научная статья по теме МАГА-ЕРДЫ (ЯЗЫЧЕСКИЙ БОГ-ПОКРОВИТЕЛЬ У ИНГУШЕЙ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МАГА-ЕРДЫ (ЯЗЫЧЕСКИЙ БОГ-ПОКРОВИТЕЛЬ У ИНГУШЕЙ)»

© ЭО, 2004 г., № 3

Ф. И. Горепекин

МАГА-ЕРДЫ (ЯЗЫЧЕСКИЙ БОГ-ПОКРОВИТЕЛЬ У ИНГУШЕЙ)

Ингуши, населяющие Назрановский округ Терской области, оставляют нераздельную ветвь одного большого чеченского племени.

Обособляясь от своего племени, они долгое время были в стороне от того исторического движения, которое разыгрывалось во время Шамиля на чеченской территории, и где распространялся и укреплялся ислам.

По этой причине у ингушей, больше, чем у других племен Северного Кавказа, сохранились старинные верования и обычаи. Почитание предков и культ народных героев был наиболее развит. У ингушей были свои особые боги-покровители, общие как для всего племени, так и для отдельного аула и даже рода. Назывались они Ццу (здесь и далее курсив редакции). Боги-покровители были наделены равным могуществом и силою, но различались большим или меньшим масштабом своих действий.

Почитание богов играло громадную роль в жизни ингушей, так как они были непосредственные заступники перед Высшим Богом, по-ингушски - Дэла, Дяла. Все зависит от Дэла, что он захочет, то и должно быть. Дэла - Бог Всемогущий. Люди не осмеливаются обращаться к нему прямо в своих молитвах, чтобы не беспокоить. Всякое проявление его желаний или гнева исполняется через его помощников, необходимость которых вызывалась потребностями народа.

Женщины не осмеливаются произносить имя Высшего Бога, а изменяют его: Гелой, Гела. Старшие боги-покровители имели различные имена и им строили особые капища, называемые Элгыцъ. Из этого пантеона богов лишь о немногих имеются подробные сведения, большею же частью сохранились одни их имена*. Я приведу сведения о Мага-ерды. Элгыць этого покровителя находится в селении Салги Назра-новского округа. Эльбузур Эльджеркиев, коренной житель селения Салги, авторитетный человек среди ингушей, о своем бывшем родовом боге покровителе рассказал мне следующее.

С великим именем бога начинаю это дело "Б18тьлаЫр-ррохтошр-ррохт". Все, что я расскажу, есть большая правда. Было это очень давно, когда из Шеми2 вышел человек святой жизни по имени Маго. Он любил путешествовать. В своих путешествиях Маго имел продолжительную остановку у народа халик, живших около моря3. Здесь один из его ближайших родственников или он сам имел неприятное дело с женщиной, почему Маго принужден был оставить ту страну и поселиться околоТатартупа4.

Там ему жить не понравилось и он перешел дальше.

Маго был святой человек, почему и искал спокойного места, где бы мог быть в единении с богом. Из Татартупа Маго направился вверх по течению речки Армхи5, остановился в Могучкале и потом дошел до места, где ныне селение Салги.

Здесь он остановился на постоянное жительство на горе, что против Салги, где имел убежище для молитвы. Место это теперь называется Мага-тэ.

У Маго были жена и дети. Сам Маго был такой человек, что у него в полном послушании была змея, которая свободно ползала по полу жилища, выползала на двор и возвращалась опять на свое место. Змея эта говорила человеческим голосом и с хозяином была в большой дружбе. Была у Маго и маленькая ручная птичка (хазилг), а в особом сундуке находились небесные звезды.

Все они, т.е. змея, птичка и звезды приносили счастье Маго, а звездам особо были послушны все ветры. Маго любил путешествовать. Однажды он отправился в Тифлис и перед отлучкой из дома строго приказал жене и малолетнему сыну не обижать и хранить сокровища: змею, птичку и звезды.

В отсутствие отца сын играл как-то на полу в альчики (игра, целью которой было метание камушков на определенное расстояние. - примеч. ред.) и у него был в руках плоский камень, который он бросал в альчики. Во время игры этим камнем сын нечаянно отбил хвост проползавшей по полу змее. Она, увидев, что лишилась хвоста и стала безобразна, бросилась на мальчика и своим ядом убила его, а затем покинула жилище Маго.

С исчезновением змеи не стало и птички, звезды покинули свой сундук, ветры не стали им уже повиноваться, и счастье Маго разрушилось.

Находясь в гостях в Тифлисе, Маго как-то видел нехорошее во сне, и на другой день, выйдя в поле, увидел, что у пасущегося козла сильно тряслась борода6. Это обстоятельство еще более опечалило Маго. Он догадался, что дома случилось что-то неладное, так как ветер свободно ходил по свету и раздувал бо-

* Примечания Ф.И. Горепекина даются в авторской редакции.

5* 131

роду у козла. Maro поспешил проститься с приветливым хозяином и вернулся домой. Хозяин был опечален уходом хорошего гостя, но, так как он и все люди знали, что дома у Маго случилось что-то неладное, не стал задерживать своего гостя.

Пройдя все лежащие на пути горы, Маго стал приближаться к своему жилищу. Душа его была очень печальна. Он, как святой человек, конечно, знал о случившемся в доме, и дабы умилостивить Высшего Бога вернуть ему опять счастье, стал молиться.

Не дойдя одной или двух верст до своего жилища, Маго почти через каждые 5-10 шагов снимал шапку, становился на колени, взывал к Богу и так приближался к дому. На том месте, на горе, где впервые Маго преклонил колени, остался до сего времени след на камне, называемый Берд-экриж-те. Всякий проходящий мимо этого места должен был присесть на землю и этим отдать почитание. Молитва была скоро услышана Высшим Богом, и Маго заметил, что звезды с высоты спустились и стали низко над его головою, птичка летала вокруг него и приблизилась к нему змея.

Увидев змею, Маго сказал: "Не уходи от меня, забудь свою обиду, будем по-прежнему жить в дружбе, и я хвост тебе сделаю из золота". - "Нет! - сказала змея. Хоть ты и сделаешь мне хвост из золота, но никогда не забудешь о своем сыне, так и я не забуду своего хвоста. Хотя мы и будем дружны, но все же случившееся будет приходить на память и это трудно забыть, лучше давай разойдемся". Так они разошлись, и Маго лишился всего того, чем обладал. После этого Маго остался жить в своем избранном месте и стал молиться и читать дя-жей (отцовскую книжку, китаб), которую я подарил музею7.

Умер Маго в глубокой старости и похоронен около своего жилища. При жизни своей Маго был в большой дружбе с Сеска-Солсом8, который тоже похоронен рядом с Маго. После Маго остался сын Цик-ма, у него был сын Андре, у Андре было четверо сыновей: первый - Пош, второй - Гуй, третий - Цикма, четвертый - Чинды.

Из всех братьев Гуй отличался от других людей. Он был высокого роста, сильный, злой и двуротый9, т.е. в один рот принимал пищу, а в другой выбрасывал кости. Так как Гуй не был похож на всех обыкновенных людей, к тому же он был злой и сильный и никто ему не мог отомстить за обиды, и, чтобы избавиться от такого человека, братья решили продать его. Они тайно сговорились между собой и бросили жребий, чтобы определить, кому остаться дома смотреть за барантой (местное или ошибочное название овечьего стада - примеч. ред.), а кому отвести брата на продажу.

Жребий указал остаться дома старшему брату Пошу, а Цикма и Чинды должны были исполнить свой замысел. Чтобы увлечь за собою брата, они, обманывая его, сказали: "Гуй! Пойдем с нами к грузинам, может быть, отобьем у них табун или добудем чего-либо хорошего. Ты человек сильный, и в этом поможешь нам".

Гуй согласился. Они втроем вышли из дома и пришли в то место, где теперь селение Казбек.

Здесь братья тайно продали Гуя и при этом поступили так.

Гуй имел привычку, что, когда сытно покушают, то спит тогда крепким сном три дня, и ничто не в состоянии его разбудить, пока он не проснется сам.

И вот когда Гуй уснул, братья нашли длинную железную цепь10, кольца которой были толщиною в два пальца, и заковали ему одним кольцом ноги, а другим - шею. Проснувшись, Гуй спросил бывших с ним людей, что это значит? Ему сказали, что братья продали его и надели цепь, чтобы он не убежал. Гуй сильно обиделся на своих братьев и сказал людям: "Разве эти цепи могут меня удержать!" и преспокойно порвал цепи, а затем пошел вдогонку за своими братьями.

Придя на горы Охрой-лам11, Гуй крикнул своим братьям: "Эй, где вы есть? Я не оставлю вас". Крик этот услышали братья, сильно испугались и бросились бежать в разные стороны.

Подойдя к Мага-те, т.е. к месту, где паслись бараны Маго (а теперь покосное место от селения Салги до селения Хули и Казы), Гуй крикнул еще раз. Братья, опять услышав его голос, постарались дальше убежать от гнева своего озлобленного брата и угнали с собою баранту. В то время земли свободной было много, и она была настолько хороша и плодородна, что если комок сжать в руке, то капало масло.

Придя домой, Гуй нашел там своего брата Поша, но так как он оставался дома, то Гуй ему ничего не сделал. Цикма ушел в Цоринское общество где и укрылся (ныне селение Озди). Чинды ушел в Грозненский округ. Пош остался в Мага-те и основался в Салги, а сам Гуй пошел в Тумги. До сего времени около Тумги-Ерда стоят два каменных памятника, поставленных в память предков - Гуя и Цикма.

У Поша были сыновья: Шамиль, Тыныш, Тят, Батык, Хамч, Очик, Чарак, Ганчу, Хуликои, Эльджер-ко. Всего же от Маго насчитывается 14 поколений. Кто были сыновья Гуя, должны знать Тумгоевы. У Цикма были сыновья: Оздой, Бирк-хой, Машхой, Корбхой. Так как Чинды живет от нас далеко, то о его потомстве мы ничего не знаем. От Эльджерко происходит теперешний наш род - Эльджеркиевых.

Место, где жил святой человек Маго и где похоронен он, до сего времени у нас считается святым. Туда еще лет 30 назад жители села Салги ходили молиться и приносили жертвы. Место это находится на высокой горе "Маго-тэ", что против селения Салги Хамхинского общества. Здесь, среди чудного соснового леса, на вершине высоко утеса, стоит небольшой домик, сложенный из обтесанного камня, на прочном

цементе и с крышею нз шиферных плит. Он стоит на самом краю обрыва, с другой стороны обнесен невысокой каменной оградою, в которой чередуются небольшие ниши. Домик этот называется "эльгыц", по преданию, построен самим Маго, где он и молился. Два раза в год, летом и зимою, к этому капищу жители села Салги собираются для молитвы. Посторонние допускаются лишь с согласия стариков. Когда приходит время молиться на Мага-тэ, то в селении все ожидают дня, когда случится

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком