научная статья по теме МАГРИБИНСКОЕ СООБЩЕСТВО ВО ФРАНЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ДИАСПОРЫ И ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МАГРИБИНСКОЕ СООБЩЕСТВО ВО ФРАНЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ДИАСПОРЫ И ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ»

ВОСТОК НА ЗАПАДЕ

МАГРИБИНСКОЕ СООБЩЕСТВО ВО ФРАНЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ДИАСПОРЫ И ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ*

© 2008 Е. Б. ДЕМИНЦЕВА

События, происшедшие во Франции осенью 2005 г, заставили заговорить о проблемах окраинных кварталов Парижа и других городов этой страны, а также об их обитателях, ставших основными действующими лицами конфликта. В статье анализируются идентификационные процессы и социальные изменения, которые происходят на протяжении нескольких десятилетий внутри магрибинского сообщества во Франции; взаимоотношения ее представителей с коренным населением страны; влияние этого сообщества на само французское общество, а также интеграционная политика, проводимая французским государством в отношении выходцев из стран Магриба1.

Волна массовой эмиграции из Северной Африки захлестнула Францию после Второй мировой войны. Уже на момент провозглашения независимости Алжира в 1962 г. численность алжирцев во Франции, только по официальным, заниженным (по некоторым оценкам - вдвое) данным, выросла к 1962 г. до 350 тыс. человек. Особенно усилился приток иммигрантов в 1960-е гг., в период экономического подъема, когда стране не хватало рабочих рук на промышленных предприятиях.

Повлияли на приток иммигрантов и события в самих странах Магриба, которые в конце 1950-х - начале 1960-х гг. были охвачены антиколониальным движением. Алжирская война 1954-1962 гг. дала новый стимул для эмиграции: теперь многие алжирцы покидали страну не только по экономическим, но и по политическим причинам, из-за несогласия с установившимся в стране режимом; в основном после независимости уезжали семьи тех алжирцев, кто служил во французской армии (харки). Вместе с тем после получения страной независимости алжирцы уже не могли свободно въезжать во Францию: соглашением от 10 апреля 1964 г. были введены ограничения на иммиграцию. В 1968 г. это соглашение было обновлено, причем было зафиксировано максимальное количество алжирцев, которые могли каждый год иммигрировать в бывшую метрополию (35 тыс. человек). В 1971 г. оно было скорректировано, ежегодная квота сократилась до 25 тыс. человек. Не случайно уже в 1947 г. президент страны начинает свою предвыборную кампанию с вопроса об иммигрантах. Все политические партии

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Миграционные процессы Юг-Север. Уроки для России". Проект № 06-02-02083а.

1 Тему иммиграции в Западную Европу затрагивают многие исследователи. См. например: [Ланда, 1999; Ланда, 2001(1); Ланда, 2001(2); Пономаренко, 1997; Потёмкин, 2002; Прожогина, 1998; Прожогина, 2001(1); Прожогина, 2001(2); Ageron, 1980; Begag, 1993; Ben Jelloun, 1984; Benachenhou, 1996; Cesari, 1994; Etienne, 1989; Jazouli, 1992; Kaltenbach, Tribala, 2002; Kepel, 1987; Khosrokhavar, 1997; Lacoste-Dujardin, 1993; Leveau, Kepel, 1988; Ramadan, 1994; Sayad, 1999; Tribalat, 1995; Weil, 1995; Weil, Hansen, 1998; Wiewiorka, Oha-na, 2001; Wihtol de Wenden, 1998; Wihtol de Wenden, 2001].

выдвигают на первый план вопрос о трудоустройстве, работе и социализации иммигрантов.

Уделом иностранных рабочих была наиболее грязная и низкооплачиваемая работа. Обычно магрибинцы приезжали для работы на крупных предприятиях, и им выделялось общежитие на окраинах городов, таких как Марсель и Париж, где складываются поселения выходцев из Северной Африки. В то время французы рассматривали приток иммигрантов скорее как временное явление - в основном речь шла о мужчинах, приехавших в страну на заработки. Однако к концу 1960-х гг. ситуация меняется: ма-грибинские эмигранты, находя работу и закрепляясь во Франции, "выписывая" к себе оставшиеся за морем семьи, пускают в бывшей метрополии корни. Рождаемость в иммигрантских семьях была значительно выше, чем у французов - они имели по 5-6 детей (иногда и по 10 - во многом из-за того, что многодетные семьи могли получать пособия). Численность иммигрантов начинает увеличиваться в геометрической прогрессии. Постепенно складывается магрибинская диаспора, которая приобретает свойственные только ей специфические черты.

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ДИАСПОРЫ

При рассмотрении магрибинской диаспоры во Франции удобно опираться на схему эволюции социальных организмов, предложенную российским ученым З.И. Левиным: "Изучение сообществ живых объектов и социальных образований различного происхождения в разных условиях приводит к заключению, что в своем развитии они равно проходят несколько основных стадий. Первая - стадия выживания сообщества, отбора в нем наиболее жизнеспособных элементов; вторая - его количественный рост и структурирование; третья - зрелость, стабильное функционирование; и четвертая -стадия упадка, дезинтеграции, умирания" [Левин, 2001, с. 40].

Данная модель как нельзя лучше подходит для исследования эволюции магрибинской диаспоры. Прежде стоит отметить, что на формирование самосознания диаспоры оказали влияние несколько факторов. Во-первых, сами французы содействовали появлению "иммигрантских районов", "зон", определяя местожительство прибывших преимущественно на городских окраинах. Во-вторых, социальные условия жизни иммигрантов оказывались примерно одинаковыми: цель приезда - зарабатывание денег, место работы - французские промышленные гиганты, место обитания - дешевые "бетонные кварталы", среда общения - такие же, как и они, иммигранты. В-третьих, все они были связаны общей судьбой и общей целью, круг их контактов оставался крайне ограничен, а положение "временного" рабочего должно было гарантировать им лояльное отношение со стороны французских граждан.

По словам З.И. Левина, на первом этапе существования диаспоры, "чем труднее приходится мигрантам на первых порах, чем резче между ними и коренными жителями цивилизационные различия, тем суровее отбор... Именно от них, первых переселенцев, в основном людей, готовых преодолевать трудности, зависит, как сложится судьба диаспоры, ее жизнеспособность, устойчивость, влияние. От их активности зависит эффективность общинных институтов, от их качественного состава - образовательного, профессионального уровня - своеобразие менталитета диаспоры" [Левин, 2001, с. 41].

Первые магрибинские иммигранты были в основном выходцами из деревень, малограмотными людьми, согласными на любую черную работу, за которую им платили бы небольшие деньги (но даже эти деньги могли обеспечить сносное существование их семей на родине). Для французов они были лишь рабочей силой, согласной принимать условия "хозяев" и не претендующей на многое. Изначально иммигранты из стран Ма-гриба не воспринимались как "равные" ни в социальном, ни в политическом, ни в культурном отношении. Уже на первом этапе формирования диаспоры магрибинское сообщество воспринималось не только как нечто чуждое принимающему обществу, но и

как стоящее на ступень ниже самих французов. С одной стороны, иммигранты и сами старались жить вместе, чтобы помогать друг другу; с другой - для большинства магри-бинцев стена между ними и принимающим обществом была непреодолимой. Многие не знали французского языка, да и культура страны пребывания была чуждой для них; и сами французы сторонились более близких контактов с иммигрантами.

Основной целью иммигрантов-рабочих, прибывавших во Францию в 1960-е гг., было зарабатывание денег. Их не смущал низкий статус в обществе, они готовы были подчиняться правилам, диктовавшимся французской стороной, так как только такое поведение давало им шанс остаться на территории страны и получить работу. В это время ни государство, ни сами иммигранты не поднимали вопросов о создании каких-либо органов управления диаспорой, или ассоциаций, выступающих за права иммигрантов. И само понятие "диаспора" не использовалось по отношению к рабочим. На этом этапе говорить об однородности магрибинской диаспоры не приходится. Она представляла собой сплав разнородных групп, объединенных семейно-родственными связями. Иммигранты старались держаться "своих" - выходцев из одной семьи, деревни.

Вторым этапом формирования магрибинской диаспоры во Франции стало появление сплоченной общины2. Появлению такой общины способствовал массовый приезд семей североафриканских рабочих. Иммиграция постепенно стала не только трудовой, но и семейной. Иммигрант со временем начинал себя ощущать не просто "временным рабочим", но в известной мере членом того общества, в котором он находился, жил, работал, где учились его дети. С появлением в "бетонных кварталах" детей возникает вопрос о необходимости воспитания молодого поколения в духе магрибинских традиций и мусульманских норм. Вновь прибывающим иммигрантам (а они в основном приезжали, следуя примеру своих близких, родственников, односельчан) магрибинская община помогает закрепиться на французской земле, получить работу и жилье. Но первостепенной по значению функцией иммигрантских общин надолго остается сохранение национальной самобытности и "передача" ее атрибутов последующим поколениям. Присущие магрибинцам традиции большой семьи, поддерживающей патриархальный образ жизни, культивирующей обычаи еще родоплеменной солидарности, по-своему резко проявлялись в диаспоре, становящейся своего рода кланом и обладающей своей собственной иерархией. Обычно глава семьи работал на каком-либо промышленном предприятии, тогда как его жена оставалась дома и вела домашнее хозяйство. Круг общения такой семьи ограничивался такими же иммигрантами, "как и они". Зачастую они даже не выходили за пределы "своего" квартала, говорили в основном на родном языке, а образ их жизни практически не отличался от того, который они вели у себя дома.

Тогда начинают формироваться первые организации, которые помогали вновь прибывшим иммигрантам и их семьям обосновываться на французской земле, устраиваться на работу и подыскивать жилье. На этом этапе в диаспоре формируется целостное социальное образование - община, главной целью которой является сохранение национальных традиций и религии. Выходцы из Северной Африки, чья культура и религия столь отлична от французской, были "чужими" в принимающем их обществе. Мусульманские традиции, ревностно хранимые членами общины, был

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком