научная статья по теме Метафизика телесности в творчестве Габриэля Марселя Философия

Текст научной статьи на тему «Метафизика телесности в творчестве Габриэля Марселя»

Ф.И. ГУСЕЙНОВ кандидат философских наук, доцент кафедры философии Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова'

Метафизика телесности в творчестве Габриэля Марселя

Если брать французскую линию экзистенциализма, то в вузовских учебниках по философии традиционно основное место уделяется взглядам двух философов - лауреатов Нобелевской премии Жан-Поль Сартра и Альбера Камю. Гораздо меньше отводится страниц, так называемому, «религиозному крылу» в лице Габриэля Марселя (18891973). Данное деление возникло с легкой руки Ж.-П. Сартра, который в программной лекции «Экзистенциализм - это гуманизм» разделил экзистенциализм на атеистический и религиозный. Кроме Сартра все остальные философы резко возражали против причисления себя к данному течению, но традиция сохранила все философские имена, составляющие славу экзистенциализма как философского направления. Сартровская классификация стала, несмотря на свою ошибочность, популярной и до сих пор продолжает преподаваться студентам в рамках курса истории зарубежной философии. К французским мыслителям экзистенциального типа, также причисляют супругу Ж.-П. Сартра, написавшую знаменитую работу «Второй пол» Симону де Бовуар и Мориса Мерло-Понти.

Такое положение с философским творчеством Габриэля Марселя вполне объяснимо. Долгое время почти совсем не было переводов оригинальных текстов французского философа, соответственно они были недоступны отечественному читателю. Постепенно со временем ситуация с переводами стала заметно улучшаться, благодаря усилиям отечественных авторов В.В. Бибихина, В.Ю. Быстрова, В.П. Визгина, И.Н. Полонской, Г.М. Тавризян. За последние годы вышло несколько философских произведений на русском языке и одна книга по драматургии с четырьмя пьесами.

Как известно, взгляды свои Марсель принципиально не систематизировал, они у него разбросаны по книгам, дневникам, докладам, очеркам. Ученые обращают внимание на трудности, поджидающие нынешних и будущих марселеведов: «Позиция Марселя столь откровенно антисистемна, - пишет польский исследователь Ю. М. Бохеньский - что связно изложить его учение труднее, чем взгляды любого другого экзистенциалиста. Фактически представить его в

' Гусейнов Фарид Ибрагимович,е-таП: metafizika@mail.ru

систематическом виде еще никому не удалось»1. Сам он свое творчество сравнивал с архипелагом: «говоря о моем творчестве в целом, можно провести параллель с Грецией, включающую как континентальную, так и островные территории. Континентальная часть в моем случае - философские сочинения, здесь я как бы ощущаю соседство других мыслителей нашей эпохи, таких как Ясперс, Бубер и Хайдеггер. Острова же - это театральные пьесы»2. Задача, стоящая перед исследователем творчества Марселя заключается в том, чтобы, в процессе интеллектуального осмысления, проследить движение мысли и эксплицировать смыслы во всем многообразии марселевского философского наследия3.

Первой программной философской работой Марселя стала статья «Экзистенция и объективность»(1926). Поль Рикёр, большой знаток творчества французского философа, который в 1948 году написал книгу «Габриэль Марсель и Карл Ясперс», а также посещал в студенческие годы философские семинары Марселя и, в целом, сделал очень много для пропаганды творчества Марселя, назвал эту статью «философским манифестом»4. Годом позже был опубликован знаменитый «Метафизический дневник»(1927), в конце которого было включено второе издание марселевского манифеста. Марсель его часто называет в своих текстах просто Дневник. Данный текст, по свидетельству исследователей, «открыл одновременно с «Бытием и временем» М. Хайдеггера, новую страницу в истории философской мысли ХХ века»5. Метафизический дневник и состоит из трех самостоятельных частей и велся философом с перерывами почти 30 лет с 1914-1943 годы. Каждая часть выходила отдельными книгами, но все они объединены общей философской формой дневниковых записей, сделанных в виде «серии последовательных размышлений»6. Первая книга, вышедшая в 1927 году, состоит из двух частей, соответственно первая охватывает период с 1914-1915 годы, вторая - 1915-1918 годы. Вторая книга, охватывает период с 1928-1933 годы и вышла под названием «Быть и иметь»(1933). Третья книга охватывает период с 1938-1943 и вышла в 1959, в русском переводе под названием «Присутствие и бессмертие»(2007).

Во второй части первого Дневника Марсель выдвинул ключевое понятие «экзистенция», которое у него выкристаллизовывалось с 19151918 годы. В философском манифесте, Марсель дает итог своих размышлений над экзистенцией. Философ часто употребляет, как наиболее подходящее для отображения сути человеческой ситуации,

1

Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. М, 2000, с. 152.

2Поль Рикёр - Габриэль Марсель. Беседы. В кн.: Габриэль Марсель. Трагическая мудрость философии. М., 1995, с.161.

3 Гусейнов Ф.И. Введение в философию Габриэля Марселя // Известия Московского государственного технического университета МАМИ, 2013, Т. 2, № 4, с. 29-34.

Поль Рикёр. Габриэль Марсель и феноменология. В кн.: Поль Рикёр в Москве. М., 2008,с.423.

5Визгин В. Присутствие художника. Габриэль Марсель. Присутствие и бессмертие.М.,2007,с.14.

6Габриэль Марсель. Быть и иметь. Новочеркаск,1994,с.9.

выражение «человеческий удел» (la condition humaine), заимствованное у французского писателя Андре Мальро, написавшего одноименную книгу. «Любая достойная этого имени философия невозможна без углубленного познания удела человеческого, нас самих, как существ живущих и мыслящих»7.

Человек - это особого рода сущее. Если все другие живые существа обречены на «вечное повторение» одного и того же, то человек обладает способностью порождать цель, поднимающую его жизнь на более высокий духовный уровень. В этом главное отличие человека от других витальных форм. Эту способность ставить цель, Марсель называет «способностью к святости». Таким образом, у человека есть не одна, как общепринято думать, а две фундаментальные способности -«способность к рациональности» и «способность к святости».

Две опасности могут угрожать человеку, подчеркивает Марсель, -физическая и духовная. Если первая всем понятна - это всевозможные болезни, войны, природные катаклизмы, то вторая многими до конца не осознается. Вторая опасность заключается в том, что обладая способностью жить на более высоком духовном уровне, тем не менее, человек может потерять свое бытие и человеческое достоинство. В ХХ веке искажение смысла человеческого существования достигло своего максимума и стало историческим фактом. Апогеем являются громадные моральные и материальные потери, которые человечество понесло в результате двух мировых войн.

Потребность к достижению высшей цели, приводит человека к поиску смысла жизни. Размышлять и помогать найти смысл жизни людям - утверждает Марсель - вот долг истинного философа. Философ, как часовой, стоящий на ночной вахте должен «неутомимо бороться со сном, который на уровне ума, может выражаться в разнообразных формах. Это сон привычки, предрассудка, догматизма»8. Главная задача философии одна - «наделить нашу жизнь смыслом»9. Философия, согласно философу, призвана прояснить очертания мира, задевающего глубины нашего существа и выяснить условия, при которых высшие духовные ресурсы человека, «силы очарования» (Марсель) сохранятся и разовьются. Сегодня под напором истории, говорит французский мыслитель, видение людей радикально изменилось. Великие философские системы прошлого, типа Платона или Спинозы, сегодня «не работают». Надо понимать, подчеркивает мыслитель, что «уже не представляется возможным ставить эту проблему, пользуясь языком, принятым скажем в «Федоне» или в

7Габриэль Марсель. Опыт конкретной философии. М., 2004, с. 3

8Габриэль Марсель. Философское завещание. Габриэль Марсель. Присутствие и бессмертие, с.306-307.

9Габриэль Марсель. К трагической мудрости и за ее пределы. В кн.: Проблема человека в западной философии. М., 1988,с.411.

«Этике»10. Триумфальные достижения науки за последние три века изменили сознание людей и этот факт невозможно игнорировать.

Размышления над современными смысложизненными вопросами привели Марселя к поиску новых понятийных средств. Адекватный категориальный аппарат, созданный Марселем для изложения своих философских идей, включает большое количество аутентичных понятий. В пору даже составить собственный марселевский словарь философских терминов. Метод, которым пользуется Марсель, ближе к феноменологическому, но не совсем в гуссерлевском смысле, так как французский мыслитель применяет его своеобразно и понимает под ним привязку к конкретным ситуациям. Свои взгляды он предпочитал называть «конкретной философией», противопоставляя ее «духу абстракции», который царил в его студенческие годы на философском факультете Сорбонны. Отдельно следует отметить особую роль, которую у него играют примеры: «мысль, не опирающаяся на примеры, -пишет Марсель - рискует раствориться в вакууме, она может быть искажена преданной языковой структурой. Для меня привести пример означает в каком-то смысле доказать самому себе, доказать моему собеседнику, что я говорю не в пустыне: я бы даже сказал, что роль примера сродни орошению»11. Надо помнить, что у него в основе всегда лежит личный опыт. Марсель был участником Первой мировой войны, руководил службой в Красном Кресте, занятой розысками пропавших без вести военнослужащих. Этим фактом объясняется специфический выбор Марселем тем для своих размышлений: «я склонялся больше к тому, - пишет Марсель - чтобы сосредоточить свою мысль на аномалиях, от которых любой рационализм уклоняется или избегает: ощущение, единство души и тела, паранормальные психологические факты...»12.

Марсель выступил с критикой классического рационализма и постулировал, как исходное, деление мира на объективный и экзистенциальный. Объективный - мир, в котором используется понятия субъекта и объекта и который на основе законов формальной логики и рациональных методов изучает наука. Философия, в отличие от науки, имеет дело с особым типом сущего и занимается нерепрезентативными, необъективируем

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком