научная статья по теме МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В СРЕДНИЕ ВЕКА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В СРЕДНИЕ ВЕКА»

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В СРЕДНИЕ ВЕКА

М.В. Мельникова, кандидат юридических наук, доцент

В статье рассматривается формирование методов научного познания общества и государства в средневековой мысли, а также влияние римской юриспруденции и христианской религии на развитие юридической мысли в средневековой Западной Европе. Рассматриваются взгляды на устройство государства и общества одного из наиболее ярких представителей этого периода - Н. Макиавелли. Отмечается важность изучения политико-правовых идей прошлого в современном юридическом образовании.

Ключевые слова: римская юриспруденция, Средневековье, методология, эмпиризм, город-государство, гражданское общество, юридическое образование.

Заметная веха в истории философ-

ско-правовых идей связана с творчеством средневековых юристов.

Римская юриспруденция оказала значительное влияние на развитие юридической мысли в средневековой Западной Европе. В ряде юридических школ того времени (Х-Х1 вв.), в Риме и других городах при изучении источников права особое внимание уделялось соотношению римского и местного права. Положениям и нормам римского права стали придавать универсальное значение. Также существенное место начинает занимать идея правовой справедливости и связанные с ней естественно-правовые представления и концепции.

Представители школы глоссаторов Х1-Х111 вв. (Ирнерий и др.) внесли заметный вклад в разработку позитивного права и развитие юридико-догма-тического и систематического методов трактовки действующего законодательства [9, с. 444]. Каждое из направлений

юридической мысли западно-европейского Средневековья изучало свой самостоятельный объект и решало свои практические задачи, однако, в методологическом плане у них было много общих черт, которые шли от схоластики, определявшей стиль мышления подавляющего большинства ученых Средневековья. Формировалась своеобразная манера доказывать истинность выдвигаемых положений ссылками на авторитеты (Бога, Римского права и т. п.), используя в основном формально-логические приемы обработки изучавшегося материала.

Появление христианства в данный период, как общепризнанной официальной религии, не могло не сказаться на существующих на тот момент европейских государствах. Каждое из направлений юридической мысли западноевропейского Средневековья изучало свой самостоятельный объект, вместе с тем в методологическом плане у них было немало общих черт, они шли от

схоластики, определяющей стиль мышления большинства ученых Средневековья. Речь идет о способах доказывания истинности выдвигаемых положений: они ссылались на Бога, римских юристов, античных мыслителей и т. п. и использовали формально-логические приемы в обобщении изучаемого материала [9, с. 141]. Говоря о логике событий, рассматриваются закономерности в изменении и развитии; подразумевается определенная последовательность и взаимозависимость событий, наличие в них некоторой общей линии.

Необходимо иметь в виду, что под наукой в Средние века понималась совокупность высказываний, истинность которых известна, поскольку они следуют из первоначал, или посылок, истинность которых либо самоочевидна, либо удостоверяется более высокой наукой. Так, метафизика для Фомы Ак-винского есть наука, поскольку ее первоначала самоочевидно истинны, тогда как теология является наукой, потому что ее первоначала были сообщены в божественном откровении, а их истинность подтверждается самим божественным знанием [3, разд. 2, гл. 5].

Средневековая наука внесла свой вклад в развитие научного знания, был предложен целый ряд интерпретаций античной науки, новых методов исследования, подготавливая почву для науки Нового времени. Важнейшей чертой этого мировоззрения является теоцентризм - представление о Боге как о единственной подлинной реальности. Поэтому картина мира, сформировавшаяся в это время является возвращением к мифологическому объяснению мира.

Ситуация в средневековой науке стала меняться с XII века, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Аристотель создал новую методологию эмпирического и логического исследования...» [4, с. 61]. Его философия основана на признании реальности материального мира. Аристотель придает важное значение разработке научных приемов эмпирического изучения реального мира [5, с. 51-52].

Социально-политические взгляды мыслителей XVI в. представляют наибольший интерес, так как именно в этот период происходит формирование нового мышления в связи с тем, что теологическая точка зрения на формирование общества начинает отходить на второй план. Именно к этому периоду и относится появление сочинений Н. Макиавелли.

У Н. Макиавелли зарождаются идеи: изучить историю развития общества наиболее всесторонне и глубоко, рассматривая права, свободы и обязанности его членов. Реализуя свой замысел, Макиавелли пишет произведения «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1513-1515 гг.), практически, одновременно.

Разрабатывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его историю [8, с. 64]. Макиавелли руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. Единственный источник получения знания для Макиавелли, в первую очередь о политике, - это опыт.

Эмпиризм для Макиавелли составляют приемы, использованные в его трудах, - протянуть прямую нить от практического опыта к теории и от теории снова к политической практике своего времени. Благодаря такому подходу политическая сфера становится самостоятельным объектом исследования, выделенным из религиозной, схоластической, социально-экономической и иных сфер жизни.

В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» есть главы, которые кажутся написанными либералами XVIII века. Здесь четко сформулирована теория взаимного контроля общества и государства, а также их равновесия. Н. Макиавелли обоснованно утверждает, что конституция должна предоставлять право управлять обществом и государством не только государям и знати, но и народу. Мыслитель приходит к выводу, что лучшая конституция была установлена Ли-кургом в Спарте, так как она воплощала наиболее совершенное равновесие в обществе. Так же республиканская конституция Рима была оценена положительно Н. Макиавелли, так как она «сталкивала сенат и народ».

Слово «свобода», как что-то сокровенное, заветное, постоянно употребляется в трудах Н. Макиавелли. Это, безусловно, заимствовано от античных мыслителей. Н. Макиавелли ведет речь, в первую очередь, о политической свободе. Это предопределяет, по его мнению, наличие в гражданах «личной добродетели». Свобода не может быть абсолютной, она имеет определенные правителем рамки участия граждан в государственной жизни. Единственная страна, рассуждает он, в которой чес-

тность и религиозность еще велики в народе, - это Германия, поэтому там и существует много республик. Вопреки мнению Тита Ливия Н. Макиавелли пишет, что народ умнее государей. Не без причин голос народа сравнивается им с гласом Божьим, так как общественное мнение в своих прогнозах очень часто достигает таких результатов, что, порой, кажется, будто народ, благодаря какой-то тайной способности, ясно предвидит, что окажется для него добром, а, что - злом [7, с. 379-452].

Для Н. Макиавелли, как указано выше, важную социальную значимость представляла свобода. Свобода необходима как для государства в целом в плане сохранения своего суверенитета, так и для любого социального слоя. Например, по мнению мыслителя, беднейшие слои населения имеют также неотъемлемое право на защиту от различных посягательств на свои права и свободы со стороны привилегированных классов. Важна так же и свобода выбора своей судьбы, свобода совести и т. п. Основа свободы граждан - гарантированное властью и законом ощущение обеспеченности охраны частной собственности [10]. Однако понятия «свобода» и «абсолютная монархия» сами по себе сочетаются довольно плохо, считал Н. Макиавелли. Он не находил выхода из этого противоречия, и поэтому пришел к выводу о том, что лучшей из теоретически возможных форм правления является «смешанная», т. е. та, где различные слои населения «следят» друг за другом, за соблюдением законов и сохранением свобод [8, с. 3-8].

В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» из рассмотрения прошло-

го делаются выводы для настоящего, а главным образом - для будущего все, что было полезного в государственном и общественном устройстве. Аналитическое рассмотрение государственного устройства прошлого является одновременно хорошей основой для формирования и выработки наиболее эффективных форм государственного и общественного устройства, законодательства, различного рода учреждений и институтов, призванных реализо-вывать, развивать и защищать права, свободы, достоинство граждан, осуществлять контроль за исполнением законов, соблюдением норм, правил и установленных порядков в общественной и государственной жизни.

Н. Макиавелли является как бы иллюстрацией того факта, что политическая мысль римлян республиканского периода приобрела вновь свою актуальность в XV веке.

Рост городов-государств в Италии в средние века совпал с возрождением знания и развитием мысли об устройстве общества и государства, и позволило гуманистам того времени обратиться к политическим воззрениям греков и римлян республиканского периода. Стремление к свободе, идеи контроля и равновесия власти были заимствованы Возрождением из античности, а Новым временем - из Возрождения.

Иную роль в формировании политического и правового сознания в Западной Европе сыграли средневековые города. История средневековых городов - это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную

независимость. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, имевшие полное самоуправление [2, с. 290-291].

Характерной чертой этого периода было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли. Горо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком