научная статья по теме МЕСТО ПРОШЛОГО В БРИТАНСКОЙ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКЕ 1960-Х ГОДОВ: «АКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» «THE KINKS» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕСТО ПРОШЛОГО В БРИТАНСКОЙ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКЕ 1960-Х ГОДОВ: «АКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» «THE KINKS»»

УДК: 930.85

ALEXANDRA SERGEEVNA KOLESNIK

Postgraduate student of Department of History,

NRU HSE,

Research assistant of Poletayev Institute for Theoretical and Historical Studies in the Humanities, 107031, Russian Federation, Moscow, Petrovka str, 12, 302, IGITI HSE.

E-mail: aleksa-kolesnik@yandex.ru

Place of the past in British popular music of the 1960s: «relevant history» of «the Kinks»

The article analyzes the mechanisms of treatment with the past in British popular music of the end of the 1960s (based on the example of the rock band «the Kinks»). In the 1960s, the history of British popular music, the evolution of its esthetic and thematic traits had some peculiarities. That time the typical «British» sound had been forming; live performances demonstrated certain theatricality; popular music was focused on broadcasting the «Englishness». As a result of the new British musicians' desire to determine their own sound, they actively worked with the national past and included the images of national history in their music, as well as in the live performances. The article describes, firstly, particular historical subjects that became popular among the British audience in the 1960s; secondly, format of treatment with the national past and images of history, which the author proposes to call, conditionally, «relevant history».

Keywords: popular music studies, popular culture, British popular music history, the Kinks, past, historical imagery.

АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА КОЛЕСНИК

аспирант факультета истории НИУ ВШЭ, Стажер-исследователь Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева. Россия, Москва 107031, Россия, Москва, ул. Петровка д. 12, к. 302, ИГИТИ НИУ ВШЭ.

Тел.: 8 (495) 621-46-93, e-mail: aleksa-kolesnik@yandex.ru

В статье проведен анализ механизмов обращения с прошлым в британской популярной музыке конца 1960-х гг. на примере рок-группы «The Kinks». В 1960-е гг. история британской популярной музыки, эволюция ее эстетических и тематических составляющих имела ряд особенностей: происходило формирование характерного «британского» звука, живые выступления отличались определенной театральностью, популярная музыка стала своеобразным способом трансляции «английскости». Одним из выходов этого стремления к определению своего собственного звучания стали активная работа с прошлым и включение новыми британскими рок-группами национальной истории в широком контексте в свой художественный арсенал. В статье предпринята попытка описания, во-первых, непосредственно исторических сюжетов, ставших востребованными в 1960-е гг. британской аудиторией; во-вторых, данного формата обращения с прошлым и историческими образами, который автор условно предлагает называть «актуальной историей».

Ключевые слова: popular music studies, массовая культура, история британской популярной музыки, «The Kinks», прошлое, историческая образность.

Место прошлого в британской популярной музыке 1960-х гг.: «актуальная история» «The Kinks»*

Проблематика репрезентации прошлого и исторических сюжетов в разных культурных формах уже несколько последних десятилетий является предметом интенсивных дискуссий в сфере гуманитарных и социальных наук [1; 2; 3]. Так, историки, работающие в русле public history, сосредоточены на изучении форм и техник перевода исторического знания с академического языка на язык публичных репрезентаций [4, p. 83], в частности, особенностях представления истории в медиа, музеях, коммемо-ративных практиках, а также в искусстве. Однако далеко не все культурные формы изучаются в этой связи равномерно. Исследователи [5; 6; 7; 8] уделяют большое внимание визуальным искусствам, в особенности живописи и кино, которые в силу своей образно-нарративной природы легче поддаются анализу хотя бы с точки зрения репрезентации. Нередко предметом анализа становится классическая

* В данной научной работе использованы результаты проекта «Конструирование прошлого и формы исторической культуры в современных городских пространствах», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2014 году.

музыка и опера [9; 10; 11; 12; 13], в которых обыгрываются конкретные исторические сюжеты и персонажи, достаточно легко «считываемые» зрителем/слушателем. Между тем, популярная музыка, как и классическая музыка, предоставляет разные конструкции для разных вариантов обращения с прошлым. Существуют не только отдельные музыкальные жанры1, в рамках которых происходит детальная реконструкция исторических музыкальных форм и воссоздание атмосферы определенных исторических периодов.

При анализе музыки любого типа исследователь сталкивается с многочисленными проблемами декодирования смыслов и понимания структуры данной культурной формы. В связи с этим возникает ряд вопросов: как происходит репрезентация прошлого в массовой культуре в целом и в популярной музыке в частности, как строится музыкальное высказывание о прошлом, какие существуют возможности для работы с ним на разных уровнях. Сама популярная музыка, устроенная в целом иначе, чем классическая музыка, способна использовать историю и прошлое как инструмент для выражения актуального культурного содержания и требует более детального теоретического и методологического осмысления в этом качестве.

В фокусе настоящего исследования находится рассмотрение особенностей репрезентации прошлого в популярной музыкальной культуре Великобритании в конце 1960-х гг., представленной на примере рок-группы из Лондона «The Kinks». Данный пример выбран неслучайно. Как указывает историк Роберт Коллс [14, p. 300], национальная история и британское культурное наследие оказались чрезвычайно востребованы в массовой культуре Великобритании уже в конце пятидесятых годов. 1960-е гг. стали временем, когда, с одной стороны, формировалась британская музыкальная сцена, с другой - в британской популярной музыке фактически изобреталась традиция обращения с прошлым. Группа «The Kinks» оказалась одной из первых, кто начал активно использовать прошлое в разных формах и с различными целями. Настоящее исследование сосредоточено на анализе репрезентационных тактик и механизмов в работе группы «The Kinks» и предполагает рассмотрение следующих вопросов: каким образом и какое прошлое представлено на каждом из уровней; как музыканты с ним работают; как можно характеризовать данный формат работы с прошлым.

Методологические рамки исследования

Традиционными сферами исследования музыки являются музыковедение и социология музыки. В каждой из этих дисциплин разработан определенный взгляд на музыку и на подходы к ее изучению. Музыковеды сфокусированы в большей степени на анализе классической музыки и изучают композиционную структуру нотной записи, соответствие музыкального произведения определенным канонам, отводя второстепенную роль условиям его исполнения и рецепции слушателем. Социологи, не смотря на обращение к популярной музыке, сосредоточены преимущественно на исследовании природы производства, дистрибуции и потребления музыки разными группами слушателей, а также места музыки в процессе различения и разграничения социальных групп. Несмотря на то, что в изучении музыки и «музыкального» уже сложились определенные историографические традиции, популярная музыка стала объектом интереса исследователей относительно недавно и правомерность ее «присутствия» в академическом поле в западной историографии продолжительное время оспаривалась.

С появлением и развитием cultural studies к середине 1970-х гг. произошел отход от адорновской дихотомии «высокой» (серьезной) классической музыки и «низкой» (легкой, развлекательной) популярной музыки, что позволило взглянуть на последнюю как на феномен, который невозможно классифицировать и оценить однозначно. Популярная музыка стала включаться исследователями в социально-политические и общекультурные контексты, что поставило вопрос о том, как она «устроена» и как она «работает» на разных уровнях. Одними из первых, кто обратился к осмыслению популярной музыки как совокупности социальных институтов и практик были социолог Саймон Фрис [15] и музыковед Филипп Тэгг [16], что позволило взглянуть на популярную музыку как на коммуникативную среду, в рамках которой все элементы взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние. Такое понимание популярной музыки легко в основу popular music studies -направления культурных исследований, появившегося в Великобритании в начале 1980-х гг.

Междисциплинарный проект popular music studies предполагает совмещение в одном исследовательском поле возможностей и методологий различных гуманитарных и социальных дисциплин: «музыковедения, media и cultural studies, социологии, антропологии, этномузыкове-дения, фольклористики, психологии, социальной истории

и культурной географии» [17, p. 82]. Основу методологического инструментария popular music studies составляет переход от текстового анализа, т.е. от использования партитур (которыми почти никогда не пользуются сами производители и исполнители популярной музыки) и прочих текстов в качестве основного источника, к изучению социальных институтов и культурных практик, с помощью которых популярная музыка функционирует в современной культуре: музыкальной индустрии, способов звукозаписи, способов презентации и дистрибуции музыкальной продукции, характера аудитории и разных способов рецепции, и т.д. [18; 19: 20; 21; 22; 17; 23; 24; 25]. Соответственно, определенные направления культурного понимания являются результатом сложного комплекса взаимодействий между этими социальными институтами. Такой взгляд предполагает анализ не только условий и практик производства, особенностей текстовой и музыкальной форм, режимов потребления музыки, но и «специфику дискурсов о популярной музыке, видах социальных практик, способов ее прослушивания, просматривания и покупки» [22, p. 3]. Рамки анализа при исследовании популярной музыки могут варьироваться: предметом исследования может быть концерт и концертная практика в целом; специфика аудитории определенного музыкального жанра; альбом группы во всем разнообразии его характеристик,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком