научная статья по теме Методологические аспекты исследования жизненного мира инвалида Философия

Текст научной статьи на тему «Методологические аспекты исследования жизненного мира инвалида»

Д.С. РАЙДУГИН кандидат философских наук, доцент кафедры социологии МГГЭУ*

Методологические аспекты исследования

жизненного мира инвалида

В современном социогуманитарном научном комплексе сложилось множество определений термина «культура», с разной степенью содержательной всеобщности и формальной определенности высвечивающих существенные признаки этого феномена. Наиболее формальным и, вместе с тем, универсальным определением следует признать понимание культуры как совокупности материальных и духовных достижений человечества. Предметная сфера настоящей работы сосредоточена в духовной «ипостаси» культуры, а еще точнее - в области этико-аксиологической проблематики, связанной с познанием ценностных образцов и систем в сфере морали. Если быть точным, непосредственным предметом анализа в данной статье выступает не собственно жизненный мир инвалида, но познавательные установки, определяющие его познание. Таким образом, наша статья имеет преимущественно методологическое значение.

Термином «инвалид» здесь обозначается обобщенный образ не просто человека с инвалидностью, но имеющего выраженные ее признаки, т.е. испытывающего сложности в осуществлении повседневных обыденных практик. Это уточнение важно, потому что среди лиц, имеющих инвалидность, далеко не все ощущают социальный дискомфорт, сопровождающий их повседневное существование. Дискриминация, стигматизация и прочие атрибуты жизненного мира инвалида, связанные с разного рода социокультурными барьерами, сопровождают только тех, чья биографическая ситуация включает «устойчивые физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с

Л

другими»1. Мы заранее приносим свои извинения за использование данного - считающегося довольно грубым - термина, но принятые в обиходе «смягчающие» коннотацию термины «лицо (человек) с инвалидностью», «лицо (человек) с ограниченными возможностями здоровья» и некоторые другие, за исключением «лицо (человек) со специальными потребностями», не совсем подходят для обозначения

Райдугин Дмитрий Сергеевич, e-mail: raydmis@mail.ru

1 Конвенция о правах инвалидов. Исп. эл. ресурс http://www.un.org/ru/do-cuments/decl_conv/conventions/disability.shtml. Дата обращения: 16.2.2015

предмета нашей статьи по разным причинам, уточнять которые здесь нет смысла.

Говоря о ценностной составляющей жизненного мира инвалида, мы необходимо сталкиваемся с пространством моральных смыслов, которыми наделена его повседневная жизнь. Именно в совокупности таких смыслов кроется сущностная основа деятельности: каждая норма морали несет в себе определенный смысловой узел. При этом жизненный мир не исчерпывается только нормами: в нем неизменно правят ценностные установки, определяющие моральное сознание человека со специальными потребностями, равно как и любого другого субъекта социальных интеракций.

Статистическая социология этих смыслов уловить не способна по определению: математические методы, используемые в процессе статистических расчетов, ориентированы на фиксацию количественных характеристик социальных явлений. Другими словами, социальная статистика позволяет фактически зафиксировать явление в совокупности его количественных данных, но не дает ключа к познанию внутреннего качества, т.е. эйдоса социального феномена. Именно поэтому в настоящей статье мы будем отталкиваться не от статистических - количественных -данных, но от эйдетических - качественных - атрибутов, что позволит, насколько это вообще возможно, «примерить на себе» жизненный мир человека со специальными потребностями. Разумеется, провести всесторонний качественный анализ жизненного мира инвалида в рамках статьи невозможно. Поэтому наша основная задача -предоставить читателю методологический «каркас» исследования, обозначив его принципы и алгоритм. Тип «инвалид» выбран здесь в качестве иллюстрации и анализу будут подвергнуты только отдельные факторы, влияющие на формирование его жизненного мира.

Следует сразу же отметить, что установки, очерченные в данной работе, имеют исключительно теоретический характер и до сих пор в предлагаемой конфигурации не применялись в социологических исследованиях, они могут лечь в основу исследования не только жизненного мира инвалида, но применимы в познании любой реальной общности, будь то молодежь, преподаватели, сотрудники ОВД и пр.

Обратимся к некоторым методологическим аспектам, без освещения которых всякое исследование может быть обвинено в релятивизме либо методологической эклектике. Общую теоретико-методологическую основу данной работы можно определить как феноменологический подход. Однако существенным дополнением к области исследования феноменолога (а в качестве таковой признается сознание) здесь выступает сфера бессознательного, потому что без учета бессознательных процессов в полной мере «понять» предмет своего исследования не представляется возмож-

ным. Совмещение феноменологической и психоаналитической методологических установок допустимо благодаря наличию в них единого основания в понимании духовности, признания трех уровней субъективности: индивидуального, коллективного и

трансцендентального. Другими словами, на уровне индивидуального субъекта исследуется жизненный мир единичного лица со специальными потребностями в совокупности его индивидуальных характеристик; на уровне коллективного субъекта - жизненный мир обобщенного образа инвалида; на уровне трансцендентального субъекта - структурные элементы сознания и бессознательного как таковых, вне зависимости от сферы деятельности и ценностных установок индивидуального либо коллективного субъектов, т.е. в сугубо формальном ключе. Еще одним общим элементом теорий выступает признание в сознательной и бессознательной сферах компонентов apriori (доопытное содержание

сознательного/рационального и бессознательного/иррационального) и aposteriori (опытное, приобретаемое содержание

сознательного/рационального и бессознательного/иррационального).

Далее нет смысла специально вдаваться в методологические нюансы феноменологии и психоанализа - алгоритм и принципы их совмещения станут ясными в процессе исследования. Приступим к решению задач, предполагаемых поставленной целью проиллюстрировать алгоритм и принципы анализа жизненного мира человека со специальными потребностями. Анализ будет проводиться в категориальном поле классических феноменологического (Э. Гуссерль) и психоаналитического (К.-Г. Юнг) концептов: исследуем бессознательные и сознательные детерминанты жизненного мира инвалида на формальном доопытном и содержательном приобретенном уровнях. Далее, на основе анализа содержательных характеристик будет проиллюстрировано формирование ценностных элементов жизненного мира.

Следуя логике К.Г. Юнга, в трансцендентальной структуре бессознательного выделяются следующие архетипы: 1) «персона» -социальное «лицо» человека, сконструированная им маска для других; отчасти личность принимает сконструированную ей маску как собственные атрибутивные качества, поэтому персона осознается не как чистое «для других»; 2) «тень» - связующий с бессознательным архетип, частично осознаваемые путем специальных упражнений атрибутивные качества личности (ее бессознательное содержание); 3) «анима/анимус» - душа, хаотическое жизненное начало; 4) «старый мудрец» - логос, упорядочивающее жизненное начало1.

Юнг К.-Г. Архетип .и символ. М., 1991 г. Исп. эл. ресурс http://www.psy-navigator.ru/flles/books/arhetipisimvol.pdf Дата обращения: 18.02.2015

«Персона» и «тень» имеют индивидуальное содержание, основанное как на сконструированном самим человеком «лице», так и на уникальной биографической истории.

Рассмотрим, какое содержание характерно для «персоны» человека со специальными потребностями. Субъект, подбирая целесообразную в той или иной биографической ситуации модель поведения, с опытом формирует наиболее удобные ему принципы поведения, ложащиеся в основу «персоны». Несмотря на индивидуальное, уникальное содержание данного архетипа можно уловить предпосылки типовых реакций лица со специальными потребностями. Так, регулярно сталкиваясь с брезгливостью, жалостью (не путать с состраданием) и прочими проявлениями негативной стигматизации со стороны типичных, человек со специальными потребностями может «поверить» в собственное жертвенное положение и подсознательно - на уровне «персоны» -признать себя немощным, ущербным, что, собственно, ведет к самостигматизации и, как следствие, конституированию соответствующей модели поведения, основанной на утопленных в «персону» негативных установках. Разумеется, существует еще целый ряд факторов, влияющих на формирование «персоны» и объясняющих различные ее типовые свойства. Каждое из них может быть проанализировано по представленной методике.

«Тень» - неосознаваемые психические атрибуты, имманентные единичной личности, результат включенной в сферу бессознательного совокупности биографических предпосылок. Содержанием «тени» человека со специальными потребностями выступают его фобии, сформированные в связи с биографической ситуацией.

«Персона» и «тень» взаимозависимы: маски, сконструированные в жизненном процессе в сфере «персоны», влияя на реакции личности в конкретной ситуации, внедряются и накапливаются в структуре индивидуального бессознательного, составляя его приобретаемое содержание. Сами маски зависят от бессознательных «теневых» установок, детерминированных биографической историей.

В отличие от «персоны» и «тени», формирующихся в процессе индивидуального опыта - совокупности индивидуальных жизненных ситуаций - «анима/анимус» и «старый мудрец» имеют коллективное содержание, отражая историческую ситуацию какой-либо социальной общности, в нашем случае - лиц со специальными потребностями.

«Анима/анимус» - архетип, фиксирующий значимые для общности стихийные повороты ее истории во всем их многообразии. Этот архетип отражает хаотический атрибут социального, имманентное стремление общества к саморазрушению, детерминированное тем, что любая общность составл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком