научная статья по теме Материальность сознания Философия

Текст научной статьи на тему «Материальность сознания»

На книжную полку

Материальность сознания

Так назвал свою книгу доктор философских наук, профессор А.И. Яковлев. За короткое время она вышла пятью изданиями. Каждое издание обогащалось новыми главами, вносило существенные уточнения, дополнения, развивавшие и укреплявшие концептуальное положение - сознание материально. В настоящей рецензии мы

л

рассматриваем 5-е издание книги1.

На протяжении 2,5 тысячелетий в философии держится стереотип идеальности сознания, который был выдвинут и обоснован еще Платоном. Согласно Платону, сфера идеального не ощущаема, не телесна, не вещественна. В IV в. до н.э. данная концепция была фундаментальным открытием и вполне соответствовала философскому мышлению того времени.

Но время шло, наука все глубже проникала в природную материю, раскрывала одну тайну за другой. После утверждения Н. Коперником и Дж. Бруно единства мира, о котором говорили еще древние материалисты Демокрит, Эпикур и Лукреций, естествоиспытатели логически пришли к выводу, что сознание является результатом естественного развития Вселенной, на него распространяются все естественные законы мира. Природа и сознание представляют собой диалектическое единство. Однако в философии открытие Платона приобрело характер стереотипа, т.е. положения, которое уже устарело, но продолжает господствовать в умах.

А.И. Яковлев показывает, что стереотипы свойственны научному сознанию, в том числе и современному. Автор подвергает критическому анализу современные философские взгляды на природу сознания. Он вскрывает некорректности в суждениях многих

1 См.: Яковлев А.И. Материальность сознания. - Изд-е 5-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 259 с.

современных российских философов, а в некоторых случаях и очевидные ошибки (к примеру, утверждение Э.В. Ильенкова о том, что сознание возникает вне мозга, с помощью головы - с. 44). Он обоснованно критикует высказывание А.Г. Спиркина о том, что сознание не имеет собственной онтологии (с. 45).

Некорректность этих суждений А.И. Яковлев видит в том, что философы главным признаком, отличающим материальность от идеальности, продолжают считать ощущаемость: если оно не ощущается невооруженными органами чувств, значит, оно идеально. Но естествоиспытатели, прежде всего физиологи и нейрофизиологи, а также психологи доказали, что ощущения, их многочисленные превращения в голове человека, трансформируясь в сознание, измеряются. Если до открытия элементарных частиц структуры психики и сознания действительно не воспринимались органами чувств, то с их обнаружением стало возможным наблюдать частицы, измеряемые во многих случаях микрометрами, нанометрами и меньшими единицами.

Монография А.И. Яковлева делает существенное добавление к имеющимся научным знаниям о сознании. Автор вводит новые принципы изучения сознания: наряду с общенаучными гносеологическими принципами объективности, системности, историчности, диалектичности и другими методологическое значение имеют специальные принципы - единства Вселенной, природы и сознания, измеряемости, превращаемости, сохранения эквивалентов образов действительности в сознании, биосоциальности, полинаучности исследования сознания. Автор последовательно, на протяжении всей книги доказывает правомерность и применимость этих принципов во всех видах научного изучения сознания, в том числе и в философии.

Книга в целом представляет собой принципиально новый подход к исследованию сознания. В главе «Всеобщая материально-энергетическая связь во Вселенной» автор доказывает, что Вселенная и сознание представляют собой единство. Причем это единство было замечено еще древними философами Демокритом, Эпикуром, Лукрецием. Парадокс следования сегодняшних философов стереотипу идеальности сознания состоит в том, что основоположник идеализма Платон представил в своих сочинениях много указаний на связь Вселенной и сознания, а нынешние философы не замечают этих фундаментальных суждений. Платон высказывал в своих сочинениях развернутые мысли о том, что предмет, находящийся в тени, отражается в сознании менее отчетливо, чем хорошо освещенный солнцем; солнце и предметы природы испускают лучи, которые возбуждают органы чувств и оставляют в сознании следы их отражений; сознание зарождается в мозге и т.п.

Указания древних философов на органическую связь сознания с природой в современной философской литературе по каким-то причинам не воспроизводятся. А.И. Яковлев восполняет этот неоправданный пробел.

Отстаивая правомерность принципа единства природы и сознания, автор проводит специальное исследование истории становления этого принципа в естествознании и философии, начиная от представлений древних и заканчивая современными естественнонаучными учениями. Он обоснованно полагает, что взгляд на единство природы и сознания получил фундаментальное познавательное значение в трудах Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно, И. Ньютона, других натуралистов Нового времени. В XIX в. Г. Эрстед, М. Фарадей, Д. Максвелл открыли электромагнитное поле Вселенной и доказали, что именно оно служит причиной всемирного тяготения. В XIX в. А.И. Герцен рассматривал сознание как

органическую часть природы. В ХХ в. эти взгляды получили наиболее завершенное выражение в трудах В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, теоретиков и практиков космонавтики, особенно гениального конструктора и руководителя первых полетов человека в космос С.П. Королева. Остается добавить, что такого подробного исследования истории становления и развития концепции единства природы и сознания до сих пор не было.

Убедительным доказательством органической связи природы и сознания является обращение А.И. Яковлева к исследованиям «животного» (нервного) тока, психической (нервной, нейронной) энергии, электромагнитного поля Вселенной и соответствующего поля человека, его органов, элементарных частиц. Выдающимся событием в утверждении их единства было экспериментальное обоснование во второй половине Х1Х в. немецким физиологом Э.Г. Дюбуа-Реймоном «животного» тока, который, как было окончательно установлено в 2030-е гг. ХХ столетия, является разновидностью электрического тока. Электромагнитные излучения тел Вселенной, земной природы, характеризующиеся определенными физическими параметрами, достигают рецепторов нервной системы человека, вызывают нервный ток, который превращается в электрическое раздражение нервных пучков, изоляционных слоев, ядер нейронов, их молекул, элементарных частиц, которые в свою очередь вызывают электрические возбуждения нервов, идущих к органам человека, в том числе к его речевому аппарату, что и приводит, в конечном счете, к возникновению сознания. Это общая схема естественного происхождения сознания. Вывод об этом физиологическом процессе стал возможен лишь благодаря философскому осмыслению единства естествознания и философии, которое во многих философских трудах постулируется, но не исследуется. А.И. Яковлев предпринял,

думается, успешную в этом отношении попытку: показал это единство на многочисленных примерах

Принцип измеряемости сознания был выведен автором из естественнонаучных теорий и из принципа единства природы и сознания: если природные объекты измеряются, то сознание -естественный предмет природы - тоже должно с неизбежностью измеряться. В доказательство истинности этого силлогизма в книге приводится много примеров, почерпнутых из сочинений отечественных и зарубежных естествоиспытателей, большое количество метрических данных о работе мозга по производству им сознания: длина, сила, напряжение, частота, плотность, сопротивление, скорость прохождения нервного тока и нервных импульсов в разных средах организма человека, включая мозг, и др.

Автор проследил за превращением этих физических, химических, электрических и иных импульсаций нервного тока, что и позволило уверенно сказать, что сознание человека - это объективно-субъективный результат взаимодействия электромагнитного поля Вселенной и человека, его органов, элементарных частиц. Эту дефиницию критикуют за чрезмерно обобщенную формулировку, якобы этим философ нарушает аристотелевский логический закон достаточного основания. Критики не обращают внимания на существенную характеристику результата - «объективно-субъективный»: объективный здесь - первичное, «электромагнитное поле Вселенной», а «субъективный» - вторичное, возникающее под воздействием объекта. Если бы материальное электромагнитное поле Вселенной не воздействовало на рецепторы человека, то он не смог бы произвести не только объективного, но субъективного.

Философ не удовлетворился общей дефиницией. Опираясь на учение И.П. Павлова о безусловных и условных рефлексах, о второй сигнальной системе, он сделал, представляется, обоснованное

заключение о том, что в сознании проявляется электромагнитное поле человека и его различных органов, выражающее специфические черты энергетики конкретных людей, присущие каждому человеку в отдельности (см. с. 121). Именно потому, что сознание имеет одинаковую с Вселенной электромагнитную природу, оно позволяет людям узнавать друг друга, общаться, объединяться в различные сообщества, производить индивидуальную и коллективную предметно-чувственную материальную и духовную деятельность. Без материальной энергетики никакое взаимодействие между природой и человеком, отдельными людьми, их группами невозможно. Без нее немыслимо познание природного и социального мира человека.

Представляется, что А.И. Яковлев нашел верное методологическое решение относительно природы сознания, придя к убедительному выводу, что оно материально.

Исходя из этой методологии, философ дал новое толкование природы и происхождения разных уровней сознания. Он выделяет в нем пять основных уровней: подсознание, эмпирическое (обыденное) сознание, теоретическое (научное) сознание, интуиция, сверхсознание. Причем это деление сознания на уровни условно. Они не разделены какими-то непреодолимыми, раз навсегда установившимися границами. Сознание динамично. Все его уровни взаимно проникают друг в друга: обыденное сознание свойственно не только людям, стоящим на невысоких ступенях интеллектуального

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком