научная статья по теме МЕТАМОРФОЗЫ ЭПИТЕТА «ЕВРЕЙСКИЙ» В ДАГЕСТАНСКИХ ПРЕДАНИЯХ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕТАМОРФОЗЫ ЭПИТЕТА «ЕВРЕЙСКИЙ» В ДАГЕСТАНСКИХ ПРЕДАНИЯХ»

Чижикова 1978 - Чижикова Л.Н. Свадебные обряды русского населения Украины // Русский народный свадебный обряд. М., 1978. С. 153-164.

Шервуд 1990 - Шервуд Е.А. Англичане // Брак у народов Северной... С. 71-115.

Шлыгина 1990 - Шлыгина Н.В. Финны // Брак у народов Северной. С. 291-304.

Щепанская 2001 - Щепанская Т.Б. Зоны насилия (по материалам русской сельской и современных субкультурных традиций) // Антропология насилия. СПб., 2001. С. 41-61.

Cvetanovska 2001 - Cvetanovska J. Traditional Punishments for Female Sins // Macedonian Folklore. T. XXIX. Broj 58-59. Skopie, 2001. S. 564-558.

Dworakowski 1935 - Dworakowski S. Zwycaje rodzinne w powiecie Wysoko-Mazowieckim. W-wa, 1935. S. 80-82.

Gradskova 2007 - Gradskova Y. Soviet People with Female Bodies. Performing Beauty and Maternity in Soviet Russia in the mid 1930-1960s. Stockholm, 2007.

Stibranova 1982 - Stibranova T. Uloha moralky pri vybere manzelskeho partnera // Slovensky naro-dopis. 1982. № 2. S. 35-46.

N.L. Pushkareva. Disgracing Punishments for Women in Nineteenth and Early Twentieth Century Russia

Keywords: Russian customary law, women, disgracing punishments, ethnography of family, gender roles, gender studies in ethnology, feminist ethnography

Disgracing punishments, having originated in the late medieval epoch, survived for at least three centuries, and for over four in Russia. They assumed a gender hue and were practiced in peasant communities up until the 1920s; and it were women (in Russia, as in most other cultures of the patri-archical type) that were subject to infidelity and adultery punishments. The article seeks to answer a range of questions such as: Under what conditions and in what ways were such punishments applied to women in nineteenth and early twentieth century Russia? Why both in Europe and in some parts of Russia were there regions in which these punishments did not exist? What are specificities of the Russian practices in regard to disgracing gender-biased violence directed against missteps related to the female body?

ЭО, 2009, № 5 © И.Г. Семенов

МЕТАМОРФОЗЫ ЭПИТЕТА "ЕВРЕЙСКИЙ" В ДАГЕСТАНСКИХ ПРЕДАНИЯХ*

Ключевые слова: дагестанские легенды, старейшие аулы, эпитет еврейский, эпитет христианский, евреи Дагестана

Еврейское население на территории Дагестана появилось не позднее X в., о чем свидетельствует упоминание арабо-персидским автором о том, что правитель области Джидан (Хайдак; соответствует приблизительно территории современных Кайтагско-го и ряда прилегающих к нему районов Республики Дагестан (далее - РД)) в пятницу молился с мусульманами, в субботу - с евреями, а в воскресенье - с христианами (Минорский 1963: 220). Судя по всему, в средневековый период ареал расселения евреев на Восточном Кавказе был ограничен равнинной и предгорной зонами. Во всяком

Игорь Годович Семенов - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН; e-mail: i_semyonov@ pochta.ru

случае, в последующий период, в XVI - начале XIX в., вплоть до Кавказской войны 1817-1859 гг., горские евреи фиксируются только в указанных ландшафтных зонах. Для данного периода источники отмечают горских евреев во владениях дербентского хана, табасаранского майсума, табасаранского кадия, кюринского хана, кайтагского уцмия и тарковского шамхала. Евреи обитали там преимущественно в обособленных кварталах мусульманских аулов (Маджалис, Янгикент, Карчаг и др.) или, реже, в собственно еврейских селах (Абасава, Мамрач, Нюгди-Мюшкюр, Ашага-Араг).

Судя по всему, вплоть до завоевания Восточного Кавказа Россией евреи практически не селились на территории независимых вольных обществ (джамаатов) Дагестана. Причиной тому служило специфическое социальное устройство данных обществ. Большинство из них имело характер закрытых социальных единиц, что выражалось в стремлении оградить свой джамаат от включения в него новых членов (Агларов 1988: 124, 145, 146; 225, примеч. 220) - не только евреев, но и вообще любых других чужаков, даже тех, кто имел родственников в джамаате. Это было связано как с экономическими (малоземелье и т.д.), так и демографическими условиями большинства независимых джамаатов.

За многие века своего обитания на Восточном Кавказе горские евреи приобрели множество элементов местных кавказских традиций и, по выражению С.А. Арутюнова, "хорошо вписались в мир кавказской культуры"1. Данный факт проявляет себя в целом ряде случаев, на которые уже не раз обращалось внимание в литературе (Бешвпоу 2003: 167; Ибрагимов 2004: 86). Особое место среди них занимает бытующая в современном Дагестане, а также в Республике Азербайджан традиция именования "евреями" жителей довольно многих мусульманских аулов, которые в обозримом прошлом не имели никакого отношения ни к еврейству, ни к иудаизму. Факты такого рода подразделены мной на пять типологических рядов, в соответствии с мотивами указанного именования.

1. Одни из наиболее многочисленных случаев именований такого рода связаны с существованием в прошлом еврейских кварталов в некоторых из таких аулов: после того, как евреи стали переселяться в города, сельчане полушутя прилагали название "евреи" к новым, мусульманским обитателям бывшего еврейского квартала, причем со временем этим "евреям" начали приписывать весь набор стереотипных черт, который обычно связывался с горскими евреями (ловкость в делах, сплоченность перед внешней опасностью и т.д.). Между тем жители окрестных сел распространяли наименование "евреи" на всех обитателей аула, некогда имевшего еврейский квартал. Так, жители кумыкского аула Дургели (Буйнакский р-н РД) "евреями" называют кумыков, живущих в бывшем еврейском квартале данного аула, а кумыки окрестных сел распространяют это название на всех без исключения дургелинцев (ПМА 4: Ибрагимов). Небезынтересно, что и сами дургелинцы не чураются "еврейской" самоидентификации. Так, по свидетельству М.И. Абдуллаевой, в марте 2007 г. на свадьбе у дургелинских кумыков гости в какой-то момент попросили музыкантов сыграть "нашу еврейскую песню", т.е. одесскую "семь-сорок" ("В семь-сорок он приходит...") (ПМА 11: Аб-дуллаева), которая на Кавказе атрибутируется как элемент музыкальной культуры не только европейских евреев, но и евреев горских.

Другой такой же случай связан с лезгинскими селениями Карчаг и Араг (Сулей-ман-Стальский р-н РД). Так, по данным А.К. Аликберова, карчагские и арагские лезгины именуются лезгинами других селений "евреями" (Аликберов 2003: 455, примеч. 23). И это, несмотря на то, что в селениях Карчаг и Араг горские евреи и лезгины жили в обособленных кварталах, и после того, как в 1958 г. горские евреи покинули эти селения, еврейские кварталы остались там полностью заброшенными.

Отмеченный выше принцип именования дагестанских мусульман "евреями" возник сравнительно недавно, так как горско-еврейские села, а также и еврейские кварталы в мусульманских селениях стали активно исчезать лишь в 50-х годах XX в.,

когда сельское население бывшего Советского Союза получило возможность получать внутренние паспорта и практически беспрепятственно переселяться в города. И еще одно замечание, связанное с указанным принципом: в настоящее время, когда процесс урбанизации в Дагестане продвинулся достаточно далеко, "евреями" порой называют выходцев из тех районов Дагестана, в которых некогда существовало довольно многочисленное еврейское население: Табасаранский, Кайтагский, Сулейман-Стальский районы, а также г. Дербент (ПМА 11: Магомедханов). Впрочем, судя по всему, подобная тенденция наметилась еще в XIX в., так как, например, по представлению М. Алиханова-Аварского, в домусульманскую эпоху "большая часть жителей Табасарана исповедовала религию еврейскую и была неверными" (Тарихи 1898: 80), а анонимный автор одного из очерков о Дагестане писал: "Табасараны называют себя гум-гум и говорят, что происходят от евреев" (Очерк 1867).

2. Другой мотив именования дагестанских мусульман "евреями" связан с традиционным для некоторых аулов использованием гексаграммы в качестве элемента декора. Разумеется, здесь не может быть и речи о заимствовании гексаграммы у горских евреев, поскольку те до конца XIX - начала XX в. гексаграмму в качестве своего религиозного или национального символа не рассматривали, поэтому появление ее в Дагестане следует связывать с древнейшим, домусульманским периодом истории дагестанских народов. О связи этого периода с древнейшими языческими культами дагестанцев свидетельствует тот факт, что в настоящее время употребление гексаграммы сохраняется преимущественно в декоре надмогильных стел. Среди аулов, в которых распространена данная традиция, называют сел. Хуряк (Табасаранский р-н РД) (ПМА 4: Сефер-беков), и, соответственно, хурякцы именуются лезгинами и табасаранцами "евреями". Еще один пример такого же рода связан с аулом Старые Зубутли (Казбековский р-н РД). По сообщению М.А. Дадаева, в местности ГЬелю, около Зубутли есть кладбище с гексаграммами на стелах; вследствие этого в соседних селах жителей с. Зубутли называют "евреями". По местному преданию, и сам аул Зубутли был основан евреями; в эпоху распространения ислама в Дагестане некоторые из зубутлинских евреев вынуждены были принять ислам и впоследствии ассимилировались среди мусульман, другие были истреблены, третьи - бежали (ПМА 10: Дадаев).

Не подлежит сомнению, что в данном случае также имеет место довольно поздняя традиция, так как горские евреи, которые на Восточном Кавказе преимущественно и являлись носителями иудаизма, до самого конца того же XIX в. не изображали гексаграммы ни на надмогильных стелах, ни на зданиях, ни где-либо еще. Традиция же использования указанного символа горскими евреями и оседавшими в XIX-XX вв. на Кавказе евреями-ашкеназами связана с распространением в тот период сионистских идей и новой сионистской символики.

3. Сравнительно недавно удалось выявить еще один мотив именования дагестанских мусульман "евреями". По сообщению Д.-А.А. Хазамова, жители сел. Салта (Гунибский р-н РД) традиционно занимались выделкой шкур, а поскольку это единс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком