научная статья по теме МАЛАЙЗИЯ: АНВАР ИБРАГИМ - ФЕНИКС, ВОССТАВШИЙ ИЗ ПЕПЛА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МАЛАЙЗИЯ: АНВАР ИБРАГИМ - ФЕНИКС, ВОССТАВШИЙ ИЗ ПЕПЛА»

ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОРТРЕТ

МАЛАЙЗИЯ:

АНВАР ИБРАГИМ - ФЕНИКС, ВОССТАВШИЙ ИЗ ПЕПЛА

В.А. ПОГАДАЕВ

Кандидат исторических наук Университет Малайя (Куала-Лумпур)

Ключевые слова: Малайзия, Анвар Ибрагим, Махатхир Мохамад, политическая борьба, малайзийская оппозиция, Партия народной справедливости

Бывший вице-премьер Малайзии Анвар Ибрагим, возвысившийся благодаря премьер-министру Махатхиру Мохамаду до немыслимых высот в начале 1980-х гг., был затем низвергнут тем же Махатхиром в пучину страданий и унижений и отсидел за решеткой пять с лишним лет. Многие политические обозреватели поспешили вычеркнуть его из политики.

Тем не менее, Анвар Ибрагим восстал как феникс из пепла, сумел объединить оппозицию и привести её близко к победе, нанеся сокрушительный удар по правящему блоку.

А ведь вначале ничего не предвещало таких бурных событий.

НАПОРИСТОСТЬ И ЭКСТРЕМИЗМ

Анвар Ибрагим, один из девяти детей в семье Ибрагима Абдул Рахмана, родился 10 августа 1947 г. в небольшом городке Бу-кит-Мертаджам, штат Пинанг. Его прадедушка, выходец из Индии, приехал в Малайю на заработки и женился на малайке. Родители Анвара отнюдь не были настроены оппозиционно к правящей Союзной партии (позднее превратившейся в Национальный фронт). Наоборот, и отец, и

мать были членами Объединённой малайской национальной организации (ОМНО) - главного компонента Союзной партии*. Отец был даже членом парламента от ОМНО в 1959-1969 гг., а в 1964-1969 гг. - парламентским секретарём министерства здравоохранения.

Несмотря на это, Анвар не проявлял особого интереса к политике. В Малайском колледже в Куала-Кангсаре1, куда он поступил в 1960 г., был примерным учеником, интересовался историей и языками, гордился, что учится именно в том заведении, которое было создано в 1905 г. для детей элиты и в котором первоначально учились, в основном, отпрыски монарших семей2 (их в Малайзии - девять, из них раз в 5 лет избирается верховный правитель - король).

Наблюдатели отмечают в этот период интерес Анвара к исламу, особенно к его демократическому направлению. Но открыто Анвар свои взгляды тогда не высказывал: можно было лишиться возможности учиться в элитном колледже.

Весь скрытый дотоле политический талант и харизма Анвара Ибрагима как личности в полной мере проявились, когда, окончив колледж, он в 1967 г. стал студентом Университета Малайя, единственного тогда в стране, созданного на базе знаменитого Универ-

ситета Малайя в Сингапуре (ныне Сингапурский национальный университет).

Обстановка в университете в те времена была либеральной. Студенты устраивали демонстрации и митинги. У входа в библиотеку расположился «уголок оратора» - он никогда не пустовал. Один за другим поднимались на трибуну студенты, произнося страстные речи, и не последним среди них был Анвар Ибрагим3. К 1968 г. он уже возглавлял Национальный союз малайзийских студентов-мусульман и Общество малайского языка Университета Малайя, которые были весьма боевыми в отстаивании интересов малайцев.

Автор данной статьи познакомился с Анваром Ибрагимом, завершавшим своё университетское образование, в 1970 г. Тогда в составе группы советских студентов я приехал в Университет Малайя на стажировку по малайскому языку. Интерес к советским студентам был огромен, и Общество малайского языка решило устроить форум «Советский Союз сегодня». Зал, вмещавший 300 человек, был переполнен. Среди присутствовавших находились известные писатели Усман Аванг и Крис Мас (позднее получившие почётное звание Национальных писателей), не менее известный поэт Абдул Латиф Мохиддин.

Не только они почтили своим присутствием форум, но и, как мы узнали позже в ходе форума, Анвар Ибрагим. Мы рассказыва-

* В ^юзную партию (окончательно сформировалась в 1958 году), кроме ОМНО, входили Китайская ассоциация Малайзии и Индийский конгресс Малайзии. Национальный фронт был создан на базе Союзной партии в 1970 г. В настоящее время он объединяет 13 партий.

ли о жизни в нашей стране, а на мою долю выпал, в общем-то, непростой вопрос об исламе. Подготовились мы неплохо: принесли из посольства огромный фотоальбом, где были снимки индонезийского президента Сукарно во время молитвы в московской мечети, роскошно изданный в Ташкенте Коран, другие материалы.

Мы как чувствовали: именно по этому вопросу и завязалась бурная дискуссия, и нашим главным оппонентом, как нетрудно догадаться, стал Анвар Ибрагим, горячо говоривший, ссылаясь на международные исламские организации, что мусульман в СССР преследуют, не дают свободно отправлять свою веру.

Казалось, мы исчерпали все аргументы, и тут на «амбразуру» идеологической дискуссии бросилась моя коллега Таня Дорофеева. Она забралась на стол и закричала: «Ну, какую клятву я должна дать, чтобы вы нам поверили?»

Мне показалось, что симпатии большинства студентов были на нашей стороне: не всем нравились напористость и экстремизм Анвара Ибрагима. Об этом же свидетельствовала и статья размером на целую полосу, написанная другим студентом Университета Малайя - Сулейманом Мас-ри и опубликованная в центральной газете «Утусан Малайсия». Статья называлась «Русский студент: Мусульман угнетают? - Не-правда!»4

Заголовок говорил сам за себя...

ПО СТУПЕНЯМ КАРЬЕРЫ

Еще во время учёбы в университете Анвар обратил на себя внимание лидера правящей партии, премьер-министра Абдул Ра-зака (1970-1976). Он упомянул о нём как о потенциальном политическом лидере и даже предложил его отцу послать Анвара учиться за границу на юриста, имея в виду, что по возвращении он свяжет свою дальнейшую политическую карьеру с ОМНО5.

Однако у молодого политика были свои планы. Окончив университет в 1971 г., Анвар возглавил отдел по связи с общественностью новой молодёжной организации «Поколение мусульманской молодёжи Малайзии» (АБИМ), созданной при его участии на базе группы членов Национального союза малайзийских студентов-мусульман (первоначально всего 153 человека).

АБИМ по своим позициям была ближе к правой оппозиционной Исламской партии, нежели к умеренной ОМ-НО. В 1972-1973 гг. он был её генеральным секретарём, в 19741982 гг. - президентом6. Одновременно с этим в 1972-1978 гг. Ан-вар возглавил Малайзийский молодёжный совет - орган, координировавший деятельность всех молодёжных организаций в стране.

Пришло к Анвару и международное признание. В 1973 г. он был избран членом комитета Всемирной ассамблеи мусульманской молодёжи и исполнительным директором Международной федерации исламских студенческих организаций.

При Анваре численность членов АБИМ возросла до 35 тыс. человек, организация смогла подчинить своему влиянию студенческое движение, в т.ч. в Университете Малайя7. И когда в 1974 г. студенты выступили против нищеты и голода, протестовали против снесения домов скваттеров и в защиту крестьян, терявших свои доходы из-за падения цен на сельскохозяйственную продукцию, власти усмотрели в этом руку Анвара Ибрагима и арестовали его на основании Закона о внутренней безопасности, когда он пришел в полицию, чтобы заплатить залог за арестованных студентов (1500 человек!)8.

Этот закон, принятый в 1960 г. против восставшей компартии,

Анвар с супругой Ван Азизой около Верховного суда, 2004 г.

позволял задерживать и содержать в тюрьме до двух лет без суда и следствия любого гражданина Малайзии, действия которого угрожали (или могли угрожать) безопасности страны. Это была первая «отсидка» Анвара, и длилась она 22 месяца.

И вот новый поворот в политической карьере Анвара Ибрагима. Махатхир Мохамад, ставший премьер-министром в 1981 г., предложил ему уже в 1982 г. вступить в ОМНО. В своих мемуарах «Домашний доктор» он, однако, утверждает, что Анвар сам захотел вступить в ОМНО и в течение нескольких месяцев добивался с ним встречи9. Эта версия выглядит странной, ибо Анвар, как отмечалось ранее, отверг подобное предложение Абдула Разака.

На выборах того же года Ан-вар был избран членом парламента и уже в 1983 г. назначен министром культуры, по делам молодёжи и спорта, в 1984 г. - министром сельского хозяйства, в 19861990 гг. был министром образования. Это один из важнейших постов в правительстве, своего рода «трамплин» к должности заместителя премьер-министра, которая, в свою очередь, открывает в перспективе возможность стать и премьер-министром.

Всё, казалось, шло по давно

отработанному сценарию. В 1990 г. Анвар стал министром финансов, а в 1993-м одновременно и заместителем премьер-министра.

Впоследствии, в своих уже упомянутых выше мемуарах, премьер-министр Махатхир признается: с его стороны было ошибкой, что он вовремя не раскусил истинную сущность Анвара, его амбициозность и стремление к власти10. Ну а тогда, в 1982 г. Ма-хатхиру было важно нейтрализовать харизматического и набиравшего политический вес соперника за пределами правящей коалиции и, как говорят китайцы, «задушить его в своих объятиях». «Я думал, - пишет он, - что его присутствие будет полезно ОМ-НО, ибо он больше не сможет действовать в политике за пределами партии»11. Особенно было бы опасным, признаётся Махат-хир, позволить Анвару присоединиться к влиятельной оппозиционной Панмалайзийской исламской партии.

Анвар начал очень быстро завоёвывать позиции в партии ОМ-НО (в 1984 г. воглавил ее молодёжное крыло, а в 1986 г. стал вице-президентом партии) и правительстве. Не говоря уж о популярности, которой ему и до этого было не занимать. Все спешили выразить почтение новому фавориту.

Я в это время работал в Куала-Лумпуре вторым секретарём посольства СССР и помню, каким мощным потоком люди шли поздравлять его в День открытых дверей на праздник мусульманского разговения, в его новую, еще полностью не отстроенную резиденцию. Дипломаты тут не были исключением. Пришлось долго стоять в очереди, прежде чем удалось пожать ему руку и поздравить с праздником.

В то время только-только вышел Русско-малайзийский сло-варь12, в составлении которого я принимал участие, и я принёс его Анвару в подарок.

Анвар принял словарь. Брови его удивлённо приподнялись: «О,

уже готов», - сказал он, словно был в курсе планов нашего издательства «Русский язык».

Потом я видел его на открытии книжной ярмарки, г

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком