

подчеркивает, что "не Африка провозгласила войну против Европы, а Европа провозгласила войну против Африки", вынудив ее жителей использовать все ресурсы, чтобы защитить самих себя и свою землю.

Бесчеловечной и уникальной по своей высокомерности считает Асанте Берлинскую конференцию по вопросам Африки 1884— 1885 гг.: "Берлинская конференция - самый невероятный акт в современной политической истории. Европа и ее американские и турецкие партнеры решили судьбу Африки без учета ее политических, социальных и юридических прав" (с. 220). Результатом конференции было разделение сфер влияния в Африке и проведение границ между ними, что привело к тому, что "множество этнических групп были своевольно разделены без учета их истории и культуры" (с. 221).

Отдельную часть книги Асанте посвящает панафриканскому движению. Сам термин "панафриканизм" автор истолковывает как "единство африканского народа и устранение доминирования белого расизма на территории Африки" (с. 260). Особо отмечает автор то, что "панафриканские конгрессы XX в. были инициированы африканской диаспорой, тем самым сформировавшей дискурс о панафриканизме в контексте мировой африканизации" (с. 260). Главной задачей этого движения с момента его создания, по мнению Асанте, было "возвращение к тому времени, когда африканцы Карибских островов и американцы выступали за солидарность со всеми африканцами" (с. 260). Сам Асанте и сейчас выступает с мыслью об установлении самых прочных связей между африканскими государствами и диаспорой в Америке и Европе, видя в этом залог более успешного политического и экономического развития Африки2.

Большое внимание Асанте уделяет участию европейских держав и международных организаций во внутренних войнах африканских народов, с особой силой разгоревшихся с конца XX в. С одной стороны, он осуждает самих африканцев за развязывание конфликтов: "Очень просто говорить, что только внешние силы были виноваты в хаосе, царившем в Африке, забывая о том, что во многих случаях африканцы сами должны быть ответственны за происходившее на континенте" (с. 320). С дру-

2 http://www.youtube.com/watch?v-bI_ISfsCYJ4&

1еа1иге-ге1а1ед

гой - обвиняет европейские страны то в излишнем вмешательстве в дела Африки, то, наоборот, в полном равнодушии к событиям, происходящим в ней. Так, в начавшейся еще в 1952 г. войне в Кении движение Мау-мау было, по мнению Асанте, всего лишь ответом на жестокость и несправедливость европейцев: "Жестокость британских карательных экспедиций и смертных приговоров были безосновательны. Например, члены движения Мау-мау убили 32 колониста, а британские силы безопасности могли убить 50 000 африканцев (но убили значительно меньше. - М.К.)" (с. 284). Упоминая же геноцид в Руанде 1994 г. Асанте осуждает международные организации теперь уже в равнодушии и невмешательстве в дела Африки: "ООН отказалась посылать в Руанду миротворческую миссию, а приехавший на место трагических событий президент США Билл Клинтон одобрил бездействие своего правительства. И все это в условиях подробного освещения геноцида в прессе!" (с. 320). Асанте считает события в Руанде "несмываемым позором всему миру" (с. 321).

Асанте поднимает и еще одну тему, широко обсуждаемую сейчас в прессе: политика Роберта Мугабе в Зимбабве. Автор прямо не оправдывает насильственный сгон белых с земель, однако отмечает, что они занимали эти земли с 1898 г., лишая коренных жителей Зимбабве их прав, всячески унижая их. Агитация за изгнание всех белых из страны сделала Мугабе, по мнению Асанте, "героем для своего народа" (326). Кроме того, Мугабе укрепил отношения с Китаем, куда нанес визит в 2005 г. Асанте считает очень важным этот поворот Зимбабве к Востоку, поскольку сотрудничество Азии и Африки, по его мнению, может стать "фундаментом для прочного союза, невозможного с Европой" (с. 326). Однако массовая популярность Мугабе стала сомнительным фактом после прошедших в стране президентских и парламентских выборов в марте 2008 г. Асанте не упоминает о тяжелейшем положении в стране, сложившемся в правление Мугабе. Сейчас в Зимбабве голодает около 2 млн. человек, безработица достигла уровня 80%, инфляция составляет уже более 100 тыс. % в месяц3.

В последней части книги автор рассказывает о создании Африканского союза - союза африканских государств и современных тенденциях в политической жизни континента. Он

3 http://www.rian.ru/wor1d/20080331/102546037.htm1

подчеркивает, что до сих пор Африка не может до конца освободиться от экономической зависимости от стран Европы и Америки, которые относятся к ней как к сырьевому придатку. Асанте пишет, что "в 2005 г. Европа платила экспортерам африканской нефти только 27 долл. за баррель, в то время как его реальная стоимость была 60" (с. 340).

Однако заметные успехи, по мнению автора, были достигнуты в политическом развитии стран Африки. Так, Асанте подчеркивает успехи президента Сенегала Абдулай Вада, начавшего интеграцию Африканской диаспоры в Африканский союз (сейчас в него включены шесть регионов диаспоры). Автор также отмечает, что "конституция Южной Африки является самой прогрессивной в мире" (с. 340), хотя о реализации этих принципов на практике Асанте умалчивает. С 1996 г. проводятся конгрессы черных писателей и художников, в которых принимают участие и главы государств. Эти конференции посвящены, прежде всего, обсуждению проблем развития и возрождения Африки в XXI в. (с. 347). На первом таком конгрессе президент ЮАР Табо Мбеки заявил, что "самой важной задачей сейчас для всех является объединение африканских государств и Диаспоры для изменения ситуации Африки к лучшему" (с. 348).

Работа М.К. Асанте представляет интерес в большей степени как источник информации о новых тенденциях в идеологии "черных". Кроме того, книга Асанте ценна еще и тем, что позволяет стать ближе к истории и культуре континента, занимающего более 20% суши и населенного 1 млрд. человек. Это целый мир, до сих пор таящий множество тайн и несправедливо долгое время игнорировавшийся историками как Европы, так и России. С другой стороны, до последнего времени все, что было известно об Африке - это работы европейских, американских и арабских историков и путешественников, весьма поверхностно, по мнению Асанте, воспринимавших Африку. Асанте писал в другой своей книге, под названием "Афроцентризм": "Европейские следы в нашей истории привели к тому, что мы утратил

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком