научная статья по теме МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИСЛАМА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИСЛАМА»

ВОСТОК (ORIENS) :2008 < 1

НАУЧНАЯ

145

Ж И 2 Н Ь

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИСЛАМА © 2008 А. В. ДЕМЧЕНКО

Международная конференция под таким названием состоялась в Москве 18-19 июня 2007 г. Она была организована российской некоммерческой организацией "ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование)" при участии Корпорации Карнеги (Нью-Йорк). Проведение конференции стало возможным благодаря программе "Межрегиональные исследования в общественных науках", осуществляемой Министерством образования РФ, "ИНО-Центром" и Институтом им. Кен-нана при поддержке Корпорации Карнеги и Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. Среди участников (около 80 человек) - этнологи, экономисты, политологи, историки, журналисты.

В России и за рубежом регулярно проходят конференции, посвященные проблемам ислама, в особенности вопросам радикального ислама. Данную конференцию можно считать уникальным научным мероприятием. На ней встретились исламоведы из России, США, Великобритании, стран СНГ, что позволило по каждой теме предложить сравнительный анализ подходов российских и зарубежных ученых. Работа конференции была сосредоточена на рассмотрении методологии в изучении современного ислама, была предпринята попытка проанализировать накопленный опыт и инструментарий исследований в области ислама в России и за рубежом.

С приветственным словом к участникам форума обратился президент "ИНО-Центра" A.B. Коршунов. Он определил главные цели конференции. Во-первых, анализ состояния, в котором находится исламоведение в России. Во-вторых, уточнение вопросов, в каких сферах отечественные востоковеды превосходят своих западных коллег, а где отстают; в каких формах и по каким направлениям может осуществляться взаимодействие российского и западного исламо-ведения.

Исполнительный директор "ИНО-Центра" И В. Лактионова, касаясь организационной части конференции, отметила, что в каждую секцию включались доклады и российской, и американской сторон, что дает возможность сравнить подходы двух научных школ.

Участников конференции приветствовали сотрудники Корпорации Карнеги X. Уизнер и П. Розенфелъд, рассказавшие об исследованиях в области ислама, проводимых их организацией, -программах "Исламская инициатива" и "Мусульмане в США".

На первой секции конференции "Исследования в области ислама: современные тенденции и методологические подходы" выступил A.B. Малашенко (МГИМО, Московский центр Карнеги), посвятивший свой доклад проблемам методологии и историографии отечественного исламове-дения.

По его мнению, сложно говорить о том, что в советский период сформировалось исламоведение как научное направление и его какая-либо устойчивая методология. Проблемами ислама занимались отдельные ученые различных специальностей - этнологи, филологи, историки, философы. Это негативно сказалось на анализе современного ислама в отечественной историографии. Для ученых советского периода существовало два ислама - ислам в СССР (который тихо отмирал при социалистическом строе как пережиток прошлого) и зарубежный ислам, где и происходили наиболее яркие события. Это характерно для отечественных монографий 1970-1980-х гг., посвященных исламу. Так, оригинальные работы Т.С. Саитбаева и Г.М. Керимова во многом не соответствовали политико-идеологическим требованиям, предъявлявшимся к работам по данной тематике. В основном же исследования отечественных исламоведов были вторичны по отношению к западным, около 80% работ имели компилятивный характер.

В качестве следующего этапа в становлении российского исламоведения А.В. Малашенко выделил вторую половину 1980-х гг. С наступлением "перестройки" у ученых появилась возмож-

ность писать об исламе свободнее, но ислам в СССР все еще оставался запретной темой для исследователей. Это были лишь первые попытки выйти за рамки марксистско-ленинской методологии. Большинство ученых, не только исламоведов, но и историков, обратились к цивилизаци-онному подходу в поисках альтернативной методологии. В рамках этого подхода востоковедами было сделано многое для изучения ислама. Новым в методологии было также использование социологического подхода, начали проводиться первые опросы. Наибольших успехов удалось добиться ученым Татарстана и Дагестана, тем более что к концу 1990-х гг. опросы стали достаточно профессиональными, хотя цифры, получаемые в ходе социологических исследований, не всегда тождественны реальности, и поэтому опасно их абсолютизировать. Очень важным в сфере обновления инструментария стало использование методологии политической науки, но политологические методы и концепции использовались фрагментарно и в сугубо прикладном аспекте. При этом отечественным политологам не хватало знания ислама, а востоковедам - политологии. Ситуация стала меняться в конце 1990-х гг., когда в МГИМО стали выходить первые удачные публикации. По мнению А.В. Малашенко, без привлечения политологических методов исламо-ведение дальше не может развиваться, так как иначе трудно разобраться в проблемах политического ислама. Интересной тенденцией в отечественной историографии ислама последних лет стало то, что исламоведением продуктивно занялись люди, работающие на стыке исламского богословия и светской науки.

Одной из важнейших проблем, отмеченных А.В. Малашенко, в поиске новой методологии и становлении отечественного исламоведения стала необходимость разработки и унификации понятийного аппарата, исламоведческой терминологии (джихаддизм, неофундаментализм, исламизм). Это особенно важно для России, так как неразбериха царит не только в научных публикациях, но и в СМИ, речах политиков и представителей власти. Конечно, было бы хорошо в этом отношении наладить некоторый диалог между учеными и обществом.

О необходимости развития междисциплинарных исследований в науке говорится давно, но к исламоведению это имеет прямое отношение. Очень важно, чтобы ученые, изучающие ислам, имели бы и религиоведческую, и политологическую, и социологическую, и историческую подготовку и стремились учитывать методологические особенности этих наук в своих исследованиях.

Следующим с докладом о проблемах, стоящих перед современным исламоведением, выступил Д. Дэвиз - профессор евроазиатских исследований Университета Индиана (США). Он отметил, что в настоящее время интерес к исламу обусловлен в первую очередь политическими процессами на Ближнем и Среднем Востоке, Юго-Восточной и Центральной Азии, на Кавказе. В связи с этим среди ученых, занимающихся исламом, значительное число политологов опирается прежде всего на методы политической науки. Д. Дэвиз подчеркнул, что для успешного развития исламоведческих исследований этого недостаточно, и тем более нельзя допускать политизации исламоведения. Наоборот, по его мнению, следует внедрять результаты углубленных исторических исследований исламской цивилизации в анализ современных событий политической жизни мусульманских стран. Необходимость использования этого методологического подхода объясняется тем, что тенденции современного политического развития арабских стран можно понять, только если принять во внимание многовековую историю ислама и ареала его распространения.

Перед современным исламоведением также стоит проблема границ, фрагментации объекта исследований, связанная с комплексным и междисциплинарным характером этой науки. С одной стороны, часто представители различных направлений в исламоведении - этнологи, политологи, историки и т.п. - мало контактируют между собой. С другой стороны, исследователи уделяют внимание только отдельным мусульманским регионам. Д. Дэвиз убежден в том, что необходимо внимание к исламу в целом и ко всему мусульманскому миру для понимания имеющих в нем место глобальных тенденций и процессов.

Еще один важный фактор, определяющий успех в изучении ислама как в США, так и в России - тесное сотрудничество между научными центрами внутри отдельных стран и интенсификация международных связей между специалистами-исламоведами и научными учреждениями. Следующий аспект, который требует внимания в исламоведении, связан с религиоведением. При изучении ислама религиоведами основное внимание уделяется Корану, Сунне, что иногда приводит к абсолютизации полученных выводов, осмыслению других явлений в исламе преимущественно через призму письменных источников. В заключение докладчик отметил, что на протяжении своей научной деятельности он всегда следил за развитием советского и российского ис-

ламоведения и что успехи последнего в преодолении тех недостатков, на которые указал в своем выступлении А.В. Малашенко, очевидны.

На секции "Исламский секуляризм" ректор Российского исламского университета (Казань) P.M. Мухаметшин отметил, что современное общество в целом секулярно, тем не менее в нем можно выделить религиозную и светскую составляющие. Секулярному дискурсу придается публичный и универсальный статус, но этот подход способствует радикализации религиозного дискурса и толкает его к тому же универсализму. Под секуляризмом принято понимать социальную концепцию, объясняющую процесс освобождения общества от религии. Р.М. Мухаметшин выделил три аспекта в секуляризме: 1) лаицизация - вытеснение религиозных институтов из общественной жизни; 2) изменения в самой религии, происходящие под воздействием современной жизни; 3) уменьшение влияния религии на отдельных людей, т.е. утрата веры в некоторые догмы. В настоящее время ученые отказались от ультралиберального взгляда на религию, зародившегося во второй половине XVIII в., как на репрессивный институт, нацеленный на подавление свободного саморазвития индивида. Сейчас распространен умеренный подход, исходящий из того, что религия выполняет функции, полезные для человека и общества, и поэтому она приемлема, но при соблюдении важного условия: религиозное сознание должно выработать толерантное отношение к другим конфессиям, не отвергать светские науки и не противоречить конституции. При несоблюдении этих условий, отметил Р.М. Мухаметшин, религия может проявить свой деструктивный потенциал. По этой причине секуляризацию сегодня надо рассматривать как процесс автон

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком