научная статья по теме «МЕССАЛИАНСКИЙ» МИФ IV-V ВВ. И СПОРЫ ОБ АСКЕТИКЕ В ИРАНСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОКА VII В. Н.Э История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««МЕССАЛИАНСКИЙ» МИФ IV-V ВВ. И СПОРЫ ОБ АСКЕТИКЕ В ИРАНСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОКА VII В. Н.Э»

© 2010 г.

А.В. Муравьев

«МЕССАЛИАНСКИЙ» МИФ IV-V вв. И СПОРЫ ОБ АСКЕТИКЕ В ИРАНСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОКА VII в. н.э.

Статья посвящена позднеантичному использованию концепта «мессалианство», который грекоязычные христианские писатели IV-V вв. использовали для обозначения ереси «молитвенников» сирийского происхождения. В VII в. в Иране понятие и термин были вторично использованы во внутрицерковной борьбе в Церкви Востока. Автор доказывает нерелевантность понятия как в IV-VII вв., так и в VII в., опираясь на недостаточные данные источников.

Ключевые слова: сирийское христианство, патристика, поздняя античность, ереси, мессалианство.

Идейная и богословская борьба, развернувшаяся в христианской общине Ирана в VII-VIII вв. вокруг так называемого мессалианства, имела свои внутренние причины - борьбу за власть в высшем звене руководства Церкви Востока. Дело осложнялось начавшимся арабским завоеванием и общей дестабилизацией политической и социальной обстановки1. Однако даже эти сложные условия не могли скрыть внешний процесс, истоком которого была начавшаяся в IV-V вв. адаптация сирийского типа аскетизма на греческой почве2. Эта адаптация проходила порой не без сложностей, создавая точки культурного оттолкновения, обозначившие границы мифа, о котором пойдет речь в статье. Сирийцы, выработавшие на протяжении IV-V вв. своеобразный тип аскетического поведения и отражающей его идеологии и богословия, после противоречивых соборов в Эфесе (431 г.) и Халкидоне (451 г.), начали синтезировать собственное аскетическое богословие на материале греческой традиции - «каппадокийцев» прежде всего3. И постепенно упомянутое греческое культурное «отттолкновение», вызванное непривычными культурными формами, стало самими сирийцами восприниматься как полноценный миф. Рецепция греческой патристики через переводы повлияла на их религиозные представления: сирийцы поверили в существование «ереси молитвенников».

Дело в том, что сирийцы с их специфическим взглядом на мир и человека, укорененном в семитских вообще и библейских в частности категориях со времен Афраата и апокрифов рассматривали аскетические практики в аспекте «удаления/ приближения». В основе процесса генезиса сирийского типа аскетизма оказался задействован и переосмысленный опыт египетских подвижников и отшельников4, и опыт интеллектуальной мистики патристической традиции, идущей от Оригена и Евагрия. Основная линия конфликта, насколько можно судить, прошла между

Муравьев Алексей Владимирович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

1 См. исследования по арабскому завоеванию: Donner 1981; Morony 2006.

2 Beulay 1987, 33-35.

3 Источники сирийского аскетического богословия см. Blum 1984.

4 Прежде всего имеется в виду агиографическая легенда о мар Авгене; см. Дьяконов 1918; Fiey 1962; Muraviev 2003.

культурными формами «остранения», присущими сирийскому иночеству, и социальным пафосом имперской церковности. Этот конфликт осознал уже знаменитый епископ Раббула Эдесский, который увидел в «еретиках-молитвенниках» большую заботу и проблему для организации церковной жизни. Иноки сирийской выучки, как можно видеть из совокупности документов эпохи (описания разнообразных форм иночества даны Феодоритом Киррским и Иоанном Эфесским), реа-лизовывали несколько культурных моделей, специфичных для позднеантичного аскетизма5. Первая модель - «странничество» (^8У1тв(а, заставляю-

щая аскета не пребывать на одном месте, а перемещаться и даже бежать. Вторая модель - «анонимность» (отказ от имени и семьи): аскет, подобно Архелиду, или

«Человеку Божию» (г^спДг^д отказывается не только от социальной и за-

частую этнической среды, но и радикально десоциализуется, утрачивая имя. Третья модель - «бестелесность», предполагающая непрерывную молитву, отказ от сна и обычной пищи, иногда даже питание травой и отказ от речи и иногда любой

коммуникации обычно переводимое как «молчание»). Можно спорить о

том, были ли эти черты специфичным выражением «монофиситской духовности», но их комбинация оказывается в противоречии с культурными представлениями грекоязычных писателей и церковных деятелей, пустивших в оборот миф о «секте мессалиан». Иначе говоря, рабочей гипотезой будет то, что слово «молитвенники» было самоназванием некоей общины сироязычных иноков, подобно тому как акогц^таг стало названием другой общины, переселившейся в Константинополь во главе с Александром Акимитом6.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Об этом загадочном явлении, строго говоря, ничего толком не известно, а то, что донесли до нас скупые свидетельства его обличителей и противников, вызывает сильнейшие подозрения в плохой осведомленности или в политической ангажированности. Базовое исследование вопроса с полным разбором свидетельств провел Клаус Фитшен7. Он пересмотрел схему, доминировавшую у ученых старой школы (прежде всего у И. Осэрра, писавшего о «фундаментальной ошибке мессалиан»), в сторону релятивизации данных о «мессалианстве» V в. Указанные авторы в целом принимали в качестве исходного тезиса реальность ереси в V в. и надуманность ее «второго издания». Принятие на веру «досье V в.» объясняется, видимо, общим доверием таким источникам, как Епифаний, Феодорит и Нил Анкирский. Попытка нового взгляда на проблему предлагается в работах К. Стюарта и Д. Кэнера8. Точка зрения последнего кажется нам наиболее взвешенной.

Рассмотрим кратко это досье. Считается, что в IV в. в Сирии или Месопотамии возникло некое учение, быстро захватившее умы иночества, смысл которого сводился к специфическому представлению о природе греха, смысле молитвы и

5 Литература по феноменологии и формам сирийского аскетизма насчитывает уже десятки томов. В качестве обобщающей сейчас можно указать работу Ф. Эсколана (Escolan 1999), феноменология и классификация форм дана Ш. Абузайдом (Abouzayd 1993).

6 Житие см. в изд.: Vie d'Alexandre 1911. Александр был осужден за «молитвенничест-во», в передаче агиографа BHG 47 превратившееся в «несторианство», что отражает интерференцию понятий, но косвенно указывает на некое участие «молитвенников» в событиях вокруг Эфесского собора 431 г.

7 Fitschen 1996.

8 Stewart 1991; Caner, 2002.

вытекающем из них церковном поведении (отказ от крещения, евхаристии, конфликт с иерархией)9. В IV в. появился термин msalyäne, т.е. «молящиеся», что уже само по себе было несколько странной постановкой вопроса: молитва, являющаяся главной религиозной практикой в христианстве, становится поводом для обвинения в ереси. Впервые туманное, но явно негативное упоминание «молящихся» встречается у мар Афрема Нисибинского (Hymni contra Haereses 22, 4-5):

сЛУцгс'д r¿iA^aa («и молитвенников, которые недостойны»)10. Мы не видим оснований так радикализировать смысл слов мар Афрема, выводя их кружным путем из туманных выражений греческой патристики. Как следует из анализа М. Кмошко и К. Фитшена, современные мар Афрему Афраат и «Книга степеней» не содержат никаких пейоративных упоминаний о «молитвенниках»11. В IV-V вв. наиболее явно упоминает «молящихся» Епифаний Саламинский, который называет среди прочих еретиков Maooa^iavoí или sú%ó^svoi (Panarion 80, 4.1). Эта глава описывает некое движение первой половины IV в., существовавшее в рамках языческой культуры («массалиане, происходящие от язычников», или «мартириане» -от púpxug). Они строят моленные, а также на рассвете собираются и поют богу «заунывные песни и хвалы». Летом в жару они спят на улицах городов (Епифаний специально подчеркивает: «женщины вместе с мужчинами») и просят подаяния. В беседе их слышны кинические нотки: «назовешь их пророками, они скажут: я пророк, назовешь Христом, они утверждают: я - Христос». Епифаний говорит, что в отличие от христиан, которые остригают волосы на голове и не касаются бороды, эти «массалиане» отращивают длинные волосы. Все это описание не вызывает большого доверия, но, напротив, порождает множество вопросов.

Заключение К. Фитшена относительно «молящихся» Епифания звучит довольно бесстрастно: речь идет о каких-то аскетах, которые «предпочитали некую форму отшельничества общежитию, но при этом соблюдали временную stabilitas loci, то есть не были бродягами»12. Упоминание о «ереси» выглядит и вовсе смешным, так что, строго говоря, выяснить содержание «ереси» с его помощью не получается. Единственный вариант - связать «молитвенников» с харизматическим движением Евстафия Севастийского, осужденного на соборе в Ганграх (между 340 и 370 годами - точной датировки нет) и в памфилийской Сиде (ок. 390 г). Оба этих собора имеют крайне противоречивый статус: первый под председательством арианина Евсевия Никомидийского выступил «в защиту брака» (причем и тут вопрос с оппонентами остается крайне непонятным), второй также невнятен, он направлен против евстафиан, которых называли для краткости «мессалианами».

Содержание «молитвенной» ереси трудно себе представить и из дальнейших источников. Так, Феодорит Киррский в своей «Церковной истории» (IV. 11)13 из-

9 Богословие «мессалианства» очень реконструктивно, не осталось никаких аутентичных его изложений. Описание К. Фитшена, построенное на основе сводки всех источников, производит впечатление разнородных и нескоординированных обвинений.

10 Наш перевод несколько отличается от общепринятого (Э. Бек переводит Ausschweifung, т.е. «невоздержанность, разврат»), и он основывается на семантике глагола ZLL («мало весить, быть малоценным»), который в пассивной породе имеет значение «быть ничтожным, презренным». И только переносное значение может быть доведено до «быть распутником». Подробный разбор см. Муравьев 2010.

11 Fitschen 1996, 19-20. Разбор единственного нерепрезентативного упоминания у Аф-раата см. Муравьев 2010.

12 Fitschen 1996, 24.

13 Полностью воспроизведено у И. Дамаскина в «Ста ересях вкратце» под №80.

лагает маловразумительную историю, более всего походящую на полемический анекдот наподобие тех, которыми Иоанн Руф стремился скомпрометировать сторонников Халкидонского собора немного позже14. Он называет, впрочем, имена зачинщиков: AaSrón<, £ápa<, А8еА,фюс<, 'Ерца< и £up,sróvn<. Имена

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком