научная статья по теме МАРСЕЛЬ РАСКИН: «ПОБЕДА «БРАТА» - ЭТО УСПЕХ ВСЕГО ВЕНЕСУЭЛЬСКОГО КИНО!» Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МАРСЕЛЬ РАСКИН: «ПОБЕДА «БРАТА» - ЭТО УСПЕХ ВСЕГО ВЕНЕСУЭЛЬСКОГО КИНО!»»

Марсель Раскин: «Победа «Брата» — это успех всего венесуэльского кино!»

Главный приз 32-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) получил венесуэльский режиссер Марсель Раскин за свой первый полнометражный фильм «Брат». Его триумфальный дебют не только пополнил список громких фестивальных побед латиноамериканских кинолент на крупнейших международных фестивалях последних лет, но и открыл Венесуэле путь в мировой кинематограф. Семейная драма «Брат», сюжет которой развивается в бедняцких кварталах (барриос) Каракаса с зашкаливающим уровнем преступности, стала абсолютным успехом. Права на международный прокат фильма уже куплены крупной дистрибьюторской компанией, «Брат» также был выдвинут на премию «Оскар». О значении этого прорыва для венесуэльской киноиндустрии и о многом другом нам рассказал обладатель главного приза ММКФ Марсель Раскин.

Ключевые слова: Московский международный кинофестиваль, латиноамериканское кино, преступность, футбол, семейная драма, независимое кино.

— Что ты почувствовал, получив главный приз ММКФ, одного из самых престижных кинофестивалей в мире?

— Очень сильное волнение. Просто не мог в это поверить. Фильм «Брат» попал в конкурсную программу московского кинофестиваля в последний момент. Это был наш первый фильм и наш первый фестиваль. Когда мы узнали даты кинофорума, мы только-только успели закончить картину. Окончательную версию я впервые увидел на показе для прессы. Само приглашение в Москву уже было для нас премией, мы ехали за опытом участия в международных фестивалях.

В последний день ММКФ во время утренней пресс-конференции «Брат» получил две премии: приз зрительских симпатий и приз критики. Мы уже были счастливы и довольны результатом, и на церемонию закрытия я отправился просто, чтобы развлечься, без каких-либо ожиданий. Но когда Люк Бессон, председатель жюри, вышел на сцену, чтобы объявить обладателя главного приза и сказал, что по единодушному решению жюри победил венесуэльский фильм «Брат», мое сердце чуть не выскочило из груди, ноги задрожали, мне пришлось сдерживать слезы радости и захотелось обнять всю съемочную группу.

— Как Венесуэла отреагировала на твою победу? Был ли интерес со стороны прессы и общества?

4* 83

— Безусловно. Благодаря этой премии, фильм стал известным. Его премьера в Венесуэле состоялась всего через четыре дня после окончания московского фестиваля. Это первый раз, когда венесуэльский фильм удостаивается главного приза кинофестиваля категории «А». Вся страна, редко получающая повод гордиться национальным кино, собралась в кинотеатры, чтобы посмотреть «Брата».

— «Брат» — это твой первый полнометражный фильм. Расскажи о твоем профессиональном образовании и о предыдущих работах в кино.

—Еще в молодости я начал учиться на продюсерском отделении и постепенно приобретал опыт и навыки, снимая рекламу в компании «A&B Producciones», которая продюсировала «Брата». Я изучал общественные связи (Comunicación Social) в Каракасе, а потом — киноискусство в аспирантуре в Австралии. Я снял несколько короткометражных фильмов, некоторые из них получили призы на разных фестивалях. До «Брата» моей лучшей работой была короткометражка «Счастливые концы», сделанная в Австралии. За этот фильм я получил приз австралийских кинокритиков, приз за лучший фильм на фестивале короткометражного кино в Мельбурне и премию зрителей на фестивале латиноамериканского кино в Чикаго.

— А какие фильмы оказали на тебя влияние? Кто был твоим учителем?

— Я всю жизнь был киноманом. С энтузиазмом коллекционировал кино, знал любимые фильмы наизусть, смотрел их по многу раз. Я — из поколения оригинальной трилогии «Звездных войн». Мечтал быть Индианой Джонсом. «Криминальное чтиво» и «Бешеные псы» Квентина Тарантино открыли для меня новый мир. В детстве я посмотрел «Тень воина» Акиры Куросавы. Подростком узнал Стэнли Кубрика, Фрэнсиса Форда Копполу и Серджио Леоне. Всегда поражался повествовательному таланту Мишеля Гондри и Спайка Джонса. Все они — мои учителя.

— В основном конкурсе фестиваля участвовали 17 фильмов. Удалось посмотреть все? Как ты оцениваешь программу в целом?

— Я не смог посмотреть всю программу, но видел около восьми конкурсных фильмов. Программа показалась мне чудесной. Мне посчастливилось увидеть прекрасные работы, которые никогда не доходят до киноте-

Исполнители главных ролей Марсела Хирон (Грасиэла), Элиу Армас (Хулио) и Фернандо Морено (Даниэль)

атров Венесуэлы. Если для европейцев латиноамериканское кино — экзотика, то европейские ленты точно так же привлекли мое внимание. Особенно мне понравились фильмы «Албанец» Йоханеса Набера, «Берлин, Боксхагенер Платц» Матти Гешоннека и польский «Розочка» Яна Кидавы-Блоньского. Это настоящие шедевры.

— Что, по-твоему, выделило «Брата» среди других фильмов?

— Сложно сказать. Наверное, первоначально «Брат» привлек внимание экзотичностью, латиноамериканским колоритом, непривычным для европейского зрителя. Но вообще-то «Брат» — это универсальная история, классическая трагедия в современном контексте, фильм, затрагивающий так называемые «вечные темы». Это волнующая история, которая захватывает тебя и не отпускает. Этот фильм сложно забыть — он не заканчивается вместе с финальными титрами, а остается с тобой, заставляет задуматься.

— Президент фестиваля Никита Михалков на церемонии награждения говорил, что настоящее кино рождается там, где есть проблемы. «Брат» — пример тому?

— Возможно. Но на самом деле серьезные художественные произведения необязательно возникают из трудностей, связанных с социально-политической ситуацией в данной стране; они рождаются из стремления исследовать человеческую природу честно, без предрассудков и без желания проповедовать. Кроме того, проблемы есть во всех странах.

— По-твоему, «Брат» — это социальная или, скорее, семейная драма?

— Без сомнения, «Брат» — это семейная драма. Социальная действительность в ней служит целям повествования, углубляет личную драму ге-

роев. Думаю, за все три года, что мы снимали «Брата», мы потратили на «социальную тему» не больше десяти минут. Вообще мне не нравится термин «социальное кино». Я думаю, что люди воспринимают «Брата» как достоверный портрет латиноамериканской реальности, потому что мы показываем мир «барриос» без прикрас, таким, какой он есть. Поэтому создается ощущение, что в этом мире есть правда.

— То есть, затрагивая тему насилия в «барриос», ты хотел показать фон, на котором развиваются межличностные отношения героев? Или ты все-таки хотел привлечь внимание к проблеме?

— Я не собирался делать документальный фильм ни о бедности в Венесуэле, ни о преступности в Каракасе. Я просто хотел расположить свою историю в контексте, где окружение превращается в определяющий фактор жизни героев, и показать, как они, будучи такими разными, действуют перед лицом этих обстоятельств. Мне интересно исследовать, как каждый персонаж реагирует, адаптируется к окружающему насилию, какие решения принимает. Опять же не давая оценочных суждений, потому что в этих условиях нет ни хороших, ни плохих решений. Даниэль — пацифист, который пытается избежать насилия, но в то же время трус. А Хулио не может смириться с потерей матери и поддается жажде мести, но при этом он хочет добиться справедливости, он — самурай, и в его мире каждый сам творит справедливость.

— «Брата» показывали в «барриос»? Какой была реакция?

— Да, «Брата» показывали как в коммерческих кинозалах, так и в некоммерческих. Предварительный показ фильма состоялся на разных площадках страны. В «барриос» люди в большей степени идентифицируют себя с героями картины и лучше чувствуют дилемму и переживания старшего брата Хулио — более закаленного и четко понимающего жизнь «барриос».

— Расскажи, пожалуйста, об актерах. Все ли они профессионалы?

— Теперь все они точно профессионалы. Когда мы готовились к кас-тингу, мы решили, что будем набирать не только профессиональных актеров. Ведь персонажи фильма — подростки, а, значит, актерский опыт не был основополагающим критерием. Напротив, было важно, чтобы они умели играть в футбол. Наверное, актерам не понравится то, что я скажу, но легче было научить актерскому мастерству непрофессионалов, чем самих актеров играть в футбол. Наш кастинг не был традиционным: это были собеседования, на которых я спрашивал подростков об их личной жизни и искал эмоциональные и жизненные сходства с персонажами, которых они будут играть.

Мы набрали актеров за несколько месяцев до начала съемок и долго готовились к съемочному процессу. Учились актерскому мастерству, импровизации, проводили футбольные тренировки. Так мы смогли естественным образом установить личные связи между персонажами. Я предсказываю блестящую актерскую карьеру как Фернандо Морено (Даниэль), так и Элиу Армасу (Хулио) и Али Рондону (Макс). У них есть все, что для этого необходимо, — талант и самоотдача.

— Как изменилась твоя жизнь после победы в Москве? Появились ли новые возможности в работе?

HERMANO

-n • «IWce Pinin Ел ГКО! Jmr

— Московский фестиваль открыл «Брату» дверь в мир большого кино, а мне дал стимул ставить перед собой новые профессиональные цели, выходящие за границы Венесуэлы. «Брат» получил широкую известность, был куплен для международной дистрибьюции, стал одним из кандидатов на премию «Оскар». Теперь у меня есть много возможностей начать новые кинопроекты как в Европе, так и в Америке.

— Ты бы хотел работать в Венесуэле? Как ты оцениваешь свои возможности для самореализации в твоей стране сегодня?

— Я очень люблю Венесуэлу. Именно здесь складывалась моя карьера, и я многого достиг в киноиндустрии. Но я не отрицаю возможности работать в других странах, на самом деле, мне бы этого хотелось. Я отдаю себе отчет в том, что снимать кино трудно в любом государстве мира. Я осознаю, что выбрал очень сложную профессию. Для меня важно не столько то, в какой стране я буду делать свой следующий фильм, сколько то, какому проекту я посвящу следующие несколько лет своей жизни.

— Победа «Брата» пополнила список громких фестивальных побед латиноамериканского кино на крупнейших фестивалях мира. С чем, по-

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком