научная статья по теме МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОКАНТИАНСКОГО УЧЕНИЯ П.И. НОВГОРОДЦЕВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОКАНТИАНСКОГО УЧЕНИЯ П.И. НОВГОРОДЦЕВА»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2012, № 5, с. 68-78

— ПРАВОВАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ _

И РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОКАНТИАНСКОГО УЧЕНИЯ

П.И. НОВГОРОДЦЕВА

© 2012 г. Елизавета Александровна Фролова1

Краткая аннотация: статья посвящена методологическим основам учения П.И. Новгородцева: соединению философии права Канта и философии права Гегеля. Показана полемика сторонников баденской (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский) и марбургской (В.А. Савальский) школ отечественного неокантианства.

Annotation: the article is devoted methodological bases of the doctrine of P.I. Novgorodtsev: the connection philosophy of law of Kant and philosophy of law of Hegel. Polemic of supporters Baden (is shown P.I. Novgorodtsev, B.A.Kistjakovsky) and Marburg (V.A. Savalsky) schools of the russian neo-kantianism.

Ключевые слова: философия права, неокантианство, общественный идеал, социально-правовое государство, Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.А. Савальский.

Key words: philosophy of law, russian neo-kantianism, public ideal, socially-lawful state, R. Shtammler, P.I. Novgorodtsev, B.A. Kistjakovsky, V.A. Savalsky.

Большое значение в неокантианской философии имеют вопросы методологии. П.И. Новгородцев, являясь сторонником баденской школы неокантианства, уделял первостепенное внимание обоснованию этической сущности права и поиску общественного идеала с позиций особой методологии, направленной на процесс познания этих явлений.

Целью его творческой деятельности было стремление создать философию права как самостоятельную дисциплину, которая должна существовать наряду с теорией права.

Характеризуя задачи современной ему философии права, Новгородцев отмечает, что необходимо сосредоточить свое внимание на установлении общих философских оснований. Именно в эту сторону направлена его работа. Главный интерес П.И. Новгородцева - исследовать вопрос о самостоятельном значении нравственного начала в праве2. Таким образом, по его убеждению, произойдет разрыв с традициями исключительного историзма и социологизма и переход к системе нравственного идеализма, сторонником которого являлся ученый.

1 Доцент кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

2 См.: Новгородцев П.И. О задачах современной философии права. Речь, произнесенная перед диспутом в Санкт-Петербургском ун-те 22 сент. 1902. СПб., 1902. С. 1-3 и след.; Его же. Мораль и познание (По поводу статьи Е.Н. Трубецкого "Новое исследование о философии права Канта и Гегеля") // Вопросы философии права. Кн. 2 (56). 1901. С. 279-314.

К заслугам Новгородцева можно отнести попытку совместить философию права Канта и философию права Гегеля. От философии Канта он унаследовал идеи конечного идеала как вечного, но именно поэтому и недостижимого ориентира. Ученый воспринял и преломил сообразно своему времени положения Канта о личности как ценности в смысле ее своеобразия, индивидуальности, идею "правового государства" как нравственного регулятора политической деятельности (согласно концепции Новгородцева это является относительным идеалом в общественно-политической жизни начала ХХ в.).

От философии права Гегеля Новгородцев воспринял идеи исторического раскрытия понятий, ступеней развития, предопределяющих относительные идеалы. Новгородцев обстоятельно исследовал не только доктрины Древнего мира и Нового времени, но и тщательно проанализировал общественные движения Европы Х1Х-ХХ вв.

В своей концепции он отражал актуальнейшие для Х1Х-ХХ вв. идеи, например понятие "солидарность" (Дюги), концепцию "естественного права" (подобно Р. Штаммлеру, но проанализировано на основе иных методов), соотношение "свободы и равенства" (А. де Токвиль, Дж. Ст. Милль), "позитивные функции государства", "право на достойное человеческое существование" (неолиберализм).

Новгородцев воспринимал эти проблемы и идеи через их теоретическое выражение (теории анархизма, синдикализма, социал-демократии,

марксизма, неолиберализма), нередко преувеличивая значение отдельных теорий, положений, забытых вскоре после выступлений в печати. Так, например, он пишет о "кризисе парламентаризма", но это было становление партийной системы, совершенствование исполнительной власти за счет ограничений прав представительных учреждений, расширение избирательного права и т.п. Новгородцев указывает на "кризис правосознания" - на самом деле (и он об этом пишет) происходила эволюция понятий, когда одни системы взглядов сменялись другими (соревнование разных теорий, философий, концепций на уровне доктринального правосознания).

Концепция П.И. Новгородцева явилась составной частью того обширного гуманистического направления, которое возникло в начале ХХ в. как реакция на позитивный и сциентистский тип мышления. С особой остротой встали проблемы человека как члена общества, гражданина государства и субъекта права.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. развивалось новое общественное, научное, философское течение -идеализм, представителями которого в России были прежде всего известные мыслители - философы права Б.Н. Чичерин и В.С. Соловьев. В этом течении мысли различаются два направления - метафизический, мистический идеализм и научно-философский идеализм. Последний основывается на признании самостоятельности этической проблемы, "то есть самостоятельности требований справедливости, самостоятельности этического долженствования и социального идеала"3.

Бесспорным для сторонников идеализма обоих направлений является факт оценки, т.е. суждения об истине и лжи, добре и зле, прекрасном и безобразном и т.д.4 Оценка или оправдание од-

3 П.И. Новгородцев разделяет по этим вопросам подход Б.А. Кистяковского. См. подробнее позицию Кистяковско-го в его основной работе: Кистяковский Б.А. Социальные науки и право: очерки по методологии социальных наук и общей теории права // В кн.: Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Сост., прим., указ. В.В. Сапов. СПб., 1998. С. 117.

4 На этом основывается факт разграничения представите-

лями баденской школы неокантианства наук на науки о природе и науки о духе. "Наукоучение должно разрешать именно вопросы, касающиеся их объективной ценности

для познания, исследуя эти понятия как средства познания в отношении их обязательности... Истинное и ложное, доброе и злое, прекрасное и безобразное, святое и несвятое суть противоположности ценностей, и поэтому.., приходится поставить вопрос о том, где вообще лежит граница между ценностью и неценностью, но разрешение этого вопроса возможно лишь с помощью такого определения понятий

ного и осуждение другого может производиться только человеком, обладающим особой духовной культурой. Подобный факт установления особых оценочных категорий, или норм, свидетельствует об автономии человека, что, в свою очередь, указывает на его свободу. Далее, "из факта самостоятельной оценки и автономии следует принцип самоценности человеческой личности и равноценности личностей между собой. Наконец, основываясь на своей автономии и свободе, человек создает себе идеалы и требует их осуществления в действительности"5.

Новгородцев выступил с защитой научно-философского идеализма. В своем учении он стремился связать категорию долженствования с условиями социального бытия. Высшие принципы нравственности, с его точки зрения, могут быть поняты не только как совершенно формальные и абсолютные требования, прилагаемые ко всякому действию. Хотя они никогда не могут быть полностью осуществлены в реальном мире, эти требования морали представляют путеводный идеал, к которому все должны приближаться в бесконечном прогрессе.

Учение П.И. Новгородцева об общественном идеале было направлено на отыскание этих объективных форм человеческого бытия, условий существования личности - "право на достойное человеческое существование", возможность разных проявлений в общей культуре индивидуальных личностей, имеющих равные возможности, "правовое государство" (в неолиберальном духе) и т.п.

Не только по содержанию учения, но и по способу восприятия материала, мировоззрению, манере изложения Новгородцев предстоит явным идеалистом, однако не в догматическом понимании этого термина, а в том же духе, что были, например, просветители Франции XVIII в., затем О. Конт ("идеи правят миром", "позитивная религия"), за О. Контом - Э. Дюркгейм и Л. Дюги (воспитание чувства обязанности в целях солидарности) и многие другие.

ценности, при котором имеется в виду не охватить все то, что называется истинным, добрым, прекрасным и святым, но установить, что единственно заслуживает этих имен, следовательно, выработать нормы для научной, нравственной... жизни. Таким образом, возникает определенная область труда, за которую не может браться никакая естественнонаучная или историческая дисциплина и которая во всяком случае есть достояние философии" (см.: Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1997. С. 201, 506, 507).

5 Кистяковский Б.А. Указ. соч. С. 119.

Его философия права ориентирована на общественное сознание, но при условии создания, сохранения, развития общественно-политических объективных условий бытия и проявления личности.

Ориентация учения Новгородцева на личность, ее природу, самобытный, творческий, во многом самодостаточный характер позволяют рассматривать его концепцию в качестве либеральной, не только исходя из предложенных им методов разрешения политико-правовых конфликтов, но и с точки зрения содержания самой доктрины.

Значение П.И. Новгородцева для русского либерализма сравнивают со значением Дж. Ст. Мил-ля для английского либерализма. По мнению Дж. Патнэма6, и тот, и другой подводили философский фундамент под либерализм и модернизировали его применительно к новым задачам. Однако Милль делал это в стране, где либерализм имел реальную силу, а Новгородцев пытался осмыслить опыт истории европейского либерализма и решать новые теоретические проблемы, которые русским либерализмом еще не были включены в число основных вопросов социально-политического положения России.

Однако и философский

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком