научная статья по теме МАРКСИЗМ КАК СОЦИОЛОГО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «МАРКСИЗМ КАК СОЦИОЛОГО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА»

История учений о праве и государстве

МАРКСИЗМ КАК СОЦИОЛОГО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА

ЖУКОВ Вячеслав Николаевич,

доктор философских наук,

профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: pifagor2002@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются теоретические и методологические основы марксистской социологии права. Показывается роль Г.В. Плеханова и В.И. Ленина в становлении марксистской социологии права. Раскрываются исторические условия и причины трансформации исторического материализма в социолого-правовую доктрину в первые годы советской власти.

In the article it's discussed the theoretical and methodological foundations of the Marxist sociology of law. It's shown role of G.V. Plekhanov and V.I. Lenin in the formation of a Marxist sociology of law. It's described historical conditions and reasons for the transformation of historical materialism in social and legal doctrine in the first years of Soviet power.

Ключевые слова: социология права; социология государства; марксизм; М.И. Рейснер; П.И. Стучка; Е.Б. Пашуканис; И.П. Разумовский.

Sociology of law; sociology of the state; Marxism; M.I. Reisner; P.I. Stuchka; E.B. Pashukanis; I.P. Razumovsky.

Как верно отметил В.И. Ленин, в своей известной статье, марксизм имеет три источника (немецкая философия, английская политическая экономия, французский социализм) и соответствующие им три составные части: философия, политэкономия, научный социализм . Теоретических источников было, конечно, больше, но состав марксизма определен точно. Каждый из компонентов обладает самостоятельной ценностью, но существуют они как единое целое при приоритетном значении теории социализма. Материалистическая диалектика, борьба классов и формационная типология, экономический анализ товарного производства, - все это подчинено двум ключевым идеям: неизбежному краху капитализма и закономерности возникновения бесклассового коммунистического общества. Марксизм есть, прежде всего, социалистическая доктрина, обоснование которой велось с опорой на философию, историю, экономическую и политическую теорию. Казалось бы, здесь нет места социологии как самостоятельной науки. Во всяком случае, ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс не предпринимали попыток представить свое учение как социологическую науку или, как мини-

1 Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма // Ленин В.И. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1. М., 1976. С. 31.

мум, как-то связать их. Оба они были очень чутки к современной социальной науке, в своих исследованиях широко использовали данные археологии, антропологии, этнологии, экономической и политической истории, политической географии, статистики, т.е. тех отраслей знания, которые составляют основу социологии. Однако теории О. Конта, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера остались ими практически незамеченными. Абстрактный схематизм, социальное моделирование, структурно-функциональные связи, предложенные молодой наукой, не заинтересовали основоположников марксизма и понятно, почему: марксизм предложил и плодотворно использовал собственные теоретико-методологические подходы к анализу социальный процессов. Ни Марксу, ни Энгельсу не нужно было обращаться к социологии за поиском методов социального анализа, поскольку они выработали их самостоятельно и успешно применяли. Здесь не видно было даже никакой ревности к новой науке, она в их глазах просто не представляла большой ценности, особенно если иметь в виду ее тенденцию к построению социальной утопии (социо-кратия О. Конта и т.п.). Претензии социологии быть главной социальной наукой, выскажем предположение, воспринимались Марксом и Эн-

гельсом как борьба на академическом поле, что мало их занимало. Главным объектом их внимания была не академическая наука, а немарксистская идеология в лице буржуазного либерализма, реформистского социализма и анархизма.

Если Маркс и Энгельс не обратили большого внимания на появление социологии, то социологи второй половины XIX - первой трети XX вв., со своей стороны, восприняли марксизм как очень крупное социальное учение, обладающее важнейшими чертами социологической доктрины. Целая плеяда социологов Запада и России формировалась под влиянием Маркса (Ф. Теннис, М. Вебер. В. Зомбарт, Э. Дюркгейм, К. Мангейм, Г. Маркузе, Э. Фромм, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, Н.С. Тимашев, Г.Д. Гурвич и др.). Социология, возникнув на междисциплинарном пограничье, на рубеже XIX-XX вв. находилась в аморфном состоянии, без четко очерченного предмета и сотканная из разнородных кусков отраслевого знания. Марксизм, напротив, с самого начала отличался цельностью, системностью, теоретико-методологическим единством, широким охватом эмпирических данных, что не могло не привлекать исследователей, стремившихся к обобщенному знанию на основе фактов истории и естествознания. Ученый, стремившийся к созданию социологического знания, находил в марксизме идеи социальной стратификации и социальной закономерности, функциональные связи и новейшие методы исследования. Если какими-то социологами не принимались отдельные идеи марксизма (например, диктатура пролетариата и переход к коммунизму), то марксизм как целостная теория, предложившая оригинальную модель «социальной статики» и «социальной динамики», представляла для них огромный интерес. Иначе говоря, придание марксизму статуса социологической доктрины шло не от Маркса и Энгельса, а от социологов по большей части немарксистской ориентации. На рубеже XIX-XX вв. социолог-марксист академического плана, считающий себя, прежде всего, социологом, хотя и работающим на основе марксизма, - большая редкость, тогда как марксист-политик, пишущий работы в области политэкономии, истории или политической теории

и использующий при этом социологические подходы, - широко распространенное явление. Марксизм как социологическая доктрина получает свой статус, прежде всего, в среде социологов и благодаря их усилиям, теоретики и практики рабочего движения воспринимали марксизм в основном как доктрину научного социализма. Так было на Западе и в России.

Первые контакты Маркса с представителями русской общественно-политической мысли (П.В. Анненков, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Г.М. Толстой, Н.И. Сазонов) относятся ко второй половине 40-х гг., которые «в большинстве своем никакой роли в распространении его идей в России не играли» . В 60-70-е гг. устанавливаются тесные связи с I Интернационалом (на рубеже 1869-1870 гг. организуется его Русская секция), начинается систематическое изучение работ Маркса. В 1872 г. публикуется I том «Капитала» на русском языке, что вызвало немало откликов в печати. Имело значение, что первое знакомство с марксистской литературой проходило в народнической среде, где не меньшей популярностью пользовалась позитивистская философия и социология. Как верно отмечают исследователи, «знакомство с трудами К. Маркса в России начиналось почти одновременно с проникновением сюда идей О. Конта. Обе теории были встречены обществоведами, всей образованной публикой с огромным интересом. Будучи принципиально отличными одна от другой по своим мировоззренческим установкам, они имели то общее, что несли на себе печать времени, выражая, каждая по-своему, объективно назревшую потребность в социальных изменениях и пытаясь в своих теоретических построениях, по-новому осмыслить происходящие в обществе процессы. Обе теории были вызваны к жизни одной и той же причиной: неудовлетворенностью господствующим миросозерцанием и состоянием науки об обществе и человеке. Обе отражали характерное для общественного сознания своего времени ощущение необходимости в коренных изменениях интеллектуального климата, в создании принципиально иных средств изучения общества в целях его

1 Грецкий М.Н., Федоровский Н.Г. Маркс в России // Русская философия: Энциклопедия. 2-е изд., дораб и доп. / Под общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.В. Поляков. М.: Книжный Клуб Книговек, 2014. С. 362.

преобразования»1.

Интерес народнических авторов к социологии (первые русские социологи, напомним, либо были идеологами народничества, либо ей сочувствовали) во многом предопределил угол зрения, под которым рассматривался марксизм. Помимо собственно социалистического компонента идеологи народничества (включая его вождей П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, Н.К. Михайловского) пытались оценить потенциал марксизма как социологической доктрины, вольно или невольно сопоставляя его с учениями О. Конта, Дж.Ст. Милля и Г. Спенсера. В марксизме их интересовало не столько теория прибавочной стоимости и идея диктатуры пролетариата, сколько привычные для них темы прогресса, социальных законов и социальной стратификации. Н.И. Кареев свидетельствовал: «Маркс, конечно, был хорошо известен русским социологам и высоко ценим ими как экономист, но как раз его "экономический материализм" не оказывал никакого влияния на русскую социологию... До какой степени основная идея экономического материализма мало обращала на себя внимание, можно видеть хотя бы из того, что Лавров заговорил о ней только в конце своей жизни, когда как-то сразу же после смерти Маркса и незадолго до кончины Лаврова началась теоретическая разработка экономического материализма»2. В личных беседах Кареева с Лавровым о Марксе «ни разу не поднимался вопрос о теоретической предпосылке "Коммунистического манифеста" как о некоторой общей социологической теории» . На этапе господства народнической социологии4 лишь Н.И. Зибер, который считается первым русским социологом-марксистом, посвятил свои работы теории ценности5.

Аутентичное восприятие марксизма в России начинается с Г.В. Плеханова и В.И. Ле-

1 Кукушкина Е.И. Марксистская социология // Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX в.) / Под ред. Е.И. Кукушкиной: Уч. пособие. М.: Высшая школа, 2004. С. 85-86.

2 Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996. С. 188-189.

3 Там же. С. 189.

4 Термин очень условный, так как на персональном уровне субъективная социология и идеология народничества д

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком