научная статья по теме МЕДИАСТИЛИСТИКА: КАК УСТРОЕН СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАСТИЛЬ Языкознание

Текст научной статьи на тему «МЕДИАСТИЛИСТИКА: КАК УСТРОЕН СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАСТИЛЬ»

МЕДИАСТИЛИСТИКА: КАК УСТРОЕН СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАСТИЛЬ

© Н. И. КЛУШИНА, доктор филологических наук

В статье предлагается выделять медиастилистику как самостоятельный раздел стилистики. Вводится понятие медиастиля и дается его определение. Разграничиваются научные термины медиастиль и ме-диадискурс. Высказывается гипотеза об интенционально-нарративной организации медиастиля.

Ключевые слова: медиастилистика, медиастиль, медиадискурс, интенциональность, нарратив.

Бурное развитие медиа и медийных технологий как основы современного информационного общества послужило толчком к созданию многих научных дисциплин, таких, как медиаэкономика, медиабизнес, медиапсихология и др. Мы можем говорить о становлении медиалогии как общего научного направления, объектом которого являются медиа. При этом выделяем как самостоятельную научную дисциплину медиа-

стилистику, которая является составной частью как медиалогии, так и стилистики.

Основой стилистики является категория стиля. Основой медиастили-стики, по-видимому, должна стать категория медиастиля. Медиастиль понимается нами шире, чем публицистический стиль, разработанный в рамках функциональной стилистики. Не отказываясь от достижений функциональной стилистики, мы считаем возможным дополнить известное знание современными принципами изучения сложных феноменов.

Поэтому для определения категории медиастиля нам важна относительно новая категория медиадискурса. Мы различаем медиадискурс и медиастиль как самостоятельные, не сводимые друг к другу и не синонимичные понятия.

Для нас медиадискурс - это совокупность текстов, созданных журналистами и транслируемых на массовую аудиторию через различные медийные каналы. Здесь важно подчеркнуть «вещность», «осязаемость» медиадискурса. Эта «вещность» противопоставлена ментальной сущности стиля, которую так трудно уловить и зафиксировать в конкретных формулировках.

Нам уже приходилось проводить демаркационную линию между дискурсом и стилем [1]:

Дискурс - это совокупность текстов. Стиль - это и совокупность текстов (например, функциональный стиль), и их отличительная черта. То есть стиль может рассматриваться как система и как имманентный признак / характеристика системы. Стиль организует структурную связность системы и несет целостную информацию о ней.

Дискурс привносит в текст социальное измерение, стиль - философское и эстетическое.

Дискурс - это поле практической деятельности. Стиль - теоретический, эстетический, мыслительный конструкт.

Такие же сущностные различия мы находим между медиадискурсом и медиастилем (как частными проявлениями дискурса и стиля). Но разграничение этих двух понятий не означает отрицания одного из них в пользу другого. Нам представляется необходимым включение в современную теорию медиастилистики как категории медиастиля, так и категории медиадискурса, так как именно через категорию медиадискурса можно дать определение медиастиля.

Мы понимаем под медиастилем общую отличительную характеристику текстов, функционирующих в пространстве медиадискурса. Ме-диастиль объединяет, связывает все тексты медиадискурса в единую систему. То есть медиадискурс - это система медиатекстов. А медиа-стиль - особенность этой системы, отличающая ее от других подобных текстовых систем. Таким образом, медиастиль обеспечивает связность

(когезию) медиадискурса и его когерентность, не позволяя системе распадаться на отдельные тексты.

Именно поэтому нам представляется необходимым включение категорий медиастиля и медиадискурса в понятийный аппарат медиа-стилистики. Более того, мы полагаем возможным, и даже удобным, включение категории дискурс (понимаемой как совокупность текстов) в современную теорию «большой» стилистики, поскольку она позволяет скорректировать, уточнить и несколько сузить традиционное понимание стиля (как системы и ее отличительного признака), принятое в функциональной стилистике, что делает понятие стиля более операциональным.

Медиастиль имеет особую интенционально-нарративную организацию, обусловленную особенностями медиадискурса. Интенциональ-ность медиастиля раскрывает его универсальность, а нарративная структура свидетельствует о его национальном характере.

Интенциональная структура медиастиля обусловлена реализацией в медиатекстах ведущего замысла, на основе которого можно выделить три субдискурса в пространстве медиадискурса: новостной - реализующий интенцию информирования; публицистический - с целью убеждения; тематика развлечения [2].

Эти цели определяют выбор журналистом стилистических средств для реализации своего творческого замысла. Выбор - основная задача именно стилистики. И выбор априори креативен. Но творческое стилистическое поведение журналиста ограничивается заданным форматом издания, его типологической нишей (качественное, массовое или желтое издание), его идеологией (в широком смысле слова), а также жанром и направленностью. Таким образом, формируется особая интенциональ-ность медиастиля, в котором креативность «вписана» в заданные рамки медийных форматов: замысленная автором идея при ее реализации «корректируется» жанром, форматом и другими медийными характеристиками. То есть ведущая дискурсная интенция, с одной стороны, получает конкретные воплощения в отдельных разрозненных текстах различных авторов, а с другой - связывает эти тексты в единую систему.

Интенциональная структура современного медиастиля носит универсальный характер. Современная система массмедиа наднациональна. Она построена по типовым лекалам: одинаково типологическое (ни-шевое) деление изданий. Практически не различается система жанров современных СМИ в любой стране. Медийные форматы также нельзя назвать культуроспецифическими. Поэтому выделяемые нами ведущие интенции, моделирующие медиадискурс, характерны для медиастиля, независимо от национальных особенностей конкретного социума. В данном случае, в отличие от национального стиля, медиастиль не является уникальным, присущим какой-либо одной национальной культуре.

Это феномен информационного общества, продукт глобалистской культуры, при этом феномен многомерный, сложно организованный. Помимо интенциональной структуры медиастиля, мы предлагаем выделять и его нарративную структуру, которая, напротив, отражает национальный характер конкретного общества, конкретной культуры. Это проявляется в тематике, актуальной и интересной национальному социуму, в подаче «историй»-нарраций сквозь призму национальной идеологии, апелляции к национальным символам и традициям, а также в выборе «героев», чьи имена сами по себе воспринимаются как «свернутый» нарратив (например, Суворов, Петр I, Ленин и др.).

Нарратив - это рассказ, история с определенным сюжетом, с конкретными персонажами. Медиастиль - это «сплав» нарративов, разворачивающихся в текстовом пространстве медиадискурса.

Мы можем выделить авторский нарратив (интерпретацию журналистом раскрываемых им тем и описываемых событий), в который «вплетены» нарратив очевидцев событий(свидетельства обычных людей о происходящем вокруг них), нарратив экспертов (специалистов, оценивающих сложившуюся ситуацию) и нарратив «героев» (о ком идет речь в сюжете). Это переплетение различных повествований, объединенное авторской идеей, формирует полифоничность медиастиля и является, наряду с интенциональностью, его особенностью, отличающей его от других стилей.

В теории постмодернизма (Р. Барт, Ю. Кристева, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида и др.) есть положения о «смерти автора» и деконструкции текста. Это очень ценные идеи для объяснения нарративной организации медиастиля.

Отдельный журналистский текст имеет конкретного автора, который, реализуя свой замысел, подчиняет себе необходимые стилистические ресурсы (т.е. «присваивает» язык). И через выбор «идеологии», номинаций, тональности, оценочности и интерпретации (понимаемой как стилистический вариант описания фактов действительности), он старается убедить своего читателя в правильности своего видения реальности (т.е. «удваивает» реальность, по Н. Луману [3]). В конкретном тексте зафиксировано именно авторское прочтение мира.

Отдельный текст не может обеспечить множество «прочтений». Но множество прочтений может дать медиадискурс в целом, если рассматривать его не только как совокупность /склад отдельных текстов, но и как объединение, переплетение, противоборство и наслоение нарра-ций-сюжетов, разворачивающихся вокруг события или героя. Чтобы из множества фрагментарных, разрозненных медиатекстов выстроить сюжет, нужно действительно «убить автора» и произвести «деконструкцию» текстов, сложив из них линейный метанарратив. Таким образом рефлексирующий читатель, в отличие от «наивного» читателя, может

отстраниться от авторского идеологического давления и сформировать собственное мнение.

Например, свидетельства очевидцев событий, сложенные в самостоятельный целостный линейный нарратив, могут подтолкнуть независимое сознание рефлексирующего читателя к совсем другим выводам и впечатлениям, чем те, которых добивается автор. Модусная рамка автора «обрезает» нарративы очевидцев, чтобы согласовать их с собственной интерпретацией, именно поэтому их следует рассматривать отдельно, чтобы избежать манипуляции (впрочем, не всегда и не обязательно осознанной) со стороны автора-журналиста.

Медиастиль через деконструкцию отдельных текстов и выстраивание из них линейных нарраций связывает медиадискурс в единую уникальную систему. Это сложная система, внутренние процессы в которой отражают максимально возможное объективное познание мира (через познание авторов-журналистов, очевидцев, «героев», экспертов), то есть отражают современное понимание объективной реальности.

Через прерывистость рассказов о событиях или героях, через, казалось бы, затухание фабулы и вдруг неожиданный взрыв напряжения и усиление интриги, через непредсказуемость кульминаций складываются истории, рассказанные разными авторами и с различной интерпретацией. И через множество вариантов одного (исторического) сюжета проступает «морфология» медианарративов, наподобие «морфологии сказки» [4], выявляющая «очищенное» от субъективных переживаний разворачив

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком