научная статья по теме МАМОНТ В МИФАХ, ЭТНОГРАФИИ И АРХЕОЛОГИИ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МАМОНТ В МИФАХ, ЭТНОГРАФИИ И АРХЕОЛОГИИ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2004, № 2, с. 168-172

ЗАМЕТКИ

МАМОНТ В МИФАХ, ЭТНОГРАФИИ И АРХЕОЛОГИИ

СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ

© 2004 г. Ю. Б. Сериков, А. Ю. Серикова

Нижнетагильский государственный педагогический институт

Кости мамонта на территории Сибири местному, а затем и русскому населению были известны с давних пор. Кости и бивни мамонта своими размерами поражали воображение людей и являлись причиной фантастических представлений о птицах-великанах и животных-гигантах. В эпоху средневековья эти рогатые животные именовались "единорогами" и "инрогами", славяне представляли их под именами "индрик" или "инрог" (Иванов, 1949. С. 133).

О происхождении костей мамонта даже в историческое время существовало множество версий (их связывали со слонами Александра Македонского; со слонами, занесенными потопом в Сибирь с юга, и т. д.) (Татищев, 1979. С. 36-38). Еще в середине XIX в. "сибиряки-простолюдины" верили, что мамонты в Сибири до сих пор существуют. Местные жители были убеждены, что мамонты свободно расхаживают под землей, но если случайно подойдут к берегу реки или озера, высунут на поверхность голову и увидят дневной свет, то издыхают, будто рыба на воздухе (Тоб. губ. вед., 1859. С. 305).

Первая научная работа о мамонте была опубликована В. Н. Татищевым в виде письма его профессору Эрику Бенцелю в Швеции в 1725 г. Эта же статья еще дважды публиковалась в Швеции и один раз в Англии (Валк, 1979. С. 5, 6). На русском языке сведения о мамонтовых костях были опубликованы И.Г. Гмелиным в 1730 и 1732 гг., который в основу своей публикации положил присланную ему В.Н. Татищевым рукопись статьи о мамонтах (Валк, 1979. С. 6, 7). По ряду причин статья В.Н. Татищева "Сказание о звере мамонте" увидела свет только в 1979 г. (Татищев, 1979. С. 36-50). Необходимо также подчеркнуть, что первый полный скелет мамонта российская наука получила только в 1808 г. (Верещагин, Тихонов, 1990. С. 17).

В мифологических построениях сибирских народов мамонт занимал особое положение. В частности, он являлся участником сотворения мира. По представлениям эвенков, мамонт доставал бивнями землю с морского дна и бросал комьями на первичный клочок земли. Так, первоначально очень маленькая, земля стала большой и пригодной для человека. Для того чтобы выровнять неровную поверхность земли, мамонт призвал ми-

фического змея (дябдар'а). Там, где ползал змей, появились реки, где ступал мамонт - образовались озера, а где остались набросанные со дна моря куски земли - возникли горы. В других мифах мамонт и дябдар вступают в борьбу с мифическим чудовищем. В результате этой борьбы и появился современный рельеф (Анисимов, 1951. С. 195, 196). Селькупы верили, что под землей живет громадное и сильное животное, которое они называли "кошар" (мамонт). Оно охраняло вход в подземный мир, где обитали покойники. Часто образ подземного мамонта сливался с образом медведя, который являлся главным духом подземного мира (Прокофьева, 1949. С. 159). Ненцы и манси называли мамонта "земляным быком". Они испытывали страх перед этим зверем и считали его священным животным. Там, где он ступал, образовались реки и озера, где рыл землю - поднялись сопки и горы. Якуты называли мамонта духом - хозяином воды. У манси, хан-тов и селькупов сложились представления о мамонте-щуке, который живет в "чертовых озерах" и является злым и вредным животным. Обычно его изображали с оленьими рогами. Обские угры представляли мамонта в образе гигантской птицы (Иванов, 1949. С. 135-140). Интересно отметить, что в сибирской мифологии мамонт мог соотноситься со всеми тремя мирами: верхним, средним и нижним.

Зарождение мифов о мамонте относится к глубокой древности. Изучение археологических материалов позволяет связать эти мифы с этнографической современностью.

Обычно использование костей и бивней мамонта в хозяйстве и его образ в искусстве соотносят с эпохой палеолита. Но имеются интересные археологические данные, которые свидетельствуют об использовании образа мамонта и изделий из его костей и бивня в эпоху голоцена. Кроме костей мамонта иногда использовались кости и других плейстоценовых животных.

В мезолитическом слое торфяниковой Кокша-ровско-Юрьинской стоянки был найден обломок зуба шерстистого носорога. На III Береговой стоянке Горбуновского торфяника обнаружен наконечник стрелы неолитического облика, изготовленный путем оббивки из минерализованной кости мамонта (Сериков, 2001. С. 57). В одной из

полуземлянок турбинского поселения Боровое озеро II найден зуб мамонта (Бадер, 1954. С. 252).

Очень любопытны находки костей мамонта и изделий из них на памятниках культового характера - на святилищах и в погребениях. В Кумы-шанской пещере на р. Чусовая в коллективном погребении позднего неолита была найдена локтевая кость бизона. Она лежала в отдельной ямке, засыпанной охрой, вместе с каменным рыболовным грузилом. В самом погребении находился обломок лопатки носорога (Сериков, 2001а. С. 58). На жертвенном месте под Писаным Камнем на р. Вишера найден кинжал длиной 15.4 см, изготовленный из мамонтовой кости. О.Н. Бадер предположительно отнес его к эпохе энеолита (Бадер, 1954. С. 252). В пещерном святилище на камне Дыроватые Ребра на реке Чусовой в слое раннего железного века обнаружены зуб мамон-тенка и позвонок бизона (Сериков, 20016. С. 57). В средневековом слое Канинской пещеры найдено 155 обломков костей мамонта, в том числе фрагменты бивня со следами обработки (Гемуев, Сагалаев, 1986. С. 118; Верещагин, 1981. С. 93).

Подобные находки известны не только на территории Урала, но и в Сибири. Так, в 21-м погребении неолитического могильника Братский Камень (Прибайкалье) у большой берцовой кости погребенного лежала кость бизона (Окладников, 1976, С. 145), а в энеолитическом погребении № 5 Усть-Удинского могильника обнаружен зуб шерстистого носорога (Окладников, 1975. С. 157, 158). В неолитическом погребении № 10 Понома-ревского могильника обнаружены фрагменты разрушенного изделия из бивня мамонта. Данное изделие длиной 60 см напоминает вкладышевый наконечник копья (Окладников, 1974. С. 85).

В энеолитических погребениях Сибири неоднократно находили и скульптуры из бивня мамонта. Это парные или одиночные антропоморфные изображения. Парные изображения людей найдены в Усть-Удинском могильнике (погр. № 4 и № 6), в Семеново (погр. № 4). По одной фигурке человека обнаружено в Новом Качуге и в погребении на Братском Камне (Окладников, 1955. С. 286-298). Нужно отметить, что все перечисленные погребения интерпретируются как шаманские (Окладников, 1955. С. 348-352; Сериков, 1999. С. 52-55). Все парные фигурки находились на груди погребенных и являлись украшениями шаманских передников. Длина их колеблется от 12.8 до 25.6 см. Одинарные фигуры украшали передник и головной убор шамана (Сериков, 2000. С. 212).

Такие антропоморфные изображения А.П. Окладников интерпретирует как духов - предков шаманов (Окладников, 1955. С. 304-306). Здесь интересно заметить, что у некоторых сибирских народов (хантов, селькупов) мамонт считался покровителем предков. Видимо, не случайно изобра-

жения предков были выполнены именно из бивня мамонта. В этом можно видеть определенную семантическую взаимосвязь.

Почитание мамонта сохранялось и в более поздние эпохи. Уникальная находка - антропоморфное изображение лица-маски - найдено в одной из погребений бронзового века могильника Шумилиха. Маска изготовлена из нижней части шейного позвонка шерстистого носорога (Горю-нова, 2002. С. 9. Рис. 6, 1). Любопытно отметить, что маска находилась в погребении, совершенном в скорченно-сидячем положении. А нестандартная поза погребения (в том числе и скорченно-си-дячая) является одним из важнейших признаков высокого социального статуса умершего (Серикова, 2002. С. 135-138). Очень часто подобные погребения интерпретируются как шаманские (Окладников, 1955. С. 316; Сериков, 1998. С. 32). Необычно большая тазовая кость шерстистого носорога была найдена в погребении № 1 с коллективным захоронением в могильнике Хоорлуг-Оймак (на юге Тувы). Она находилась на дне могильной ямы под дощатым полом сруба. Погребение датируется ранним железным веком (Худяков, 2000. С. 43). Известна находка женской статуэтки из бивня мамонта на святилище XVII в. Халято I (полуостров Ямал). Она стояла в центре холма, а вокруг нее находились воткнутые в землю наконечники стрел и разбросанные кости и рога северного оленя (Косинцев, 1993. С. 141). Число подобных примеров можно и приумножить, хотя следует подчеркнуть, что далеко не всегда такие редкие находки становятся предметом исследования, а тем более публикации.

Нахождение костей вымерших животных и изделий из кости и бивня мамонта на памятниках го-лоценовой эпохи, по всей видимости, не является случайным. Еще О.Н. Бадер, описывая находку кинжала на Писаном Камне и зуба мамонта на Боровом озере II, высказывал предположение, что ископаемые кости мамонта могли играть определенную роль при отправлении культа (Бадер, 1954. С. 252). Подобную точку зрения разделяет и Ю.С. Худяков, описывая находку тазовой кости шерстистого носорога в могильнике Хоорлуг-Оймак. Ее местоположение на дне могильной ямы в углу, в котором помещалась заупокойная пища, по мнению Ю.С. Худякова, свидетельствует о том, что она служила жертвенным подношением. Согласно имеющимся представлениям, такая кость могла привлекать людей тем, что была найдена в земле. Это указывало на ее отношение к нижнему, подземному миру. Ее ценность для заупокойных обрядов заключалась в том, что она уже побывала "на том свете" (Худяков, 2000. С. 43).

Учитывая, что подобные находки в большинстве своем обнаружены в культовых комплексах, можно говорить о существовании в древности

Изображение мамонтов в археологии и этнографии: 1 - фигурный молот с Шигирского торфяника; 2 - плитка камня с гравированными изображениями с Лайского мыса; 3-5 - изображения мамонтов на подвесках шаманского костюма эвенков (по С.В. Иванову)

культа мамонта. Это вполне вероятно, так как мамонту в мифологических представлениях народов Сибири отводилась очень важная роль (см. выше). Необходимо подчеркнуть, что миф о м

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком