научная статья по теме МЕКСИКА - ИЗРАИЛЬ: ОТНОШЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАГМАТИЗМА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МЕКСИКА - ИЗРАИЛЬ: ОТНОШЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАГМАТИЗМА»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

Э.Л.Белый

Мексика — Израиль: отношения на основе прагматизма

В статье рассматриваются отношения Мексики и Израиля в исторической ретроспективе и в настоящее время. Анализируется возникновение еврейской общины в Мексике, ее история и современное положение.

Ключевые слова: Израиль, Мексика, еврейская община, антисемитизм, дипломатические отношения, терроризм.

Мексика с момента завоевания испанцами была закрыта для евреев. Уже в первой половине XVI в. был издан указ, запрещающий даже мара-нам* въезд в Новую Испанию, как первоначально именовалась Мексика. Деятельность инквизиции в колонии также была направлена преимущественно против них. Испанский король Карл I (он же германский император Карл V) в течение всего своего правления (1516—1556) не уставал напоминать «святым отцам» об их главной обязанности — преследовать тайных иудеев. В 1574 г. в Мексике прошло первое аутодафе в Новом Свете: на костре сожгли трех евреев. Жертвой инквизиции стал Хосе Луис де Кар-вахаль и де ла Куэва. Его не спасли даже огромные заслуги перед короной. Этот крещеный выходец из Португалии еврейского происхождения был видным конкистадором. Он и громил английских пиратов, и «замирял» непокорные индейские племена, и осваивал огромную территорию, получившую в рамках административного деления Новой Испании статус одной из «главных провинций» и громкое имя Новое Королевство Леон (Nuevo Reino de León). Назначение Карвахаля губернатором этой провинции в 1680 г. было подтверждено самим испанским королем Карлом II, который удостоил его аудиенции в Мадриде. Но в 1689 г. «святые от-

Эдуард Львович Белый — кандидат экономических наук, ученый секретарь ИЛА

РАН (EHDUARD-BELYJ@yandex.ru).

* Мараны — в средневековой Испании и Португалии евреи, насильственно принявшие господствовавшую религию, сначала мусульманство, потом христианство, но втайне сохранившие приверженность вере отцов.

цы» обвинили Карвахаля в тайной приверженности «закону Моисея и поддержке последователей иудейской веры». Конец был печальным.

Тем не менее евреи продолжали проникать в Мексику. В конце ХГХ — начале ХХ вв. туда стали прибывать английские, французские и немецкие евреи. Это была осознанная и добровольная иммиграция людей, искавших выгодного приложения своим способностям, трудам и капиталам. Многие из них затем возвращались в страны своего происхождения, и как таковая еврейская община в Мексике долго не складывалась.

Известные филантропы — американские банкиры Яков Шифф и барон Морис де Гирш пытались в конце ХГХ в. основать в Мексике колонию для евреев — выходцев из разных частей Российской империи. Однако после детального изучения вопроса от этой затеи пришлось отказаться.

Мексиканские власти, начиная с президента Порфирио Диаса (1877— 1880) (1884—1911), благосклонно относились к еврейской иммиграции, особенно приветствуя бизнес-иммиграцию, вкладывавшую средства в сельское хозяйство, промышленность и торговлю. Однако с самого начала у этой иммиграции — «некатолической» — были и влиятельные противники.

Перед Второй мировой войной, когда иммиграция в США была ограничена квотами, еврейские организации обратили свой взор к Мексике. Однако и здесь иммиграционные правила ужесточились, и въезд евреев был сокращен: «в период 1920—1930 гг. в Мексику прибыли 3656 евреев. Большинство из них — 1868 человек — бежали из Польши»1. В 1943 г., спасаясь от гитлеровцев, в Мексику прибыло два транспорта с польскими евреями, большую часть которых составляли дети-сироты, родители которых погибли в нацистских концлагерях. Во второй половине 40-х годов и в особенности в период Войны за независимость Израиля (1948 г.) мексиканские сионисты закупали и переправляли туда оружие, боеприпасы и авиационное топливо, несколько сотен молодых мексиканских евреев переселились в этот период на историческую родину. В 1946 г. в Мексике был сформирован чрезвычайный палестинский комитет, оказавший впоследствии определенное влияние на позицию правительства страны по вопросу о признании еврейского государства.

В настоящее время еврейская община Мексики является первой по количеству (свыше 40 тыс. человек)2 в Латинской Америке и единственной во всем мире (кроме Израиля), численность которой, начиная с 1948 г., неуклонно растет. Ее отличает четкая, продуманная организация, начиная от школьного образования до высших религиозных учебных заведений (ешив), в которых обучаются будущие учителя. В стране издается десять еврейских журналов и газет. Планируется открытие первого в Латинской Америке Института документации Холокоста. Несмотря на некоторые проявления антисемитизма, евреи не подвергаются гонениям.

Чтобы преодолевать экономические и финансовые трудности, затрагивающие среди прочих граждан и многих евреев, разработаны программы,

основанные на принципе Маймонида (Рамбама)*: «В созидательной деятельности должно быть больше благотворительности, чем просто раздачи денежных средств». Поэтому для обеспечения людей работой создаются предприятия. Необходимо отметить, что среди групп, официально зарегистрированных как «израильские», есть и протестантские секты, и метисы (мексиканцы с индейскими и европейскими корнями), претендующие на еврейское происхождение (группы «Iglesia de Dios» и «Casa de Dios»). Однако ни одна из этих групп не признается ни израильским, ни мексиканским раввинатом.

Антисемитизм встречает отпор со стороны широких слоев мексиканского общества. В апреле 2003 г. мексиканский конгресс принял закон, запрещающий все формы дискриминации, в том числе антисемитизм .

Мексика признала Государство Израиль 4 апреля 1949 г., а в июле 1952 г. между странами были установлены дипломатические отношения. До начала 70-х годов Мексика придерживалась умеренно произраильской политики, однако сближение со странами «третьего мира» постепенно привело ее к поддержке ближневосточной политики большинства государств Азии и Африки. В 1975 г. Мексика голосовала в Организации Объединенных Наций за резолюцию, квалифицирующую сионизм как разновидность расизма. Еврейские организации Мексики отреагировали на это чрезвычайно осторожно, но многие еврейские организации США объявили туристический бойкот Мексике, что заставило ее правительство смягчить антиизраильскую политику. И уже в декабре 1991 г. Мексика была одной из 85 стран, выступивших с предложением отменить эту резолюцию. В 80-х годах широко развились культурные и научные связи между Израилем и Мексикой. В Мексике регулярно гастролирует Израильский филармонический оркестр, а в 1984 г. израильский Научно-исследовательский институт имени Хаима Вейцмана (Хайфа)** провел в Мехико заседание своего руководства. В марте 1994 г. президент Мексики Эрнесто Седильо посетил Израиль с официальным визитом во главе большой делегации, в которую входили министры, бизнесмены и представители еврейской общины Мексики. Во время визита министры иностранных дел подписали Договор о свободной торговле между двумя странами.

За время действия договора (с 2000 по 2010 г.) было оказано значительное влияние на аграрную сферу Мексики благодаря импорту сельхозтехники из Израиля, в том числе роботов для сбора урожая, электрооптических приборов для проверки качества продукции, оборудования для капельного орошения. Товарооборот между Мексикой и Израилем в 2012 г. составил около 630 млн долл.4. Прямые израильские инвестиции в настоящее время концентрируются в коммерческом и производственном секторах.

* Маймонид (Рамбам, 1138—1204) — выдающийся еврейский средневековый философ, врач и богослов.

** Ведущий научно-исследовательский центр Израиля в области точных наук и современных технологий. Назван в честь первого президента Израиля, крупного ученого-химика.

Израиль и Мексика сотрудничают и в военно-технической сфере. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, почти половина (около 44%) экспорта израильских вооружений в страны Латинской Америки в 2001—2007 гг. приходилось на Мексику. В 2004 г. командование мексиканских военно-морских сил объявило о поставке из Израиля трех самолетов раннего предупреждения американского производства «Grumman Е-2С»*. В Израиле они прошли модернизацию, которая была проведена отделением Israel Aircraft Industries (IAI) — Debek Aviation Division. Модификация отличается рядом новых функций, в частности, возможностью заправляться в воздухе от летающего танкера КС-130. Самолеты считаются самыми безопасными в Мексике, они задействованы в операциях по борьбе с нелегальным рыболовством, контрабандой наркотиков и людей, в патрулировании прибрежных нефтяных терминалов и других важных стратегических объектов, а также для наблюдения за морским пространством в целом5. Мексика приобрела у Израиля вертолеты «Ясур-2000» и малые ракетные катера. Израиль не только поставляет в эту латиноамериканскую страну различные виды вооружения, но и осуществляет подготовку квалифицированных кадров для их обслуживания.

В рамках уже упомянутого договора о продаже самолетов, была реализована договоренность о тренировке (с выдачей сертификатов) 39 офицеров военно-морского флота Мексики, которые прошли специальное обучение в Израиле, включая летные курсы, ознакомление с операционными системами и радарами, электронным оборудованием, освоение основ ремонта и технического обслуживания. Курсы были предназначены для будущих пилотов, вторых пилотов, механиков, радиометристов, штабных офицеров и других представителей ВМС Мексики, которые работают с самолетами «Grumman».

В феврале 2014 г. Мексика заключила с израильской компанией «Aeronautics Defense Sistems» контракт на поставку двух беспилотников «Dominator XP». Помимо закупки самих летательных аппаратов в контракт вошли наземные станции управления, а также специальное оборудование, включая различные датчики и радары6.

Мексика активно участвует в борьбе с международным терроризмом. В сентябре 2012 г. власти страны арестовали трех членов террористической организации «Хезболла» в Мериде — столице мексиканского штата Юкатан. Активность «Хезболлы» в латиноамериканских государствах, где существуют крупные арабск

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком