научная статья по теме МАТЕРИАЛЫ ПО ЛЕГЕНДАРНЫМ И КУЛЬТОВЫМ КАМНЯМ В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «МАТЕРИАЛЫ ПО ЛЕГЕНДАРНЫМ И КУЛЬТОВЫМ КАМНЯМ В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ»

Археология

Памяти археолога Бориса Андреевича Фоломеева Маланин И.Д.

МАТЕРИАЛЫ ПО ЛЕГЕНДАРНЫМ И КУЛЬТОВЫМ КАМНЯМ В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ

Уже отмечалось, что в Нижегородской области, как и в других регионах России, имелись, имеются и могут выявляться новые культовые и легендарные камни - валуны [62], часть из которых почиталась в дохристианские времена, другим поклонялись в средневековье, но есть почитаемые камни даже сейчас, и о многих из них, как правило, слагались какие-то предания или легенды [44, с. 5-10], хотя, конечно, фольклор может сопутствовать не только именно поклонным, но и простым природным объектам - валунам, возле которых произошли какие-то памятные события, а также выделяющимися своими особенностями (формой, составом, цветом, способностью перемещаться и т.п.).

В настоящей работе приводятся краткие сведения из опубликованных уже материалов, содержащих данные о легендарных и культовых камнях на нынешней территории Нижегородской области (сомнительные случаи оговариваются). Эти сведения, преимущественно фольклорного содержания, охватывают природные валуны, лежащие не только в отдалённой лесной глуши, среди болот, но и в селениях, рядом с ними.

Предварительный анализ представленных материалов позволяет утверждать наличие в прошлом и настоящем времени в Нижегородском крае исторических камней различного назначения, использовавшихся (использующихся) и в культовой практике разными этносами (мордвой, татарами, русскими и др.). Разумеется, все эти памятники, сведения о них нуждаются в дальнейшем изучении, систематизации. Перед исследователями подобных объектов встают многочисленные вопросы, на которые не всегда можно найти правильные ответы. Какие-то вопросы нами тоже затрагиваются в ходе изложения материалов.

Некоторые валуны с якобы зарытыми под ними (или рядом с ними) кладами, о чём сообщают письменные источники, не исключено, когда-то были культовыми [79, с.7], ибо предания о таких объектах могли складываться на основании реальных подношений к камням, включающим самые разнообразные продукты, одежду, ткани, цветы, табак, нательные крестики, птицу, скотину, деньги и т.п. [22, с.58; 59, с.14; 74, с.8; 1, с.12,14; 20, с.94-95; 52, с.33; 53, с.221; 33, с.187 (№№17,19), 191 (№29); 55, с.84; 37, с.7; 46, с.69, 98, 103, 108-109, 114; 60, с.84, 88, 94, 96, 103, 104; 70, с.877-878, 879, 880; 38, с.8; 17, с.51;34, с.133, 143; 78, с.5, 7, 8, 9; 39, с.4; 79, с.4, 5, 9; 3, с.10, 18, 19, 20, 22, 23, 24; 13, с.137 ^1.5^1.5.2); 19, с.47-48; 43, с.33-34, 35, 3637; 28, с.33, 34, 38, 41, 42, 45, 51, 52, 54, 56, 60, 68-69, 77, 95, 96, 99, 115, 117-118, 119, 121, 122, 130, 155, 161, 175; 75, с.27, 28; 85, с.138]. Любопытно, что для извлечения заколдованного клада из-под камня, иногда рекомендовалось «положить на камень 12 голов, хотя бы и куриных» [79, с.5], то есть принести жертву, провести определённый обряд. Исследователь культовых и легендарных камней Литвы П.Ф. Тарасенко считал подобные обряды, существовавшие ещё в глубокой древности, причиной появления преданий о способах взятия заколдованных кладов [79, с.7]. В то же время предания о кладах под камнями могут указывать на связь того или иного валуна с божеством. В мифологии, как известно, с золотом и богатством связывался, например, языческий бог Велес (Волос) [28, с.163-164].

О том, что на территории Нижегородской области почитался Волос, может свидетельствовать и название д. Волосово в Навашинском районе [27, с.83; 71, с.163], возле которой, вероятно, существовало святилище этого бога. Если это так, то нельзя исключать в округе дан-

ного селения наличия культового валуна, соотнесённого традицией с Волосом (Велесом). Так или иначе, в России известны случаи, когда близ какого-либо населённого пункта находится или находился одноимённый камень. Так, от Конь - камней получили названия деревни Большой конь и Малый конь на Тульщине, Конь - камень дал название Коневскому монастырю и острову Коневец в Ладожском озере [38, с.5,8], а недалеко от д. Богово на Псковщине был обнаружен каменный идол [2, с.10-16], бог. Археолиты Велесов, Волос или Волосень упоминаются в Ярославском крае [80, с.80], в Белоруссии [28, с.156-157]; при с. Велесто на Смоленщине, по воспоминаниям, находился какой-то идол [17, с.30], который мог быть каменным или в виде камня-валуна.

На территории Нижегородского края имеются камни, так или иначе относящиеся к памяти о преподобном Серафиме Саровском. Ю.М. Шеваренкова пишет: «Своеобразное «начало» серафимовым камням положил известный по житию святого камень Серафима, на котором он тысячу дней и ночей простоял в молитве» [86, с.254].

Уточним, что, согласно литературным источникам, легендам, Серафим Саровский молился на двух камнях: один из них «малый и дикий, который могут поднять человека четыре» [76, с.32] (на нём Саровский стоял 1000 дней), находился в дальней пустынке, а другой камень, «гранитный, необыкновенной величины» [76, с.32] (на нём Саровский стоял 1000 ночей), лежал в ближней пустынке, «на расстоянии нескольких сот метров от Серафимовского источника» [63, с.231]. Кстати, в этих местах когда-то насчитывали семь родников, из них Серафимов-ский был шестой по счёту от монастыря, выше по течению речки Саровки [63, с.229].

В начале XX века, как отмечал В. Попов, в келье Серафима Саровского на дальней пу-стынке находился уже не настоящий «небольшой овальный камень», тогда как «настоящий» был перемещён в Дивеево [63, с.234].

Подлинный камень Саровского на ближней пустынке не сохранился. После смерти преподобного валун разбили, наиболее крупные куски его вывезли в Дивеево, а более мелкие осколки разобрали богомольцы [63, с.231-232]. По вине паломников погибла и сосна, стоявшая рядом с этим камнем; на неё Серафим ставил икону [63, с.232]. Интересно, что в Саро-ве производство частей «камня великого чуда стояния» было поставлено на поток, который по свидетельству митрополита московского Владимира в 1905 году, «все более» учащался, и поэтому Синодом «на будущее время выдача из Саровской пустыни частиц мантии преподобного Серафима и камня, на котором он молился, а равно и удостоверений о подлинности их, была воспрещена» [32, с.64-65]. Как пишет А.М. Подурец, в 1890 году на старое место подлинного камня Саровского положили другой, похожий на оригинал, с двумя углублениями на нём, якобы протёртыми коленями преподобного за время молитв [63, с.232]. После Великой Октябрьской социалистической революции и сей камень разрушили. Уже в 1991 году на этом же месте установили третий по счёту камень [63, с.233].

Среди валунов Нижегородской области, соотносимых легендами с Серафимом Саровским, особый интерес вызывают так называемые Медведь - камни, а также валуны, напоминающие по своей форме медведя [63, с.233; 67, с.13;86, с.255, 256 (№4)]. Но есть подобные объекты, о которых, видимо, нет данных, что они связаны с почитанием преподобного Серафима, хотя последние описал именно священник [14, с.510-511, 514-515].

«Местность, где расположен нынешний Саров, была издавна населена народом финского племени, мордвою. Доселе сохранились там курганы - мордовские могилы и встречаются остатки их сооружений, в виде ям и углублений в почве», - писал Е. Поселянин [64, с.32]. Археологические находки, как например, фигурка медведя из кремня с поселения Имерка эпохи энеолита [58, с.48], подтверждают наличие с древнейших времён культа медведя на современной территории Республики Мордовии, граничащей с Нижегородской областью, где третьим по численности этносом является мордва [55, с.27; 9, с.201].

Саровская пустынь в своё время, включая все её владения, относилась к Темниковскому уезду Тамбовской губернии [63, с.141]. Тамбовская учёная архивная комиссия зафиксировала сведения об археолите Камень - медведь, грубом каменном изваянии, которому «В былые годы мордовско мещерского язычества... оказывались божеские почести. Близ него приносились жертвы и было великое языческо-инородческое пирование...» [22, с.58]. К сожалению, точного местонахождения сего археолита источник не даёт, отражая лишь факт расположения памятника «во владениях Османа Анчурина» [22, с.5] (у В.Ф. Матюшкина упоминаются продавцы земель Саровскому монастырю - Акчюрины [45, с.21]. Не исключено, что владения Анчурина или Акчюрина, где отмечен Камень - медведь, находились именно на нынешней территории Нижегородской области или в окрестностях Сарова, но на земле Мордовии. В таком случае этот Камень-медведь вполне может представлять какой-то из известных Медведь-камней или похожих на медведя валунов [14, с.510-511, 514-515; 63, с.233;67, с.13; 86, с.255, 256 (№4)] (естественно, с учётом возможного перемещения), или даже ту «необыкновенной величины» «громадную скалу», на которой по ночам молился Серафим Саровский [76, с.32; 64, с.62], хотя название сего камня нам неизвестно. Именно в этой связи могла возникнуть легенда о кормлении преподобным послушного ему «громадного медведя» [64, с.59]. В то же время образ самого Серафима Саровского в народе вполне мог заменять иногда языческий образ старика-хозяина лесных дебрей, то есть и медведя [68, с.40; 44, с.7]. Поэтому следует полагать, что некоторые камни, связанные поздней традицией с памятью о преподобном Серафиме (но не новоделы), для древнего местного населения Нижегородской области имели также культовое значение [44, с.6,7] и, как пишет В.Г. Пуцко, - «В этом смысле, несмотря на физическое уничтожение, по-прежнему цел и «жив» молитвенный камень преподобного Серафима Саровского - прежде всего в памяти народной» [67, с.16].

У нас нет сомнений в том, что в древности медвежий культ существовал на нынешней территории Нижегородской области. В определённой степени на это указывает и так называемая «медвежья потеха», имевшая распространение в Нижегородском Поволжье вплоть до XIX века, выразительным эпизодом которой стал отражённый в фольклоре медвежий парад перед французами, взятыми в плен в период Отечественной войны 1812 года [55, с.93-98].

Распределяя историко-культурные камни-памятники (сюда включаются и валуны, пока лишь предположительно относящиеся к этой категории [1

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком