научная статья по теме МЕЧТЫ РОССИЯН “ОБ ОБЩЕСТВЕ” И “О СЕБЕ”: МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ОСОБОМ РОССИЙСКОМ ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ? Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «МЕЧТЫ РОССИЯН “ОБ ОБЩЕСТВЕ” И “О СЕБЕ”: МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ОСОБОМ РОССИЙСКОМ ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ?»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2015 • № 1

Н.Е. ТИХОНОВА

Мечты россиян "об обществе" и "о себе": можно ли говорить об особом российском цивилизационном проекте?*

В статье на материалах ряда общероссийских исследований Института социологии РАН последних лет рассматривается специфика "русской мечты" и некоторые ее ключевые элементы, демонстрируется ее культурно-цивилизационная специфика и связь с ценностями и идентичностями россиян. Показано, что наличие мечты - норма российской культуры в целом, однако в последнее время эта норма размывается. Зафиксировано, что на место пока еще существующего, но постепенно утрачивающего свою значимость российского цивилизационного проекта с характерной для него "высокой мечтой", приходят не мечты общества потребления, а превращение обычного выживания в предмет мечтаний.

Ключевые слова: Мечта, культура, ценности, нормы, цивилизация, образ желаемого будущего, российский цивилизационный проект, культурная динамика, общественное сознание.

The article on the material of several national research Institute of Sociology in recent years analyses the specifics of the "Russian Dream" and some of its key elements and demonstrates its cultural and civilizational elements and communication with the values and identities of the Russians. It is shown that the presence of a dream is the norm of the Russian culture in general, but in recent years this rule eroded. The place is still existing, but gradually lost their relevance of Russian civilization project with his characteristic "high dream". The dream of a consumer society is transformed into ordinary survival.

Keywords: Dream, culture, values, norms, civilization, the image of a desired future, the Russian civilization project, cultural dynamics, social awareness.

В последнее время все чаще приходится слышать о том, что "Россия - это не Европа". И, несмотря на то, что полемика на эту тему не утихает (да и вряд ли может утихнуть, учитывая, что спор между "западниками" и "славянофилами" идет уже около двух веков), актуализация этой темы в публичном пространстве отнюдь не случайна. Социологические исследования показывают, что и в широких массах населения растет осознание необходимости ориентации на свой особый путь развития страны. Все больше понимает население и неприемлемость для России простого калькирования западного пути.

* Статья подготовлена в рамках работы по проекту "Цивилизационные особенности мечты в России и Китае" (№ 14-23-21001), выполняемому при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Тихонова Наталья Евгеньевна - доктор социологических наук, профессор-исследователь Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики, главный научный сотрудник Института социологии РАН.

Эти идеи не просто "овладевают массами" - их начинает разделять большинство даже в наиболее "продвинутых" группах россиян. Так, судя по данным исследования "Средний класс в современной России"1, две трети представителей российского среднего класса считают, что Россия - особая цивилизация и в ней никогда не привьется западный образ жизни. Причем доля сторонников особого пути России, как свидетельствуют данные исследований Института социологии РАН, растет, в том числе и среди российского среднего класса.

Что же за стоит за этими изменениями во взглядах людей? Являются ли они следствием соответствующей пропаганды в СМИ, ситуационной реакцией на изменение внешнеполитической обстановки или же отражают растущее согласие с тем, что Россия способна предложить миру свой цивилизационный проект? И если верно последнее, то какое место в нем занимает мечта?

Разумеется, вопросы эти столь масштабны, что ответить на них в одной статье заведомо невозможно. Но то, о чем в ней будет говориться, мне хотелось бы вписать в контекст именно этой дискуссии. Ведь одним из ключевых различий цивилизаций выступает специфика их культур и вытекающая из этой специфики разница в понимании того, "что такое хорошо и что такое плохо", к чему нужно стремиться, а чего следует избегать. Вот почему многое для понимания особенностей той или иной культуры в каждый конкретный момент времени дает анализ того, о чем мечтают ее представители. И если, например, в США, Италии, России, Китае и Бразилии люди мечтают о разном, то можно говорить о существовании в них разных цивилизационных проектов. Если же они мечтают об одном и том же, то вся разница их цивилизационных проектов будет сводиться лишь к вопросу о том, "как добиться желаемого", а не "что важно в жизни". Ответ же на вопрос "как" во многом задается имеющимся коридором возможностей (включая уровень развития страны и существующие в обществе институты) и в относительно меньшей степени связан с цивилизационными особенностями. Вот почему именно на вопросе о том, что является предметом мечтаний современных россиян, мне бы и хотелось остановиться в данной статье.

Однако прежде чем перейти собственно к анализу этих мечтаний, надо ответить на вопрос: а что такое мечта? В обыденном понимании мечта обычно ассоциируется с заветным желанием, однако социологическое ее понимание этим не ограничивается. Мечта - это и создание образа желаемого будущего, и мотивационная установка, побудительная причина к деятельности по его достижению. В мечте отражаются приоритеты и особенности нормативно-ценностных систем отдельного человека и культуры в целом, соотношение и приоритетность в них личностного и общественного, индивидуалистического и коллективистского начал. При этом понятно, что в любой стране больной человек будет мечтать о здоровье, влюбленный - о том, чтобы его любовь не была безответной и т.д., то есть во всех странах присутствуют некие задаваемые ситуацией или общечеловеческие мечты, которые никакой особой спецификой не отличаются. Однако в фокусе внимания в данной статье будут находиться не они.

Анализ цивилизационной специфики и особенностей нормативно-ценностных систем различных обществ через призму мечты - в целом новая постановка задачи в рамках изучения культурной динамики, в том числе и в межстрановом разрезе. Насколько мне известно, было лишь одно комплексное общероссийское исследование, посвященное проблематике предмета мечтаний россиян на основе эмпирических

1 Речь идет об исследовании Института социологии РАН (руководители - М. Горшков и Н. Тихонова), проведенном в феврале 2014 г. по общероссийской выборке численностью 1600 человек, репрезентировавшей население страны по региону проживания, полу, возрасту и типу поселения. В ходе исследования дополнительно к этой выборке в разных регионах страны пропорционально численности их населения в населении страны в целом были опрошены также 300 человек, имевших доходы выше медианных для своих типов поселений, образование не ниже высшего и нефизический характер труда. Общая численность респондентов, идентифицированных авторами исследования как представители среднего класса, составила 942 человека (подробнее см.: http://www.isras.ru/analytical_report_sredny_klass_10_let_spustya.html).

данных2, хотя отдельные локальные разработки по этой тематике3 предпринимались неоднократно.

Традиционно разнообразие общественной мысли по этому поводу определялось более широкой постановкой вопроса. Вначале эта постановка заключалась в обсуждении "русской идеи". При этом русских мыслителей объединяло понимание "русской идеи" как смысла, вокруг которого организовывается вся жизнь человека, включая жизненные цели людей и их мечты (Н. Бердяев, В. Розанов и др.). Со временем достаточно абстрактное (в смысле неоперационализируемости для эмпирических исследований) понимание "русской идеи" стало вытесняться ее измерением преимущественно через призму целей, ценностей, самоидентификаций и т.д. Однако такая постановка вопроса все же значительно отличается от анализа проблематики собственно мечты.

Что касается зарубежных работ, связанных с проблематикой мечты в контексте ци-вилизационной специфики той или иной страны, то, насколько мне известно, их также не было. Международные сравнительные исследования, проводящиеся под руководством или по методикам Р. Инглхарта, Ш. Шварца, Г. Хофстеда и других ведущих ученых, позволяют проследить динамику ряда норм и ценностей в разных странах и провести сравнительный анализ их культур. Однако инструментарий, который в них используется, не содержит вопросов, посвященных собственно мечтам респондентов, и не дает возможности оценить цивилизационную близость тех или иных стран по данному основанию. И это не случайно: в английском языке нет даже термина, соответствующего понятию "мечта" в характерном для русского языка его смысловом наполнении. Так, широко известное словосочетание "American Dream" имеет сугубо личностный характер, относясь к тем достижениям человека, которых он может добиться в результате собственного упорного труда. Конечно, понятие "мечта" можно перевести на английский не только как "dream", но и как "desire" (желание) или "ambition" (стремление). Однако все эти варианты все равно не соответствуют тому, что вкладывается в понятие "мечта", особенно "высокая мечта", в русском языке. Та же ситуация характерна и для многих других европейских языков.

В то же время в жизни россиян "высокая мечта" существует не только как популярное словосочетание, но и как достаточно широко распространенная норма -"надо мечтать" (согласны с этим безусловное большинство населения - 76%). Она утвердилась на фоне общей убежденности в том, что без мечты жить неинтересно, а также реальной распространенности мечтаний среди россиян (около 90% их имеют те или иные мечты).

Необходимо подчеркнуть, однако, что норма "надо мечтать" имеет сейчас в России тенденцию к размыванию. Мечтательность сегодня, как и всегда, больше свойственна молодежи, чем старшим поколениям, но современной молодежи она присуща в меньшей степени, чем молодежи предшествующих поколений (по крайней мере, если судить по ретроспективным оценкам современными россиянами того, мечтали ли они в том или ином возрасте).

На размывание этой нормы "работает" ряд факторов российской реальности. Так,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком