научная статья по теме МАСТЕР КИСТИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МАСТЕР КИСТИ»

СТАНЕТ ИСТОРИЕЙ ЗАВТРА

УДК 75

DMITRY VIKTOROVICH SURZHIK

Candidate of historical sciences, Acting scientific Secretary of the Center for the history of wars and geopolitics IWH RAN,

Russian Federation, Moscow, Leninsky Prospekt, 32 A

E-mail: dimsu@inbox.ru

Master of a Brush

The author of the article examines the major milestones in the life and work of the artist, Eugenia Yakovlevna Kokoreva. In the article the main directions of the artist, describes her achievements, awards, and numerous awards. The author in his work examines the Eugene Y. Kokorev not only as an artist but as a person, as a talented organizer held a great school and has absorbed all the best from it. The article also dwells to the unique style of the artist that is based on the use of an open color and uncovering of a way, that show any little mistake of a painter. As it was stated by many art critics, E.Ya. Kokoreva is very skillful in balancing of the means of artistic expression in any genre, of which she works. That's why all her pictures are respected by her colleagues-professionals and many nonprofessionals.

Key words: E.I. Kokoreva, artist, painting, B. Vinokurov, "Art print", V.D. Polenov, V.A. Serov, K.P. Bryullov, I.I. Levitan, M.Z. Chagall

ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ СУРЖИК

кандидат исторических наук, исполняющий обязанности ученого секретаря Центра истории войн и геополитики ИВИ

РАН (Россия, Москва, Ленинский пр., д. 32 А) Тел.: +7 (917) 582-48-46; E-mail: dimsu@inbox.ru В статье автор рассматривает основные вехи жизни и творчества петербургского художника Евгении Яковлевны Кокоревой. В статье рассматриваются основные направления творчества художника, описываются ее заслуги, награды и всевозможные премии. Автор в своей работе рассматривает Евгению Яковлевну Кокореву не только как художника, но и как личность, как талантливого организатора, прошедшего великолепную школу и впитавшего все самое лучшее из нее. В статье также анализируется своеобразный стиль художника, который основан на использовании открытого цвета и обнажении приема, которые не допускают ошибки со стороны художника. Е.Я. Кокоревой, как отмечают многие искусствоведы, удается соблюдать баланс средств художественной выразительности в любом жанре изобразительного искусства. Поэтому ее произведения пользуются заслуженным уважением коллег-профессионалов и немалого числа любителей.

Ключевые слова: Е.Я. Кокорева, художник, живопись, Б. Винокуров, «Художественная гравюра», В.Д.Поленов, В.А. Серов, К.П. Брюллов, И.И. Левитан, М.З. Шагал.

Мастер кисти

8 сентября 1948 г. в Москве родилась Евгения Яковлевна Кокорева. Серьезно заниматься живописью начала в Театрально-художественном училище в 1964 г. С 1966 г. работала профессиональным художником в объединении «Художественная гравюра». Уроки живописи и графики брала у прекрасного мастера Бориса Винокурова. В 1978 г. окончила Московский педагогический институт. С тех пор началась ее творческая жизнь в объединении «Художественная гравюра», наполненная выставками и международным признанием [1, с. 25]. Редкий год проходил без нескольких выставок ее новых произведений, а самым продуктивным стало для нее первое десятилетие нашего века. Только в 2004 г. она участвовала в девяти выставках, среди которых - галерея «Сосны» Управления делами Президента РФ и две выставки в Центральном доме художника. В 2006 г. ее картины были представлены на шести выставках, две из которых прошли в Берлине, а одна - во взыскательном Париже [2, с. 537].

Основное направление творчества Евгении Кокоревой - масляная живопись, кроме нее много времени посвящает акварели и миниатюре. Пройдя мощную школу, Евгения Кокорева смогла выработать свой стиль, который характеризуется мощной и раскованной живописью. Зачастую она работает с игрой фактур, работает открытым цветом и обнажает прием. Такое сочетание - показатель высокого мастерства, ибо не оставляет ни одной возможности скрыть в рисунке ошибку в тоне, цвете, рисунке.

Настоящим открытием для поклонников творчества Е.Я. Кокоревой стали ее работы на пленэре. Как известно, только работая на природе, можно передать все богатство естественной палитры. Этот метод, по-настоящему

открытый французскими импрессионистами и развитый русскими художниками (В.Д. Поленовым, В.А. Серовым и другими), уже почти полтора столетия остается в курсе обучения начинающих живописцев и является основным методом работы признанных мастеров-пейзажистов, которые передают на своих полотнах световоздушную среду, естественную среду и отношения «человек - природа». Причина этого кроется в том, что при работе на природе необходимо точно чувствовать натуру в воздушной среде и уметь передавать весьма изменчивую (по сравнению с работой в мастерской) естественную мозаику цветов и рефлексов. Поэтому творческий путь молодых художников начинается с практики чувствования цветов и - у наиболее талантливых живописцев - продолжается на пленэре. Природа - главный источник вдохновения Е.Я. Кокоревой, которая находит новые сюжеты своих полотен в Подмосковье, Крыму и Европе [3, с. 600].

Работая на пленэре, Евгения Яковлевна Кокорева заслужила международное признание. Ее акварель отличают требовательность к видению цвета и смелые эксперименты. Ее пейзажи («Карадаг», «Рассвет над рекой», «Осенние запасы» и многие другие) отличают светлые краски, несущие позитивное отношение автора к окружающему миру. Эти картины, написанные на открытом воздухе, наполняют привычную городскую жизнь яркими красками природы в любом из сезонов, отобразить которые ни бралась бы художница. Ее творчество разрушает привычный стереотип о «мужской» и «женской» манерах письма, ибо ей удается умело сохранять баланс средств художественной выразительности, в котором нет чрезмерных трогательности и мягкости, но нет и нарочитой гру-

212

Станет историей завтра

бости [4, с. 307]. Это тонкое мастерство меры и свежесть утреннего света, силы жизни вызывают отклик в душе любого ее зрителя и заставляют задуматься его о своем месте в мире, о вечной силе природы и роли человечества.

Труд и оригинальный взгляд художника получил заслуженное признание. В 1996-1997 гг. ею были созданы серии копий из экспозиции Государственной Третьяковской галереи (салон при Третьяковской галерее). Это непосредственное соприкосновение с полотнами К.П. Брюллова, И.И. Левитана, В.Э. Борисова-Мусатова и М.З. Шагала стало большим эстетическим опытом и прекрасной школой, оказавшей большое влияние на последующее творчество Евгении Яковлевны [5, 742].

Евгения Яковлевна Кокорева является членом Творческого Союза художников России и Международной Федерации художников ЮНЕСКО, Международной академии наук и искусств Парижа и многих других международных художественных ассоциаций. Много живописных работ и миниатюр Евгении Кокоревой находятся в частных коллекциях в России, Германии, Италии, Аргентине, Японии, Польше и Испании.

Е.Я. Кокорева также ведет активную организаторскую деятельность [6, 157]. Среди самых известных ее работ на межнациональных площадках - фестиваль искусств «Дунайский букет» и «Русское слово в Париже», где она являлась художником-постановщиком. Настоящим открытием для любителей изобразительного искусства стал живописный проект Е.Я. Кокоревой «Преодоление» [7, с. 139], в котором автор отразила взгляд из России на еврейские жизненные коллизии, быт, обычаи, праздники и мудрость. В ее наполненных духом картинах библейские образы вплетены в жизнь наших современников, проживающих на Святой Земле, а общая атмосфера передает непреклонную тягу к жизни гонимого народа, который преодолевает различные трудности и поднимается в своей самобытной культуре на протяжении нескольких тысячелетий.

Пожелаем новых успехов, крепкого здоровья и взаимопонимания с окружающими яркой и творческой личности, Евгении Яковлевне Кокоревой.

Литература и источники

1. Новые мастера в русском искусстве ХХ-ХХ1 веков. СПб., 2014. 108 с.

2. Манин В.С. Русская живопись XX века. Книга 3. М., 2007. 1424 с.

3. Русская живопись. Энциклопедия. М., 2014. 1008 с.

4. Русские художники второй половины ХХ века. Брянск, 2014. 320 с.

5. История русской живописи. Т. 12: Вторая половина XX века. М., 2014. 450 с.

6. Русская живопись XIV - XX вв. Энциклопедия. М., 1999. 352 с.

7. Современные художники. СПб., 2014. 190 с.

8. Русская живопись. М., 2007. 936 с.

9. Соловьев В.Д. Русские художники XVIII - XX веков. М., 2005. 1024 с.

10. Троицкий А.Б. Русская живопись. М., 2007. 320 с.

References

1. Novye mastera v russkom iskusstve XX - XXI vekov [New storytellers in the Russian art of XX - XXI centuries]. Saint Petersburg, 2014. 108 p.

2. Manin V.S. Russkaya zhivopis' XX veka. Kniga 3 [Russian art of XX century. Book 3]. Moscow, 2007. 1424 p.

3. Russkaya zhivopis'. Entsiklopediya [Russian paintings. The encyclopedia]. Moscow, 2014. 1008 p.

4. Russkie khudozhniki vtoroy poloviny ХХ veka [Russian artists of the second half of XX century]. Bryansk, 2014. 320 p.

5. Istoriya russkoy zhivopisi. Tom 12: Vtoraya polovina XX veka [The history of Russian painting. Volume 12: the Second half of the twentieth century] Moscow, 2014. 450 p.

6. Russkaya zhivopis' XIV - XX vv. Entsiklopediya [Russian paintings of the XIV - XX centuries encyclopedia]. Moscow, 1999. 352 p.

7. Sovremennye khudozhniki [The Modern Painters]. Saint Petersburg, 2014. 190 p.

8. Russkaya zhivopis' [Russian paintings]. Moscow, 2007. 936 p.

9. Solov'ev V.D. Russkie khudozhniki XVIII - XX vekov [Russian artists of XVIII - XX centuries]. Moscow, 2005. 1024 p.

10. Troitskiy A.B. Russkaya zhivopis' [Russian painting]. Moscow, 2007. 320 p.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком