научная статья по теме МАРКС: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ. ЧАСТЬ II Философия

Текст научной статьи на тему «МАРКС: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ. ЧАСТЬ II»

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО

Маркс: вчера и сегодня Часть II

Т.Б. ДЛУГАЧ

В статье рассматривается, как меняются марксовы представления о собственности, революции, развитии личности в связи с нынешней компьютеризацией производства.

The article is devoted to the problem of changing of the ideas of Marx about property, revolution, development of the personality in connection with the modern computerization of the process of production.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компьютеризация, способ производства, творчество, труд, развитие личности, собственно материальное производство, революция, наука, консенсус, гражданское общество.

KEY WORDS: computerization, process of production, creativity, work, development of the personality, production of goods, revolution, science, consensus, civil society.

Тема труда проходит через все работы Карла Маркса. По разным признакам он выделяет несколько видов труда: это совместный и всеобщий духовный труд, необходимый и прибавочный, умственный и физический, творческий и исполнительский. Особое внимание уделено совместному и всеобщему труду, так как именно превращение всеобщего духовного труда в труд всех членов социума означает рождение нового общества, которое Маркс назвал коммунизмом. О его отличительных особенностях - несколько позже, что же касается совместного труда, то он характеризуется разделением на отдельные части или операции, каждую из которых выполняет отдельный, частичный, по выражению Маркса, рабочий, так что весь продукт в целом является суммой частичных операций частичных рабочих.

Сосредоточенность работника на какой-либо одной операции начинается в мануфактуре и достигает своей наивысшей точки в развитом капитализме. Если при феодализме мастер (при помощи подмастерья) при производстве, например, кареты выполнял всю работу сам - начиная с собирания кузова и кончая его раскрашиванием - то в капиталистических условиях рабочий делает при создании самолета только одно крыло. Производительность труда при этом значительно повышается за счет экономии времени при переходе от одной операции к другой, за счет автоматизма при непрерывном выполнении только одного вида работ, но творческий потенциал падает. Это и есть совместный труд, и он преобладает при капитализме. Совсем другое дело - всеобщий труд. Маркс охарактеризовал его как "всякое

© Длугач Т.Б. 2015 г.

открытие", "всякое изобретение"; в условиях капитализма он находится на обочине производства, и к нему по чисто случайным обстоятельствам получают доступ немногие. Зато они выражают в труде (лучше сказать - в деятельности) свои творческие замыслы; также при этом предполагается творческое общение личностей в любое время, даже через века и страны. Эйнштейн, например, вступил в диалог с Ньютоном по поводу представлений о физическом объекте, пространстве и времени через 200 лет после создания ньютоновской теории. Представления о том самолете тридцатых годов, крыло которого делал отдельный частичный работник, складываются в уме изобретателя, который не выполняет никаких частичных работ, а воплощает свое желание создать воздухоплавательную машину в её идее - конструкции. С ним советуются и полемизируют нынешние изобретатели.

Всеобщий духовный труд - целостный творческий труд, его нельзя разделить на умственный и физический; изобретатель и создает новое представление (новую идею), и выражает её характеристики (параметры, свойства) в определенных формах (формулах). Совместный же труд является исполнительской работой; здесь имеются творческие элементы, но в минимальной степени, что обусловливают высокие нормы работы.

Маркс определил совместный труд через отчуждение. О его чертах хотелось бы напомнить, потому что хорошо знают их в основном исследователи 1960-х гг. В "Экономически-философских рукописях" 1844 г. центральная часть посвящена теме отчуждения труда. Маркс исходит из того, что в условиях капитализма, производя предметы, человек вкладывает в них свои идеи и труд, опредмечивает их. Но продукт труда не принадлежит ему; происходит отчуждение (этот термин Маркс заимствует у Гегеля и Фейербаха) продукта труда от производителя. Но тот есть лишь итог деятельности рабочего, поэтому и сам труд, сама деятельность (мы употребляем эти термины как тождественные) также отчуждена: "Ведь продукт есть лишь итог деятельности, производства. Следовательно, если продукт труда есть самоотчуждение, то и само производство должно быть деятельным самоотчуждением, самоотчуждением деятельности, деятельностью самоотчуждения. В отчуждении предмета труда только подытоживается отчуждение, самоотчуждение в деятельности самого труда" [Маркс, Энгельс 1956, 90]. Поэтому рабочий чувствует себя человеком не в своей собственной человеческой деятельности, не в труде, а в отдыхе или в деятельности, общей ему с животными - в еде, питье, половом акте, отдыхе.

Но если труд является для самого работника мукой, то кому-то другому он должен доставлять наслаждение, пишет Маркс и объясняет, как известно, феномен отчуждения наличием частной собственности. "Не боги и не природа, а только сам человек может быть этой чуждой силой, властвующей над человеком" [Там же, 96]. "Частная собственность как материальное, резюмированное выражение отчужденного труда охватывает оба эти отношения: отношение рабочего к труду, к продукту своего труда и к нерабочему и отношение нерабочего к рабочему и к продукту его труда" [Там же, 99]. Согласно Марксу, частная собственность и отчужденный труд есть одно и то же, только второе есть процесс, а первая - его результат.

Если исходить из определения Марксом человека как самоустремленного существа, то можно сказать, что условия отчужденного труда возникают при ограниченном отношении работника к собственному существованию, к своему развитию, то есть такому существованию, когда он развивает себя, как говорит Маркс, лишь отчасти, не полностью в своих человеческих функциях, то есть в труде, в деятельности. Надо заметить, что полностью человек, по-видимому, развивать себя может лишь в бесконечном времени, а на каждой исторической ступени развивает только соответствующие данной ступени способности.

Дело в том, что для того, чтобы повысить производительность труда в отсутствие высокоэффективных машин, рабочие, участвующие в совместном труде, как бы превращаются в дополнительные орудия, в придатки частичных машин, в средства производства. Существование человека в качестве средства впервые четко обозначил Г.В.Ф. Гегель в "Философии истории". Это и не могло быть иначе, потому что, как известно, движущей силой истории у Гегеля является Мировой Дух, этот отрог идеи, а самосознание абсолютной идеи - целью истории. Движение идеи составляет основу великого исторического ковра, а человеческие страсти - его уток: "То положение, что живые индивидуумы и народы,

ища и добиваясь своего, в то же время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают и что они бессознательно исполняют, могло представляться и представлялось сомнительным, много раз оспаривалось и вызывало насмешки и пренебрежение как пустая фантазия и философия" [Гегель 1993, 78].

Маркс во многом соглашается с Гегелем: люди бессознательно вовлекаются в трудовой процесс; они думают, что преследуют только свои интересы, тогда как их заставляют это делать потребности производства. В Предисловии к "Критике политической экономии" читаем: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в необходимые, от их воли не зависящие (курсив мой. - Т.Д.) отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил" [Маркс, Энгельс 1959, 6].

Как у Гегеля целью истории является будущее самосознание абсолютной идеи, так у Маркса сознательность возникает только в будущем, когда осуществляется осознанное общение людей и развитие их способностей. У Гегеля основа истории - деяния Мирового Духа, на этой основе ткут свои узоры действия людей. У Маркса основа истории - производственные отношения, развивающиеся за спинами людей, которых втягивает в свою орбиту движение производительных сил и производственных отношений.

Причиной таких представлений Маркса является то, что он нередко выбирает в качества субъекта истории способ производства: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" [Там же, 7].

Маркс все время колеблется между человеком и способом производства, и в политэко-номических сочинениях место субъекта истории прочно занимает способ производства (что объясняется погруженностью мысли Маркса в анализ капитализма). Это и обусловливает то, что во всех своих свойствах и признаках, даже без всякого отчуждения, человек детерминируется способом производства.

В действительности, будучи самоустремленным существом - такое определение Маркс дает в "Экономически-философских рукописях" и "Grundrisse", - человек определяет себя сам, и его история с самого начала есть его история, а не предыстория, и никогда в собственном смысле он не является средством.

Но разве не действует внешняя детерминация, разве ситуация отчужденного труда не давит на человека и разве не оказывается он, далее, бессознательно включенным в функционирование капиталистического производства средством? Да, действует, да, давит; но всегда, в каждый момент своей жизни человек - цель, потому что во всем производстве, в каждом его акте производство обусловливает его так, что обусловливает его свободное бытие, то есть происходит так называемый "перевертыш"; см.: [Длугач 2014]. Ведь человек должен изменить любое производство, выйти за его пределы. Если не учитывать этого обстоятельства, объясненного также Марксом, понятия бессознательного, средства и т.п. становятся единственными и прямыми.

Ситуация отчуждения в совместном труде рассматривается Марксом с разных сторон.

Совместный труд осуществляется в так называемое рабочее необходимое время, за которое работник получает заработную плату; св

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком