научная статья по теме Место и роль молодежной субкультуры в господствующей культуре современного российского общества Биология

Текст научной статьи на тему «Место и роль молодежной субкультуры в господствующей культуре современного российского общества»

УДК 316.723

МЕСТО И РОЛЬ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

В ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Шашаева Анастасия Владимировна,

аспирант кафедры социальной работы и теологии

Мурманский Государственный Технический Университет, г. Мурманск, Мурманская область, Россия sentyabrina_n@mail. ru

В статье раскрывается понятие молодежной субкультуры. Приводится анализ места и роли молодежной субкультуры в господствующей культуре современного российского общества. Рассматривается вопрос о положительных и отрицательных сторонах молодежной субкультуры, о взаимовлиянии молодежной субкультуры и базовой культуры.

Ключевые слова: молодежная субкультура; господствующая культура.

PLACE AND ROLE OF YOUTH SUBCULTURE IN DOMINATING CULTURE OF A MODERN RUSSIAN SOCIETY

Anastasia Shashaeva,

post-graduate student of Social work and Theology Department

Murmansk State Technical University, Murmansk-Murmansk Region, Russia sentyabrina_n@mail. ru

The article presents the notion of youth subculture. Results the analysis of a place and a role ofyouth subculture in dominating culture of a modern Russian society. Considers the question about positive and negative sides of youth subculture, interference of youth subculture and base culture of a society.

Keywords: youth subculture; dominating culture.

В настоящее время исследователи все чаще поднимают вопрос о месте и роли молодежной субкультуры в господствующей культуре современного российского общества. Молодежь создает свою культуру, заметно отличающуюся от культуры взрослых. Само по себе наличие большого числа молодежных субкультур является признаком духовного кризиса общества. Появление все новых и новых молодежных течений свидетельствует о том, что «общество взрослых» не способно предложить молодежи такие цели, ориентиры, мировоззрение, образцы и нормы поведения, которые были бы привлекательными, необходимы и имели бы авторитет у молодых людей. Именно поэтому, молодежь предпочитает самоизоляцию и создание своего «мира» с помощью какой-либо субкультуры [1, с. 32].

Вопрос изучения места и роли молодежных субкультур, таким образом, является актуальным в наши дни, все больше исследований должны быть посвящены молодежным течениям, так как у молодых людей практически всегда свежий взгляд на происходящие социо-культурные изменения. Можно привести множество имен великих реформаторов, которые всегда делали ставку на молодых. Например, в Европе во времена Реформации - эпохи масштабных обновлений: Лютер сознательно ориентировался на молодых. Петр Алексеевич, задумав переворотить русскую историю, тоже окружал себя молодыми, справедливо полагаясь на отсутствие у них косности и привязанности на обреченному на погибель старому [2, С. 48].

Проанализировав различные исследования сформулируем понятие субкультуры. В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре.

В более узком смысле субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Позиция отчуждения некоторых молодых людей просматривается в отношении к социуму в контркультурной направленности молодежного досуга, тяготении к отклоняющемуся от общепринятых норм культуры поведению. Иногда молодежные течения рассматриваются как выражение оппозиции существующей преобладающей культуре, как своеобразная борьба с массовой культурой. Даже в доиндустриальных обществах молодых боялись: как стихийного разрушительного начала [2, с. 47]. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

Английский социолог М. Брейк определяет субкультуры как системы, способы выражения или жизненные стили, развитые группами, находившимися в подчиненном положении, в ответ на доминирующие значимые системы, и которые отражают их попытку решить структурные противоречия, возникшие в

более широком социальном контексте [3]. Господствующая культура для неформалов - это массовое явление, это присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Молодежная субкультура, будучи культурой в культуре, не существует вне базовой культуры индустриально развитого общества. Базовая культура и молодежная субкультура тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы. Результатом взаимодействия этих двух культур могут быть:

1. усложнение культур, в результате чего культуры переходят на иную ступень развития;

2. эрозия молодежной субкультуры, которая может привести к гибели субкультуры.

Молодежная субкультура не только зависит от базовой культуры, но и влияет на нее. Наша сегодняшняя культура представляет собой некую цельность, включающую в себя элементы и молодежной субкультуры, и криминальной, и богемной, и других субкультур. Каждое молодое поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости.

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее, субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заменить собою культуру, вытеснить ее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением. Субкультура обладает стойкостью и в то же время не оказывает воздействия на генеральный ствол культуры, то есть молодежные субкультуры рождаются, живут и угасают, а ведущий ствол культуры при этом сохраняется.

Субкультура для молодого человека является некой своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни

общества, а также попыткой изменения старой и создания новой системы ценностей и жизненных ориентиров.

Исследователи отмечают процесс культурной деградации страны, сужения культурного пространства, его примитивизации, а также наступления самого примитивного масскульта (предельно примитивных телеигр, ток-шоу, скандальных шоу и реалити-шоу), окончательно вытеснившего с телеэкрана культурные передачи [4, с. 107]. Утверждения о кризисе культуры стали особо популярными. В настоящее время можно услышать и прочитать об упадке литературы, наступлении масскульта, гибели театра [5, с. 201]. Несомненно, молодежь одной из первых замечает все эти «преобразования» культуры и реагирует на них. Это отчетливо видно, например, из интервью с брейкдансе-рами, приведенного в журнале Смена: «Эстрада в том виде, в котором она сейчас существует, нас не прельщает. Там совершенно другой дух, чистое зарабатывание денег... молодежь не хочет жить так, как живет основная масса населения: тупо, определенными категориями и стереотипами.Эстрада разлагает все общество» [6, с. 122].

В связи с нынешним плачевным состоянием современной культуры, в России начинает формироваться своеобразная контрэлита, которая возможно сможет в будущем предъявить свои права на власть и которая уже сейчас воспринимает сложившееся социо-культурное устройство как убогое, отсталое, не соответствующее требованиям современного общества [4, с. 91]. Представители этой контрэлиты (так называемой контркультуры) прекрасно понимают, что существующее общественное устройство не нуждается в них, что всех и так все устраивает, и что общество не сможет дать им возможности самореализации.

Предлагаемая «сверху» культура примитивна, вторична, и главным образом рассчитана на удовлетворение вкусов обывателя, а также на воспитание из молодого поколения именно

обывателей, и молодые люди не находят места в существующей культуре. В современном обществе литература стала шоу-бизнесом, главная задача которой - развлекать. Все предлагаемые властью досуговые мероприятия способствуют деградации и невозможности самореализации и саморазвития молодежи. Обществу и молодежи в частности навязывается «культура» казино и стриптиз-шоу, ресторанов и ночных клубов, еды, спиртного и наркотиков, «попсы» и «блатняка», примитивной голливудской кинопродукции, проекта «Дом 2», стремительно «желтеющих» газет и журналов. Молодым людям все активнее стараются навязать суррогат иных культур, продукты массовой культуры, разнообразные и часто противоречащие друг другу политические, идеологические и религиозные идеи [7, с. 36]. Молодежь просто не мыслит себя без творчества, обмена идеями, она оказалась в оппозиции власти. В связи с этим молодежи больше ничего не остается как создавать свою культуру, где она может реализовать себя, свои творческие, культурные, политические предпочтения.

Молодежные субкультуры, как и субкультуры взрослого мира, разделяют на «позитивные», то есть ориентированные на сотрудничество с обществом и развитие его культуры, и «негативные», то есть противостоящие культуре и обществу, либо разрывающие связи с ним. Вместе с тем «позитивные» молодежные субкультуры до сих пор практически не попадали в поле зрения исследователей, несмотря на то, что их роль в преодолении молодежной преступности и отклоняющегося поведения потенциально может быть огромной [8]. Приведем пример, касающийся творчества молодых людей - представителей молодежных субкультур. Молодежь, которая представляет различные направления молодежных субкультур, пытаясь обратить на себя внимание людей, негативно к ним относящихся, а также своих родителей, открыли в апреле 2010 года фотовыставку «Городских субкультур Сочи» в музее Н.А. Островского. Мно-

гие фотографы, представившие на выставке свои работы, еще школьники. Эти фотографии отражают атмосферу определенной субкультуры, они показываю

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком