научная статья по теме МАРГИНАЛИИ НА ПОЛЯХ РУКОПИСЕЙ С ТРУДАМИ ПО ИСТОРИИ: КУЛЬТУРА ТЕКСТА И ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ IX-XIII ВВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МАРГИНАЛИИ НА ПОЛЯХ РУКОПИСЕЙ С ТРУДАМИ ПО ИСТОРИИ: КУЛЬТУРА ТЕКСТА И ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ IX-XIII ВВ»

ПО ТУ СТОРОНУ ТЕКСТА

УДК 94(4)"8/12"

А.И. Сидоров

МАРГИНАЛИИ НА ПОЛЯХ РУКОПИСЕЙ С ТРУДАМИ ПО ИСТОРИИ: КУЛЬТУРА ТЕКСТА И ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 1Х-Х111 вв.

В статье рассматривается проблема освоения трудов по истории европейскими читателями 1Х-Х111 вв. Исследование строится на основе анализа маргиналий -помет, комментариев, исправлений и дополнений, оставленных читателями в конкретных рукописях с историческими сочинениями. Маргиналии являются уникальным и мало изученным комплексом источников. Они делают предельно наглядным сам процесс чтения конкретных произведений, а также позволяют проследить, как на протяжении столетий менялось отношение аудитории к историческому нарративу и как формировались новые принципы работы с этим типом текстов. В более широком смысле это дает представление о внутренних механизмах эволюции исторической культуры в средневековой Европе.

Ключевые слова: маргиналии, рукописи, историческая культура, историописа-ние, практики чтения, Каролингская империя, средневековые библиотеки.

Форма, характер и глубина освоения и, как следствие, широта распространения конкретного исторического сочинения зависела прежде всего от интереса, который он объективно вызывал у читателей. Следовательно, важно понять, чем именно он привлекал внимание аудитории, а также как именно его прочитывали современники и потомки, жившие в существенно иных исторических, социальных и культурных условиях. Под аудиторией я понимаю тех людей, которые не только читали (слушали) различные тексты, но которые работали с ними, а также рефлексировали по поводу прочитанного (услышанного) и в той или иной форме фиксировали свою реакцию на полученную информацию.

Самым убедительным, а нередко и единственным выражением читательского интереса можно считать маргиналии - различного рода комментарии, пометы и глоссы, оставленные позднейшими читателями конкретной рукописи на полях или между строк

основного текста. Маргиналии делают предельно наглядным сам процесс чтения. Именно в этом я усматриваю основную эвристическую ценность столь массового и в высшей степени хаотичного материала, который с большим трудом и только до известных пределов поддается систематизации.

Разумеется, сама природа маргиналий была неоднородной и зависела от конкретных задач, которые стояли перед средневековыми читателями. Львиную долю составляли пометы технического характера. Они восполняли пропуски, а также исправляли неточности и ошибки, допущенные при переписке и обнаруженные внимательными читателями. Такого рода редакторская и корректорская правка могла происходить на протяжении столетий и встречается едва ли не в каждой рукописи. Однако в дальнейшем меня будут интересовать пометы иного рода, а именно, те, что имеют непосредственное отношение собственно к нарративу, являются своеобразным комментарием по поводу сути прочитанного и/ или каким-либо иным образом обслуживают текст. Нередко одни и те же люди редактировали текст и оставляли содержательные комментарии. Но все же сделать такое разделение необходимо. В противном случае исследование рискует утратить четкость границ.

Ученые обратились к столь специфическому корпусу источников, какими являются маргиналии, еще в конце XIX в. За последние сто лет появилось немало солидных академических изданий собраний глосс, обнаруженных в средневековых рукописях. Но долгое время исследования маргиналий не выходили за рамки традиционной лексикографии. Еще и сегодня они нередко ограничиваются почти исключительно уточнением латинских синонимов и сопоставлением староанглийских или старогерманских глосс с основным латинским текстом для максимально точного определения значения отдельных слов и выражений. Этот подход нашел отражение в трудах Р. Дероле, В. Линдси, Е. Штайнмайера, Г. Меритта, Е. Сиверса, Л. Гооссенса, Дж. Файфера, П. Вачиаго1.

1 Die althochdeutschen Glossen / Hg. von E. Steinmeyer und E. Sievers. B., 1879-1922. 5 Bd.; The Corpus Glossary / Ed. by W.M. Lindsay. Cambridge, 1921; Lindsay W.M. Studies in Early Medieval Latin Glossaries. Aldershot, 1996; Derolez R. Zu den Brüsseller Aldhelmglossen // Anglia. 1956. Vol. 74. P. 153-180; Anglo-Saxon Glossogra-phy: Papers Read at the International Conference Held in the Koninklijke Academie voon Wetenschappen Letters en Schone Kunsten van Belgie, Brussels, 8 and 9 September 1986 / Ed. by R. Derolez. Brussels, 1992; Old English Glosses: a Collection / Ed. by H.D. Meritt. N.Y., 1945 (Reprinted N.Y., 1971); The Old English Prudentius Glosses at Boulogne-sur-Mer / Ed. by H.D. Meritt. Stanford, 1959; Meritt H.D. Some of the Hardest Glosses in Old English. Stanford, 1968; Old Endlish Glosses in the

Поворотным моментом в изучении маргиналий можно считать работу Дж. Виланда2. Ученый впервые предложил комплексную методику изучения заметок на полях и показал, что они позволяют довольно точно установить способ бытования конкретного литературного памятника в данное время и в данном месте. Автор описал и проанализировал латинские глоссы в рукописи с сочинениями Аратора и Пруденция, а также выявил их разнообразные функции. Исследователь пришел к выводу, что подавляющее большинство маргиналий было направлено прежде всего на филологическое понимание текста. Напротив, глосс, которые бы интерпретировали античные памятники в духе библейской экзегетики, практически не оказалось. Виланд убедительно доказал, что данная конкретная рукопись с бесчисленными пометами читателя принадлежала школьному учителю и предназначалась для преподавания латыни. Более того, содержание пометок и их расположение на странице позволило наглядно представить себе, как именно проходил урок латинского языка в англо-саксонской школе XI в. К сожалению, эта во многих отношениях новаторская работа осталась почти незамеченной профессиональным сообществом, возможно, потому, что была написана не ко времени -подлинный ренессанс в данном исследовательском домене наступит только спустя полтора десятилетия.

С 1990-х годов интерес к маргиналиям как самостоятельному типу источников стал особенно заметным. Более того, их изучение приобрело ярко выраженный полидисциплинарный характер. Рисунки на полях привлекли внимание искусствоведов3. Глоссы в философских, литературных, юридических и библейских текстах вызвали живой интерес философов, лингвистов и филологов4. Объектом особенно углубленного изучения (в немалой степени из-за солидной источниковой базы) стали маргиналии в

Epinar - Erfurt Glossary / Ed. by J.D. Pheifer. Oxford, 1974; Goossens L. The Old English Glosses of MS Brussels, Royal Library 1650 (Aldhelm's De laudibus virgini-tatis). Brussels, 1974; Vaciago P. Old English Glosses to Latin Texts: a Bibliographical Handlist // Medioevo y Rinascimento. New Series. 1993. Vol. 4. P. 1-67.

2 Wieland G.R. The Latin Glosses on Arator and Prudentius in Cambridge University Library, MS Gg.5.35. Toronto, 1983.

3 Сamille M. Image on the Edge: The Margins ofMedieval Art. L., 1992.

4 Caiazzo I. Lectures medievales de Macrobe. P., 2002; Dutton P.E. The Glosae super Platonem of Bernard of Chartres. Toronto, 1991; Glosses and Commentaries on Aristotelian Logical Texts: The Syryac, Arabic and Medieval Latin Traditions / Ed. by C. Burnett. L., 1993; De Hamel C.F.R. Glossed Books of the Bible and the Origins of the Paris Book Trade. Woodbridge, 1984.

ранних печатных книгах, прежде всего, британских5. Исследования У. Слайтса, X. Джексон, У. Шермана и других англо-американских филологов позволили под другим углом посмотреть на культуру чтения европейца эпохи Ренессанса и Нового времени, экстенсивную по своей природе, а также выявить важную коммуникативную и социализирующую роль книги в данный период6.

Дело не ограничивается индивидуальными проектами. За последние полтора десятка лет маргиналии стали магистральной темой, по крайней мере, двух крупных международных конференций. Одна из них состоялась осенью 1998 г. в Эриче в рамках международной школы по изучению письменности. Ее участники рассматривали пометки на полях литературных и философских произведений прошлого с филологических, палеографических и кодикологических позиций7. При подведении итогов была отмечена двоякая роль маргиналий: центростремительная, ин-тегративная и экзегетическая, с одной стороны; центробежная, удаляющая от текста и разбивающая его структуру - с другой8. Логическим продолжением развития данной темы стал международный коллоквиум, состоявшийся в Варбурге весной 2001 г. Его участники, с одной стороны, сконцентрировались на маргиналиях в научных и философских текстах, а с другой - ввели в научный оборот сочинения, написанные не только по латыни, но также на греческом, арабском, сирийском и еврейском - основных языках науки в средиземноморском регионе9. Сегодня в маргиналиях все больше видят оригинальный способ организации пространства

5 Речь идет о богатейших фондах Хантингтонской библиотеки (Сан-Марино, Калифорния). Сегодня здесь хранится около семи с половиной тысяч книг, изданных между 1475 и 1640 гг. Примерно пятая их часть содержит маргиналии читателей XVI-XVIII вв. Это собрание стало предметом изучения целой группы блестящих американских филологов, прежде всего, тех, что связаны с Йельским университетом.

6 Rosenthal B.M. The Rosenthal Collection of Printed Books with Manuscript Annotations. New Haven, 1997; Slights W. Managing Readers. Printed Marginalia in English Renaissance Books. Michigan, 2001; Jackson H.J. Marginalia: Readers Writing in Books. Yale, 2002; Jackson H.J. Romantic Readers: The Evidence of Marginalia. New Haven, 2005; Sherman W.H. Used Books: Marking Readers in Renaissance England. Philadelphia, 2008; Karr S. Constructions both sacred and profane: Serpents, angels, and pointing fingers in Renaissance books with moving parts // Yale University Library Gazette. April 2004. № 78:3-4. P. 124-127.

7 Talking to the Text: Marginalia from Papyri to Print / Ed. by V. Fera, G. Ferrau, S. Rizzo. Messina, 2002. 2 Vols.

8 Talking to the Text ... Vol. 2. P. 980.

9 Scientia in margine: Études sur les marginalia dans les manuscrits scienti

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком