научная статья по теме Маргинальная идентичность в условиях диаспоры Философия

Текст научной статьи на тему «Маргинальная идентичность в условиях диаспоры»

К.А. АЛЕКСЕЕВ аспирант кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»*

Маргинальная идентичность в условиях диаспоры

Часть этноса, поселившаяся в результате миграции вне страны или территории своего происхождения, представляет собой диаспору, для которой актуальна проблема социальной идентичности. У любого представителя диаспоры по разным причинам усложняется восприятие себя как члена определённой социальной группы, осознание себя как представителя определенного этноса, ощущение себя принадлежащим к своим этническим истокам и сохраняющим эмоциональную привязанность к ним.

Объектом научного интереса является этническая идентичность как часть более крупной, социальной идентичности. В качестве предмета исследования рассматриваем маргинальную идентичность как фактор социального бытия этноса в условиях диаспоры. Цель данного исследования - определение социально-философских особенностей проявления маргинальной идентичности в диаспорах, расположенных на территории Чувашской Республики, с точки зрения межэтнических социокультурных взаимодействий.

Для достижения сформулированной цели необходимо осмыслить понятие этнической идентичности и сформулировать онтологический смысл категории «маргинальная идентичность» в контексте социального бытия представителей диаспоры в Чувашской Республике.

Идентичность мы понимаем как совокупность устойчивых индивидуальных, социокультурных, национальных или цивилизационных параметров, позволяющих человеку или социальной группе иметь свою самоотождествленность в социальной реальности. В условиях динамичных социальных процессов идентичность можно определить как процесс становления индивида или групповой общности на основе формирования выбора жизненной модели в социальном взаимодействии.

Для всех диаспор характерны следующие признаки: 1) оторванность от основного места проживания своего этноса; 2) самоидентификация со своим этносом; 3) ностальгия по месту происхождения; 4) отчуждение диаспоры от основного общества.

На нынешней территории Чувашской Республики долгое время проживали не только чуваши, но и русские, татары, мордва.

* Алексеев Константин Александрович, e-mail: konstantin-alexeev-89@yandex.ru

Представители других этносов составляют незначительную часть населения, хотя их численность по данным переписи растёт.

В условиях диаспоры встает и проблема идентичности представителей разных поколений. В то время, как представители первого поколения в диаспоре однозначно отождествляют себя со своим этносом, их дети по-разному могут воспринимать собственную идентичность. В вопросах самоидентификации они делятся на три категории:

- «домашние дети» — отождествляют себя с этносом своих родителей;

- амбиваленты - те, для кого одинаково близки культуры обоих народов;

- «бунтари» — стремятся ассимилироваться с населением места своего проживания'.

Тяжелее всего приходится «бунтарям», особенно если социум страны проживания не принимает их в свой круг. Они болезненно переживают ситуацию нахождения «между двух огней», конфликтуя, с одной стороны, с родителями, а с другой - с представителями автохтонного населения по причине стремления стать такими как все и своего фактического неравноправного положения2.

Противоположностью «бунтарству» является маргинальная идентичность, суть которой заключается в полной неспособности человека идентифицировать себя с каким-либо этносом. Самые распространенные причины данного явления - рождение детей в межэтническом браке и отрыв от своих исторических корней.

Остро стоит проблема этнической маргинальности, касающейся не только людей, родившихся в межэтническом браке, но и тех, кто родился в моноэтническом, не овладев при этом языком своего народа. Так, среди чувашей, живущих за пределами Чувашии, характерна тенденция

о

к признанию своим родным языком русского3. В результате имеет место низкая информированность о культуре своего народа, что может способствовать формированию чувства непричастности не только к делам и заботам близких людей, но и к своему народу4.

Закономерным итогом данного процесса является формирование маргинальной идентичности. Основная трудность, с которой сталкивается такой человек, — самоидентификация. Характерной чертой отсутствия самоидентификации является внутриличностный конфликт человека, ведущий к его отчужденности и ощущению бессмысленности своего существования. Наиболее частой реакцией в этой ситуации оказывается слабая или нулевая идентичность, по крайней мере на осознаваемом

См.: Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М., 2001, с. 126.

2 Там же, с. 128

3

См.: Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Историческая динамика численности и региональные особенности расселения. Чебоксары, 2005, с. 278.

4 Иванов В.П. Этническая карта Чувашии (расселение, численность и межэтническое взаимодействие титульной нации и этнических групп на территории республики). Чебоксары, 1997, с. 113.

уровне. Для сохранения психологической стабильности такие люди занижают или отрицают значимость этнической принадлежности. Нередко они отдают предпочтение личной идентичности, осознавая себя в первую очередь личностью, а не членом какой-либо группы. С целью ухода от переживаний, связанных с проблемой этнической принадлежности, такие люди отдают предпочтение надэтнической идентичности.

Характерной чертой Чувашии является однонаправленное двуязычие, когда крайне мало русских знают чувашский язык. В то же время татары, проживающие в сельской местности на территории Чувашии, как правило, свободно владеют чувашским языком. В отличие от чувашей, марийцев и мордвы, переходящих в условиях города на русский язык, татары в любой обстановке общаются между собой на своем языке, что характерно как для старшего, так и для младшего поколений5.

При таких обстоятельствах наиболее благоприятным является вариант биэтнической идентичности, поскольку он позволяет органично сочетать различные ракурсы восприятия мира, овладевать богатствами других культур. Благодаря этому люди легче адаптируются к новым условиям, а это благотворно сказывается на их способности к творчеству6.

С целью сохранения самобытности проживающих в Чувашии этносов созданы национально-культурные центры. Они активно участвуют в культурной и общественной жизни региона. Специалисты рассматривают центры как механизм, способный создать горизонтальную структуру самоопределения этнических групп, проживающих вне основной территории обитания. Для поддержания связи со своим народом открываются национальные школы, в которых некоторые предметы преподаются на национальных языках. Помимо этого национально-культурные центры организуют фестивали, выставки, праздники и другие мероприятия, посвященные культурам народов, проживающих на территории Чувашии7. Таким образом, национально-культурные центры могут оказать существенную помощь в преодолении проблемы маргинальной идентичности.

Устойчивость и сохранность диаспоры в немалой степени зависит от характера связей со страной происхождения, численности и особенностей расселения. Для сохранения и передачи этноспецифики достаточно, чтобы ее передавали в семейной жизни8.

Информированность человека о культуре своего народа дает ему ценностную ориентацию в жизни, предоставляя ответы на многие жизненные вопросы. Биэтническая идентичность в условиях диаспоры

5

См.: Иванов В.П. Этническая карта Чувашии ..., с. 117.

6 См.: Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М., 2006, с. 274.

7 См.: Иванов В.П. Этническая карта Чувашии..., с. 130.

8 Левин З.И. Менталитет диаспоры., с. 144

является конструктивным способом решения проблемы этнической маргинальности, поскольку расширяет кругозор и учит смотреть на мир с позиции другого. Знания о других культурах и их философское осмысление помогут человеку понять онтологические ценности народов, определиться, чьим представителем он является, выработать ориентиры собственного бытия.

Алексеев К.А. Маргинальная идентичность в условиях диаспоры. В

условиях диаспоры остро встают проблемы идентичности ее представителей. В диаспорах, окруженных другой культурой, они не могут однозначно причислить себя ни к одной из них, что актуализирует проблему маргинальной идентичности.

Ключевые слова: диаспора, этнос, идентичность, маргинальность.

Alexeev K.A. The marginal identity in the conditions of diaspora. In diaspora is actualized the problem of identity of its representatives. The diasporas are surrounded by other culture. Some people can't identify themselves with any culture. It makes actual problem of the marginal identity.

Key words: diaspora, ethnos, identity, marginality.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком