научная статья по теме МЕНТАЛЬНЫЙ ЦИКЛ «ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ-ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ» И РЫНОК ЭМОЦИЙ Социология

Текст научной статьи на тему «МЕНТАЛЬНЫЙ ЦИКЛ «ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ-ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ» И РЫНОК ЭМОЦИЙ»

ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, № 10, 2009

© 2009 г.

Евгений Балацкий

доктор экономических наук, профессор (Государственный университет управления) (E-mail: ebalatsky@inbox.ru)

МЕНТАЛЬНЫЙ ЦИКЛ «ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ-ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ» И РЫНОК ЭМОЦИЙ

В статье излагается концепция ментальных контуров сознания применительно к объяснению рыночных процессов. Вводится понятие рынка эмоций и показываются его объяснительные возможности при исследовании эволюционных сдвигов в обществе. Раскрывается ментальная природа экономического цикла.

Ключевые слова: интериоризация, экстериоризация, рынок эмоций, ментальные контуры сознания, инстинкт, цикл, кризис.

Возникновение кризисов и периодов длительного застоя или, наоборот, бурного развития в различных странах требуют адекватного объяснения. Сейчас нарастают попытки связать глобальные экономические явления в жизни разных государств с культурой их населения в самом широком смысле слова. На наш взгляд, эту задачу можно переформулировать как попытку построения единой модели развития личности и общества. Такого рода модель должна опираться на достижения разных общественных наук: экономики, психологии, философии и социологии. Не претендуя на решение данной задачи, в данной работе мы наметим один из способов синтеза разнородных знаний в единый теоретический комплекс.

Человек как совокупность трех инстинктов. В философии и психологии продолжаются поиски наиболее адекватной модели развития личности и связанной с ней схемы процесса мышления. Здесь имеются большие разночтения, но есть и некоторые достижения, которые могут считаться более или менее признанными. Тем не менее, проблема раскрытия механизма развития человека по-прежнему остается актуальной. Ниже мы попытаемся синтезировать то, что уже сделано; параллельно заполним некоторые существующие пробелы.

Как ни странно, но такое основополагающее понятие, как инстинкт до сих пор остается плохо определяемым и понимаемым. Например, даже в современных энциклопедических словарях по анатомии, физиологии и психологии человека данное понятие зачастую просто отсутствует1. К

1 См.: Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь/ Под ред. А.С.Батуева, Е.П.Ильина, Л.В.Соколовой. СПб.: Питер, 20о1.

настоящему моменту можно точно указать лишь два ключевых качества инстинкта - врожденный характер, а, следовательно, неосознанность, и одинаковость проявления у всех представителей вида. Сами же трактовки инстинкта очень разнообразны и сомнительны. Например, иногда инстинкт определяется как совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; это сложный безусловный рефлекс1. В некоторых источниках дается, пожалуй, более точное определение: инстинкт - это целесообразное поведение без осознания цели2. Подобные трактовки можно продолжать почти бесконечно.

Из сказанного напрашивается вывод о необходимости если и не пересмотра понятия инстинкта, то хотя бы его уточнения. Дело в том, что определять инстинкт через рефлекс, строго говоря, не корректно. Это два основополагающих понятия, которые имеют жесткую соподчиненность, и сводить одно к другому просто бессмысленно. Нельзя и трактовать инстинкт как некую совокупность сложных действий, ибо здесь мы уже сталкиваемся с процессами выбора и принятия решений, что несовместимо с неосознанностью инстинкта. Неправомерно и сводить инстинкт к неким простым автоматическим реакциям человека. В ряде случаев в психологии инстинкты по умолчанию отождествляются с потребностями, что создает еще большую путаницу. Но как же тогда следует определить инстинкт?

На наш взгляд, инстинкт - это некая основополагающая врожденная интенция (побуждение), которая в конкретных условиях порождает вполне определенную линию поведения. Что вытекает из данного определения? Во-первых, что инстинктов не может быть много, а во-вторых, что инстинкт проявляется в разное время и в разных условиях с разной силой.

Не вдаваясь в излишние подробности и дискуссии, укажем лишь, что сейчас уже имеется удачная попытка свести все многообразие человеческой психики и поведения к трем базовым инстинктам: самосохранения, воспроизводства и свободы3. Данные три интенции вполне способны объяснить все основные этапы эволюции личности. Например, инстинкт самосохранения тесно связан с подсознанием, инстинкт воспроизводства - с обыденным сознанием, а инстинкт свободы - со сверхсознанием. Аналогично в формировании инстинкта самосохранения определяющее значе-

1 См.: www.galactic.org.ua/clovo/p-i-1.htm.

2 См.: http://ru.wikipedia.org.

3 См.: Третий инстинкт (http://instinct3.narod.ru); Балацкий Е.В. Кросс-контурные связи в человеческой психике// «Вестник Российской академии наук», №12, 2007; Балацкий Е.В. Витальные ресурсы и контуры сознания// «Вестник Российской академии наук», №6, 2008; Балацкий Е.В. Экономическая теория эволюции личности// «Человек», №5, 2009.

ние имеет чувственный способ познания, инстинкта воспроизводства -логический (рациональный), а инстинкта свободы - интуитивный (медитативный).

Цикл «интериоризации-экстериоризация» и эволюционная пирамида ментальных контуров. Говоря о ментальной эволюции личности, целесообразно опираться на механизм интериоризации внешнего мира, под которым понимается процесс осмысления индивидом окружающего мира и формирование его адекватной модели. Собственно говоря, отбросив малозначительные детали, можно утверждать, что сам процесс эволюции человека есть не что иное, как построение моделей тех систем, которые являются способом существования самого человека. Тем самым субъект как бы овладевает окружающим миром, но не в реальном, а в идеальном выражении, ибо сама модель является упрощенным идеальным образом окружающего мира. Впоследствии созданная в голове человека модель мира служит основой, отталкиваясь от которой он может выстраивать более эффективную стратегию своего существования. В этот момент запускается механизм экстериоризации знаний, под которым понимается внедрение в жизнь построенных моделей окружающего мира. В данном случае речь идет об экспансии знаний во внешнюю среду. Таким образом, модель мира является активным инструментом реализации заложенных в индивидууме трех инстинктов.

Однако понимание существования указанного цикла само по себе еще мало что дает - надо разобраться в его структуре и ресурсной архитектонике. Для этого, на наш взгляд, следует воспользоваться теорией перинатальных матриц С. Грофа и теорией ментальных контуров Т. Лири и Р. Уилсо-на1. Вопрос о соотношении выделяемых ими 12 ментальных слоев человеческой психики уже подробно обсуждался в литературе2, однако для наших целей имеет смысл изложить эту концепцию хотя бы совсем коротко.

В теории перинатальных матриц С. Грофа выделяется 4 стадии (матрицы) в добиографическом этапе развития человека. Так, первая базовая перинатальная матрица (БПМ) формируется на стадии эмбрионального вызревания плода и соответствует симбиотическому единству плода и материнского организма. Вторая БПМ соответствует стадии схваток, когда происходит сжатие плода стенками матки. Третья БПМ соответствует

1 См.: Гроф С. Надличностное видение: Целительные возможности необычных состояний сознания. М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2002; Уилсон Р.А. Психология эволюции. М.: ООО Издательский дом «София», 2005; Уилсон Р.А. Квантовая психология. М.: ООО Издательский дом «София», 2005.

2 См.: Балацкий Е.В. Кросс-контурные связи в человеческой психике// «Вестник Российской академии наук», №12, 2007; Балацкий Е.В. Витальные ресурсы и контуры сознания// «Вестник Российской академии наук», №6, 2008.

движению плода по родовым путям. Четвертая БПМ связана с непосредственным появлением человека на свет и формируется в момент перехода плода из водной среды в воздушную с обретением способности самостоятельного дыхания. Каждому перинатальному уровню соответствует свой набор эмоций и ощущений.

В свою очередь, биографический этап жизни человека представляет собой постепенное развитие его сознания, которое по своей природе является многоконтурным (многоуровневым). Наиболее последовательная и органичная теория контуров сознания была предложена Р. Уилсоном. В соответствии с его подходом выделяется гоминидный (человеческий) и постгоминидный (сверхчеловеческий) слои психики, каждый из которых состоит из 4 контуров.

Так, гоминидный слой складывается из следующих контуров: био-выживательного, направленного на поиск человеком зоны безопасности и комфорта; эмоционально-территориального, направленного на определение групповой роли индивидуума, формирование эго и умения встраиваться в иерархические (вертикальные) системы; семантического (вре-мясвязывающего), формирующего логические познавательные цепочки; социополового (морального), закрепляющего в человеке навыки сетевых (горизонтальных) социальных взаимодействий.

Постгоминидный слой психики состоит из следующих контуров: холистического (нейросоматического), направленного на формирование экстатических состояний, радости жизни и хорошего здоровья; коллективного (нейрогенетического), на котором успокаивается эго и осуществляется формирование такого качества, как мудрость; метапрограммирования, на котором появляется способность к решению любых нестандартных задач, свойственных гениям; нелокального (квантового), когда в человеке развиваются повышенные интуитивные способности и возникает его отождествление со всем человечеством, т.е. любви в широком смысле слова1.

Таким образом, четыре перинатальные матрицы С. Грофа, четыре гоминидных контура и четыре постгоминидных контура сознания Р. Уил-сона одинаковым образом (по числу психических уровней) структурируют подсознание, сознание и сверхсознание человека.

При этом каждый ментальный контур связан с определенной системой взаимодействия с окружающим миром. И здесь имеет место двуна-

1 Заметим, что Э.Голдберг под мудростью понимает способность в новом видеть старое (см.: Голдберг Э. Парадокс мудрости. Научное опровержение «старческого слабоумия». М.: Поколение, 2007). Перефразируя его, можно дать еще одно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком