научная статья по теме Медиафилософия и социально-гуманитарные науки: диалектика взаимодействия Философия

Текст научной статьи на тему «Медиафилософия и социально-гуманитарные науки: диалектика взаимодействия»

ПРЕПОДАВАТЕЛЮ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН =

В.В. ПАНФЕРОВА

кандидат философских наук, профессор, профессор кафедры философских и социально-политических дисциплин МГГУ им. М.А. Шолохова*

Ю.И. ЗВЕРЕВА

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры философских и социально-политических дисциплин МГГУ им. М.А. Шолохова**

Медиафилософия и социально-гуманитарные науки: диалектика взаимодействия

Новый этап развития цивилизации, связанный с информационной революцией и превращением информации в глобальный ресурс человечества, означает возникновение принципиально иной реальности.

Не ставя задачу анализа формирующегося информационного общества, которое стало предметом исследования большого количества работ практически по всему циклу философских и гуманитарных наук, отметим, что концепция информационного общества разрабатывалась в рамках теории постиндустриального общества. Большинство авторов эти понятия трактует как идентичные, используя технологический, экономический критерии, характеристики сферы занятости и др.

На основе подхода к анализу информационного общества с позиций цивилизационных революций («трех волн», по О. Тоффлеру) традиционно выделяются аграрная, индустриальная и информационная революции, в результате которых формируются соответствующие типы общества. В результате аграрной (неолитической) революции, явившейся колоссальным

* Панферова Валентина Васильевна, e-mail: v.panferova@mail.ru.

** Зверева Юлия Игоревна, e-mail: Yulia.Zvereva@gmail.com.

качественным прорывом в истории человечества, оно выделяется из мира природы, совершив переход от потребительской к производящей, собственно человеческой деятельности. Здесь начинается формирование культуры как «второй природы», прежде всего материальной, вещной, второй, неприродной реальности.

В отличие от аграрной, индустриальная революция, даже с учетом ее достаточно глубоких социальных последствий не привела к подобному цивилизационному повороту, не изменила качественной сущности «второй природы».

Информационная революция формирует, как было отмечено, иную реальность - медиареальность, связанную с феноменами виртуальности и символического отображения. М. Кастельс говорит о реальной виртуальности, где «сама реальность (т.е. материальное/символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена (выделено нами. - Авт.) в виртуальные образы, в выдуманный мир»1.

В коммуникативистике понятие медиареальности, или медиатированной реальности, означает «образы реальности, возникающие под влиянием СМИ и в первую очередь - телевидения» . Хотя в целом субъекты, формирующие образы реальности, не сводятся только к средствам массовой информации.

Медиареальность все чаще подменяет реальность подлинную, и здесь нельзя не сказать о той трансформации, которая произошла с изначальным смыслом понятия «медиа». Слово «медиа» (media - мн. от medium -средство) первоначально имело значение нейтрального передатчика, проводника, средства передачи сообщений. Однако затем его значение расширяется и в современных условиях приобретает самостоятельный статус. Медиа становятся не только посредником, средством, но приобретают собственное содержание, оказывают самостоятельное влияние на объект. К

1 КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000, с. 351.

2 Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.

примеру, никто сегодня не рассматривает СМИ - средства массовой информации - как собственно средства, в их инструментальном значении, как только передатчика информации для аудитории.

Бесспорно, человечество на всех этапах своего развития функционировало в символической среде, но принципиальным отличием новой реальности является то, что эта среда приобретает иные качественные характеристики по масштабу, форме и содержанию, становясь по существу виртуальной «третьей природой».

«Определение социальных феноменов с помощью понятия виртуальности уместно тогда, - пишет отечественный социолог Д.В. Иванов, - когда конкуренция образов замещает конкуренцию институционально определенных действий - экономических, политических или иных. ... В любого рода виртуальной реальности человек имеет дело не с вещью (располагаемым), а с симуляцией (изображаемым)»1. Отчетливее всего, на наш взгляд, этот процесс происходит в экономике и политике, проявляясь в виртуализации стоимости и виртуализации власти.

И это дает основание, если подходить к оценке данного типа общества на основе критерия метауровня, выделить не три, а две цивилизационные революции.

По существу происходит фундаментальный сдвиг цивилизации, когда действительность, как отмечает ведущий отечественный исследователь проблем медиафилософии профессор В.В. Савчук, в основе своей - в бытии сущего - становится потоком информации, что находит отражение и в языке.

«Лавинообразно нарастающая скорость распространения «медиапроизводных» - знак времени, суть которого в том, что социальные, культурные и экологические последствия, производимые новыми медиа, а также переход ими границ, очерченных старыми медиа (а значит и

1 Иванов Д. Общество как виртуальная реальность // Информационное общество. М., 2004, с. 373, 374-375.

смыслами), превысили критическую массу новаций и подвели к новой стадии развития человека»1.

Все эти процессы привели к пониманию необходимости их философского осмысления.

В 1994 г. выходит работа Р.Ф. Абдеева «Философия информационной цивилизации», где автор ставит и стремится ответить на такие фундаментальные вопросы: Каков механизм активности и саморазвития материи? Как с ним связана эволюция видов отражения и информации? Кто прав в споре о сущности информации - атрибутисты или функционалисты?

Л

Какова новая естественнонаучная - информационная - картина мира? . Вместе с тем автор «выходит» и на проблемы практического, прикладного характера, связанные прежде всего с социальным управлением.

В конце 90-х гг. XX в. было введено понятие медиафилософии. «Необходимость новой дисциплины, медиафилософии, требующей своего концептуального и методологического аппарата, вытекает из признания собственных законов функционирования медиареальности, самореферентной

3

и самовоспроизводящейся» .

Медиафилософия как самостоятельная дисциплина находится в стадии становления и поэтому многие вопросы, касающиеся ее предмета, поля исследования, его границ, остаются дискуссионными. Можно согласиться с пониманием сущности медиафилософии, предложенной В.В. Савчуком: «Медиафилософия, вбирая проблематику, которой прежде занимали себя философия науки, философия культуры, социология, политология, история коммуникаций, ставит актуальные проблемы воздействия результатов высоких технологий, науки и техники, то есть медиального пространства, на человека. Иными словами, она продумывает ситуацию того, как воздействуют на человека, на его картину мира, мировоззрение, способ

1 Савчук В.В. Медиафилософия: формирование дисциплины // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / Под ред. В.В. Савчука. СПб., 2008, с. 7.

2 См.: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994, с. 13-15.

3 Савчук В.В., Степанов М. А. От редколлегии // Медиафилософия II. Границы дисциплины / Под ред. В.В.Савчука, М.А.Степанова, 2009, с. 5.

идентификации, на его тело и чувства средства массовых коммуникаций, как возможно существование человека в ситуации всевозрастающего потока соблазняющей, увлекающей и поглощающей его информации»1.

Бесспорной представляется необходимость разработки методологического аспекта анализа медиареальности, медиафилософии как «метапонятия различных рефлексий о медиа» (по Й. Раушеру).

Если говорить о соотношении медиафилософии с другими дисциплинами, в том числе философскими, то можно рассматривать ее как одну из отраслевых наряду с философией науки, философией техники, философией истории и т. д. Однако специфика ее в том, что в отличие от названных, выделяемых по четко отграниченному объекту исследования, медиафилософия имеет более сложное, интегрированное поле исследования. «Соединение теории коммуникации, культурологических наук и медиафилософии, - отмечает В.В.Савчук, - происходит в момент концентрации интереса исследователей на медиа»2. Заметим, это касается и политических, и социологических, и других наук. Их взаимодействие основано на том, что философия с неизбежностью ссылается и использует результаты этих наук и интегрирует их, а они, в свою очередь, «вынуждены прояснять свои философские основы»3.

И проблема эта чрезвычайно актуальна. Информационные технологии, создавая новые возможности для развития общества и личности, в то же время порождают риски и угрозы, с которыми еще не сталкивался социум. Они затрагивают фундаментальные основания его существования и развития, связанные с базовыми ценностями, например, такими как свобода, права человека и др.

В условиях замещения подлинной реальности виртуальной особое значение приобретает право на объективное и адекватное отражение действительности. Как оно реализуется в современном мире, в том числе

1 Савчук В.В. Медиафилософия: формирование дисциплины, с. 37-38.

2 Там же, с. 36.

3 Там же.

средствами массовой информации? Кто формирует «повестку дня» и в чьих интересах? Адекватно ли отражение реальной политики в мире господству медиаобразов на политическом поле? Эти проблемы вряд ли решаемы в рамках получивших широкое распространение информационных и политических технологий. Технологии не интересуются базовыми смыслами.

Рассматриваемые процессы характерны и для современной России, что отражается в постепенном пополнении политического лексикона такими понятиями, как «виртуальный политик», «виртуальная политика» и т.д. Термин «виртуальная политика» «используется для обозначения явлений «мнимых», не связанных с реальными политическими и экономическими практиками»1. Следует отметить, что явление виртуальности изначально разрабатывалось в точных и естественных науках, и только с последней трети XX столетия в условиях возрастания векторов влияния средств м

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком