научная статья по теме МАЙСКИЙ ПАВОДОК АМУДАРЬИ И ЕГО МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ ХОРЕЗМ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МАЙСКИЙ ПАВОДОК АМУДАРЬИ И ЕГО МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ ХОРЕЗМ»

Königliche Museen zu Berlin. Ausführliches Verzeichnis der ägyptischen Altertümer und Gipsabgüsse. B., 1899.

Leitz Chr. Lexikon der ägyptischer Götter und Götterbezeichnungen (Orientalia lovanensia analecta, 115). Bd. VI. Leuven-Paris-Dudley: Peeters, 2002.

Martin G.T. The Memphite Tomb of Horemheb, Commander-in-Chief of Tutcankhamun, I. L., 1989. Meurer G. Die Feinde des Königs in den Pyramidentexten // Orbis biblicus et orientalis. 2002. 189. Montet P. Le drame d'Avaris. Essai sur la penetration des Sémites en Egypte. P., 1941. Moret A. Catalogue du Musee Guimet. Galerie Egyptienne. Steles, Bas-reliefs, Monuments divers. P., 1909 (Annales du Musee Guimet, 32).

Naville G. The temple of Deir el Bahari, IV. L., 1901.

Parker R.A., Leclant J., Goyon J-C. The Edifice of Taharqa by the Sacred Lake of Karnak // Brown Egyptological Studies.Vol. VIII. Providence and London, 1979.

Régen I. Une brique magique royale. Birmingham 1969 W 478 // Egypte nilotique et mediterraneenne. 2010.

N 3.

Schmidt S. Sarkophager Mumiekister og Mumiehylstre idet Gamle Aegypten: Typologisk Atlas. Copenhagen,

1919.

Schott S. Urkunden mythologischen Inhalts VI. Bucher und Sprüche gegen den Gott Seth. Leipzig-Berlin,

1929.

Te Velde H. Seth, god of confusion. Leiden, 1967.

Van Dijk J. The New Kingdom Necropolis of Memphis: Historical and Iconographical Studies. Ph.D. Thesis. Rijksuniversiteit Groningen, 1993.

Vandier J. Le papyrus Jumilhac. P., 1962.

Vikentiev V. Las silphium et le rite du renouvellement de la vigueur // Bulletin de l'Institutd'Egypte. 1954. T. 37.

Vries de C.E. A ritual ball game? // Studies in Honour of John A. Wilson. Oriental Institute of the University of Chicago. Chicago, 1969.

Wilikinson T.A.H. Early Dynastic Egypt. L.-N.Y., 1999.

Ziegler C. A propos du rite de quatre boules // Bulletin de l'Institut Français d'Archéologie Orientale. 1979. T. 79.

МАЙСКИЙ ПАВОДОК АМУДАРЬИ И ЕГО МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ ХОРЕЗМА

© 2015 Г. Ю. КОЛГАНОВА, М. Г. НИКИФОРОВ, А. А. ПЕТРОВА

В работе исследован паводковый режим Амударьи с использованием всех доступных древних источников и результатов современных наблюдений. Показано, что на протяжении последнего тысячелетия река имела стабильный паводковый режим. С высокой долей уверенности это утверждение можно экстраполировать на период сооружения Кой-Крылган-калы, основная ось которого ориентирована на азимут гелиакального восхода Плеяд, который в древности совпадал с майским паводком Амударьи.

В Древнем Хорезме майский паводок имел особую значимость. Согласно современным наблюдениям, этот паводок является первым полноводным паводком Амударьи после окончания зимнего периода. Майский паводок мог нанести существенный вред ирригационной системе, поэтому приходилось вести наблюдения за уровнем воды. Времени его наступления, по сведениям Бируни, соответствовал праздник Вахш-Ангам, посвященный ангелу, призванному следить за рекой. В дополнение к этому значимость майского паводка объясняется тем, что он совпадает со временем проведения поливных работ, момент которых определяется вегетативным циклом сельскохозяйственных культур.

Ключевые слова: археоастрономия, Кой-Крылган-кала, паводковый режим Амударьи, использование видимости Плеяд как маркера паводка.

Астрономическим исследованиям древнехорезмийского памятника Кой-Крылган-калы было посвящено несколько работ [Воробьева, 1967; Воробьева, 1969; Булатов, 1988; Мамедов, 2003]. В последней работе по данной тематике [Колганова et al., 2014] показано, что предыдущие результаты являются ошибочными. До сих пор считалось, что основное сооружение комплекса ориентировано по азимуту 69°, который связан с направлением восхода Солнца в середине промежутка времени между весенним равноденствием и летним солнцестоянием и (или) в направлении точки восхода Фомальгаута (а Южной Рыбы) [Воробьева, 1967, с. 254; Воробьева, 1969, с. 19, 28]. С помощью обработки высокоточных спутниковых снимков из программы Google Earth было показано, что основная ось комплекса Кой-Крылган-калы ориентирована по азимуту 80°. Сравнение топографических планов со спутниковыми снимками выявляет метрологическую проблему, которая связана с указанием направления линии меридиана. На реальном плане может быть обозначен как истинный север, так и магнитный север, а иногда процедура пересчета от магнитного севера не всегда производится правильно. Было показано [Колганова et.al., 2014], что в базовой по этому вопросу работе авторы [Воробьева, 1967] ошиблись в знаке магнитного склонения. Поэтому все следующие исследования Кой-Крылган-калы, в основе которых лежит данная работа, являются неверными.

На основании данных о паводках Амударьи, приводимых Я.Г. Гулямовым [Гулямов, 1957, с. 237], мы выдвинули гипотезу о том, что основная ось Кой-Крылган-калы ориентирована в направлении азимута гелиакального восхода Плеяд. Согласно информации Я.Г. Гулямова, третий паводок Амударьи назывался "паводком Плеяд" и начинался в середине мая. Наши расчеты показывают, что основная ось Кой-Крылган-калы соответствует азимуту восхода Плеяд, который на эпоху создания сооружения происходил в третьей декаде мая.

Однако остаются невыясненными несколько существенных вопросов. Согласно Я.Г. Гулямову, с древности в Хорезме регистрировалось четыре паводка Амударьи и существовал их календарь. Если основная ось Кой-Крылган-калы не случайно ориентирована на азимут гелиакального восхода Плеяд, который приходится по времени на третий паводок реки, то встает вопрос, почему строители отметили именно этот паводок, а не какой-то другой. Кроме того, сама информация, приводимая Я.Г. Гулямовым о паводках и их названиях, нуждается в независимой проверке. Целью данной работы является выяснение этих вопросов.

СВЕДЕНИЯ Я.Г. ГУЛЯМОВА О ПАВОДКАХ АМУДАРЬИ И ИХ НАДЕЖНОСТЬ

Я.Г. Гулямов приводит о паводковом режиме реки следующую информацию:

«В Хорезме издревле существовал календарь паводков, в котором точно были установлены приметы тех или иных изменений в режиме реки. Первый паводок по этому календарю назывался "кок камыш ташуви" (паводок зеленого камыша). Начинается он в то время, когда вырастает первый, молодой камыш на островах и озерах. Это время соответствует двадцатым числам марта... Второй паводок называется "ак-балык-ташуви" (паводок белорыбицы) и приходится на середину апреля, так как в это время начинается движение белорыбицы из Аральского моря вверх по Амударье... Третий - "юлдуз-ташуви" (паводок созвездия Плеяды) - приходится на середину мая. Хорезмийцы приурочивают этот паводок к появлению созвездия Плеяды. Четвертый -"кырк-чилгав ташуви" (паводок сорока дней жары) - начинается во второй половине июня и кончается в начале августа. Продолжительность - 40 дней» [Гулямов, 1957, с. 237-238].

По утверждению Я.Г. Гулямова, его информатором был Бабаджан Атабаев, начальник Хазараспского водхозотдела Хорезмской области [там же]. С одной стороны, приведенная выше цитата является вполне определенной этнографической информацией, полученной от конкретного человека, поэтому ей следует доверять не меньше, чем любому другому античному, средневековому или современному источнику. Сведения

о паводках Амударьи, приводимые Я.Г. Гулямовым, цитируются в работах Б.В. Андрианова, А.Р. Мухамеджанова [Андрианов, 1969, с. 97; Мухамеджанов 1975, с. 102] и применяются в труде М.С. Булатова [Андрианов, 1969, с. 97; Булатов, 1988, с. 51]1. Это означает, что данная информация не вызывала сомнения у современников.

С другой стороны, учитывая род профессиональной деятельности Бабаджана Ата-баева, можно предположить, что информацию о режимах разлива и названиях паводков реки он собирал самостоятельно и поделился ей впоследствии с Я.Г. Гулямовым. Если это так, то, по крайней мере, в первой половине прошлого века существовали источники данной информации, которые могли в какой-то степени сохраниться. Поэтому необходимо найти независимую информацию, подтверждающую данные Б. Атабаева.

Общую информацию о паводках Амударьи можно получить из энциклопедической литературы. Согласно Новой Британской Энциклопедии, разлив Амударьи происходит с марта по сентябрь:

"The Amu Darya's flow increases from March to May, when the snow melts on the plains and rainfall increases, and the flow is further augmented in June, July, and August as the ice and snow of the mountain ranges thaw. The flow gradually abates from September to February. During winter, ice forms along the banks of the river's upper reaches, and, lower down near the delta, Nukus is icebound for from two to two and a half months. As the ice floes begin to disperse in February and March, they jam the river downstream" [The New Encyclopedia Britannica, Vol. 1, p. 358]2.

С марта по май уровень воды возрастает за счет дождей и таяния снега на равнинах. В летние месяцы достигается максимальный уровень потока за счет таяния ледников в горах. Наконец, начиная с сентября происходит уменьшение уровня реки. Эта информация дополняется данными Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, которые подтверждают стабильность режима паводков: "Подобно Нилу, Амударья имеет правильные разливы, происходящие от таяния снегов в горах, окружающих ее верховья" [Брокгауз, 1894, с. 676].

Аналогичную информацию сообщают русские путешественники XIX в. [Таранов, 1885, с. 91; Семенов, 1899, с. 17]. Таким образом, паводки Амударьи происходят с марта по сентябрь и имеют правильный характер, т.е. повторяются из года в год примерно одинаково.

В интересующем нас объеме общая характеристика бассейна Амударьи представлена в работе среднеазиатского научно-исследовательского гидрометеорологического института [Шульц, 1965]. Климат места, где образуется сток реки, отличается преобладанием зимне-весенних осадков. Восточная часть бассейна, которая формирует основной сток, расположена в горной области и характеризуется исключительно большим распространением вечных снегов и оледенения. Общее число ледников в бассейне Амударьи достигает тысячи, и, кроме того, здесь находится ледник Федченко - один из самых крупных ледников долинного типа. Почти

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком