научная статья по теме МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ География

Текст научной статьи на тему «МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

ИЗВЕСТИЯ РАИ. СЕРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ, 2007, № 1, с. 24-27

== ТЕОРИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГЕОГРАФИИ

УДК 910.1

МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

© 2007 г. А. Д. Арманд

Институт географии РАИ Поступила в редакцию 14.10.2005 г.

Рассматриваются экологически значимые свойства мышления, обсуждается роль ментальности как фактора природопользования. Разработка методики изучения "экологичности" менталитета требует, в первую очередь, исследований образа жизни разных этносов с резко различающимися традициями природопользования.

Наша цивилизация переживает кризис. Один из симптомов этой болезни - конфликт между людьми и природой Земли. Конфликт подобен разладу между детьми и вырастившими их родителями. Собственные интересы молодого поколения заставляют их забыть, что без родительского дома они еще не в силах прожить.

Ход истории, как и развитие человека, нельзя остановить. Эволюция общества строго направляется некоторым, не слишком длинным, списком универсальных законов природы. Среди них -принцип восходящего развития в двумерном пространстве, в координатах простота-сложность и хаос-порядок; неравномерность, ступенчатость развития; чередование периодов спокойного развития и кризисов; нелинейный закон развития дис-сипативных структур и некоторые другие. Ко всему этому, существует определенный интервал неопределенности, отданный на произвол самих участников исторической драмы. Неопределенность устраняется каждый раз, когда социальная система проходит этап неустойчивости, точку бифуркации. Система предъявляет людям несколько возможных путей дальнейшего развития, из которых и производится выбор. Чем большей энергией владеет человечество, тем выше вклад собственных действий общества в траекторию истории.

Судьбы населения Земли обсуждались бесконечное число раз, тут трудно что-нибудь добавить. Например, несомненную опасность для биосферы представляет демографический взрыв, поразивший общество. Ожидается превышение уровня стабильности в 10-12 раз. Но при этом сохраняется момент надежды: по прогнозам ООН, так же, как согласно модели С.П. Капицы [2] нелинейного роста населения, уже в настоящее время наметилась тенденция к замедлению роста и выходу на новый уровень равновесия.

К сожалению, такой утешительной перспективы не предлагает опасность, идущая с другой стороны, со стороны развития экономики. Глобаль-

ная экономическая система проявляет все свойства диссипативной структуры [3, 5]. Такие системы развиваются по схеме неудержимого бессмысленного разрастания, подобно раковой опухоли, причем происходит агрессивное устранение всех систем, ставших на пути. Рост выходит из-под контроля. Остановить его способно лишь исчерпание материальных или энергетических ресурсов, питающих систему. Ресурсом в нашем случае служит также и человеческий материал.

Свойством бесконечно наращивать свою массу обладает рыночный капитал. Он требует постоянного вложения в любую сферу, приносящую прибыль, обеспечивающую рост накоплений. Под давлением капитала осуществляется разработка (т.е. уничтожение) все новых невозобновимых ресурсов, отравление отходами производства ресурсов возобновимых. Добытые материалы превращаются в механизмы, позволяющие еще интенсивнее разрушать природную среду. В других вариантах производятся вооружение или предметы роскоши. Природные и человеческие ресурсы пока велики. Если они подойдут к концу, - безумный рост прекратится, но это будет пиррова победа.

Эта картина всеобщего апокалипсиса хорошо знакома, уже навязла в зубах, но снова и снова заставляет задумываться о нашем общем будущем. Футурологи возлагают серьезные надежды на переориентацию промышленности в сторону высокотехнологичных производств, информационной техники, которая поглотит значительную долю быстро растущих капиталов при заметно меньшей потребности в сырье. Речь идет о переходе от техногенной среды, получившей название "второй природы", к "третьей природе" среды информационной. Но эти надежды иллюзорны. Прежде всего потому, что все достижения технологии осваиваются в первую очередь военной промышленностью, нацеленной отнюдь не на сохранение биосферы. С наступлением "информационного века" на первый план среди угроз бу-

дущему выходит информационное загрязнение среды. Оно проявляет себя в вытеснении культурного наследия народов образцами низкопробной массовой культуры, в замене содержательных сведений рекламой, в периодических пандемиях компьютерных вирусов, в компьютерном бандитизме. Все это наносит вред, не сравнимый даже с потерями природной среды, так как незаметно подрывает главный ресурс: способность человека к самостоятельному творческому мышлению.

Из сказанного, однако, вовсе не следует, что будущее цивилизации беспросветно, и нужно оставить всякие попытки изменить положение. Но ясно другое: такие полумеры, как "экологически чистые" технологии, возможно, несколько смягчат, но не предотвратят предвидимый коллапс. Эффект будет не больше, чем от земляных дамб, возведенных против цунами. Тогда как радикальное решение состоит в том, чтобы встречной волной нейтрализовать энергию разрушительной стихии.

Существует внутренняя уверенность в том, что при объединении усилий человечество обладает достаточными возможностями для создания встречной волны. Во всяком случае, альтернативы такому решению не видно.

Все предыдущие рассуждения носят, конечно, общий характер. Смысл сказанного сводится к тому, что в периоды, когда цивилизация переживает моменты бифуркации, резко возрастает значение общественного сознания, в том числе экологического сознания, в определении пути дальнейшей эволюции общества. Общественное сознание -объект в значительной степени абстрактный. Оно складывается из сознаний отдельных народов, этнических групп, религиозных, классовых, корпоративных общностей. Внутри этих объединений достаточно широк спектр индивидуальных сознаний. Изучение такого множества объектов затруднено неопределенностью понятий, неразработанностью терминологии и методов изучения такого эфемерного объекта, как экологическое сознание. При том, что огромное значение его уже не вызывает сомнения.

Для того чтобы приблизиться к решению поставленной проблемы, представляется важным "спроектировать" человеческие свойства, изучаемые психологией, на взаимоотношения человека с природной средой. Ниже намечаются некоторые пути в этом направлении.

Первый вопрос, который встает, заключается в том, чтобы из многих особенностей нашей психики отобрать свойства, в первую очередь влияющие на экологическое сознание людей. Очевидно, что найти здесь однозначную связь не удастся, так как одна и та же черта характера в разных условиях может иметь прямо противоположные

экологические следствия. Воздействие ментальных установок на экологическое сознание может быть прямым или косвенным, может быть ограничено во времени, зависеть от других склонностей человека и т.д. Тем не менее, можно ожидать и достаточно устойчивых зависимостей.

Какие особенности интеллекта мы можем отнести к экологически значимым? Попробуем очертить контуры такой совокупности свойств мышления.

1. На отношение к природе, безусловно, сильное влияние оказывают религиозные представления людей и традиции, унаследованные от предков. Противоположно действие неверия и пренебрежения к традициям. Как правило, первое тесно связано с бережным отношением к окружающей среде. Часто это отношение ведет начало от языческих верований со многими табу и ограничениями в отношении природы. Во втором варианте ограничения снимаются, природа из "храма" превращается в "мастерскую".

2. Расчетливость. Оппозиция - беззаботность. Первое свойство может иметь для среды как положительные, так и отрицательные последствия. Но скорее, оно направлено на устойчивое, долговременное использование доступных естественных ресурсов. Соответственно, на их охрану. Второе почти однозначно ведет к разбазариванию природы.

3. Романтизм, чувство красоты противостоит "голому" практицизму. Первому свойству мы, скорее, поставим плюс, второму - минус, хотя возможны в конкретных условиях и обратные оценки.

4. Эгоизм - альтруизм. Равнодушие к интересам окружающих людей легко переходит и на окружающую природную среду, так же, как забота о соседях - на заботу о природе. К эгоизму близки настроения индивидуализма, "моя хата с краю". В противоположность этому для коллективного сознания пожар в лесу - общая беда.

5. Лень противоположна трудолюбию, и оба свойства могут иметь значительное влияние на окружающую среду. Но оценку тому и другому следует ставить лишь после привлечения информации о том, что требуется природе для ее сохранения: энергичные действия или, наоборот, минимум вмешательства.

6. Жадность - щедрость. Тоже неоднозначная по последствиям пара свойств, но чаще именно жадность становится главной движущей силой при ограблении и разрушении природы.

7. Ответственность - безответственность. В отношениях между людьми первое свойство, безусловно, положительно, второе - отрицательно. Когда есть основания приложить эти свойства к использованию природы, оценки сохраняют свой знак.

26

АРМАНД

8. Покорность судьбе против стремления переделать условия жизни в свою пользу. Несогласие с "несправедливыми" решениями судьбы часто выливаются в решение собственных проблем за счет "щедрости" природы; пассивность, скорее, связывается с сохранением среды. Возможны, однако, и обратные варианты. Когда, например, действия человека определяются покорностью по отношению к пожарной стихии, к вредителям сельского хозяйства и т.п.

9. Близкий к предыдущему результат может иметь консерватизм, порожденный убеждениями, воспитанием (у староверов), природной склонностью. Противостоит ему настрой на преобразовательную активность ("мы не можем ждать милостей от природы").

10. Широта против узости мышления. Сказывается на природопользовании в форме дальновидности, в учете последствий тех или иных действий или близоруком стремлении взять все "здесь и сейчас", не заботясь о будущем.

11. Богатство - бедность. То и другое может иметь как положительные, так и губительные следствия для природы. Как

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком