научная статья по теме МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ О ПРАВЕ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НЕОКАНТИАНСКИХ УЧЕНИЯХ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ О ПРАВЕ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НЕОКАНТИАНСКИХ УЧЕНИЯХ»

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ О ПРАВЕ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НЕОКАНТИАНСКИХ УЧЕНИЯХ

ФРОЛОВА Елизавета Александровна,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). Тел.: 939-12-69

Краткая аннотация: в статье рассматриваются основные направления права в отечественной юриспруденции в конце XIX - начале XX вв.; показываются методологические проблемы философии права в России в конце XIX- начале XX вв.

This article examines the main areas of law in the domestic law in the late XIX - early XX century, shows the methodological problems of the philosophy of law in Russia in the late XIX - early XX century.

Ключевые слова: философия права; Кант; неокантианство; естественное право; правовой идеал.

Philosophy of law; Kant; Kantianism; natural law; legal ideal.

Философия права в России в конце XIX -начале XX вв., как и общественная мысль континентальной Европы, характеризовалась разнообразием школ, дискуссиями между известными юристами, олицетворявшими собой основные направления в праве. Концептуальная полемика велась между правовым идеализмом и юридическим позитивизмом. Идеалисты ставили перед собой задачу исследования права в «мире идей» и «принимали как данное то, что право как идея тем или иным образом отражается в мире человеческих деяний».1 Позитивизм включал в себя социологическое направление (подчеркивали принадлежность права к области социальных явлений) и юридический позитивизм (утверждали право в качестве самодостаточной системы норм, которая должна изучаться «изнутри», а не «сверху» (идеалисты) и не «извне» (социологическая школа).2

Исторически идеализм в России предшествовал позитивизму; его истоки можно обнаружить в работах А.П. Куницына, развивавшего кантианскую философию.3 Вслед за Кантом Ку-ницын включил «нравоучение» (наука о законах

1 Тимашев Н.С. Предисловие {к книге Petrazycki L. Low and Morality. Cambridge, 1955} // В кн.: Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды. СПб., 2010. С. 908-909.

2 Там же. С. 909.

3 Оценки взглядов А.П. Куницына, например, у Н.С. Тимашева:

Тимашев Н.С. Указ. соч. С. 909.

внутренней свободы) и «правоучение» (наука о законах внешней свободы) в нравственную философию. Право при этом имеет своим непосредственным предметом «внешнюю свободу людей». Формальное начало права Куницын выражал в духе Канта: «человек имеет право на все деяния и состояния, при которых свобода других людей по общему закону разума сохранена быть может». Исходя из этого, правовое начало заключается в отрицательном предписании: «не употребляй других людей как средство для своих целей».4 Кантианский подход к пониманию свободы личности, содержанию и назначению права можно проследить и в дальнейшем изложении правовой теории А.П. Куницына («каждый человек внутренне свободен и зависит только от законов разума»; «государство есть соединение людей для всегдашнего охранения взаимной безопасности совокупными силами» и др.).5

Конец XIX в. был отмечен появлением блестящих трудов идеалистической школы: Б.Н. Чичерина («Философия права», 1900; «История политических учений» в пяти томах, 1828-1904), В.С. Соловьева («Оправдание добра», 1897). Вместе с тем, по замечанию Н.С. Тимашева, большинство российских идеалистов этого вре-

4 Куницын А.П. Право естественное. М., 2011. С. 13-21.

5 О воззрениях А.П. Куницына см.: Каменский З.А. Философские идеи русского просвещения. М., 1971.

мени были неокантианцами; наиболее выдающимися среди них - П.И. Новгородцев и Б.А. Кистяковский.1 Новгородцев, развивая неокантианскую философию, первым из отечественных философов права начал отстаивать теорию «возрожденного» естественного права («Историческая школа юристов», 1896, «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права», 1901). Кистяковский, по оценкам Тима-шева, пошел по пути неокантианства дальше Новгородцева, что можно видеть из проблематики его многочисленных статей, объединенных в работу «Социальные науки и право». (1916).

Позитивистское направление в российской юриспруденции и философии права было представлено трудами известного историка права В.И. Сергеевича («Задача и метода государственных наук», 1871), на которого оказали большое влияние идеи О. Конта, Дж.Ст. Милля, Г. Спенсера. Право, по его учению, должно рассматриваться как часть социальной действительности; следовательно, правоведение должно координировать свои задачи с социологией. Сергеевич подчеркивал, что право - это реальность, а не система идей, как утверждали представители идеалистической философии права. С.А. Муромцев («Определение и основное разделение права», 1870) и Н.М. Коркунов («Лекции по общей теории права», 1886; «Русское государственное право» в двух томах, 1892-1893) сочетали теории О. Конта и Г. Спенсера с учением Р. Иеринга (функциональная связь права и морали). Идеи правового позитивизма в чистом виде отстаивали С.В. Пахман («О современном движении в науке права», 1882), который утверждал формально-логический характер юриспруденции, независимой, по его мнению, от философских и социологических мистификаций; Г.Ф. Шершеневич и Д.Д. Гримм, выдающиеся цивилисты и теоретики права, воспринявшие идеи С.В. Пахмана и по-своему их преломившие в своих трудах.

Начиная с 1900 г. большое влияние на философию права в России начинает оказы-

1 Тимашев Н.С. Предисловие {к книге Petrazycki L. Low and Morality. Cambridge, 1955} // В кн.: Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды. СПб., 2010. Указ. соч. С. 910-911.

вать психологическая теория права, разрабатываемая Л.И. Петражицким. Он глубоко исследовал природу правовых и моральных эмоций («Введение в изучение права и нравственности», 1905, «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» в двух томах, 1907).

В конце XIX - начале XX вв. в качестве необходимого понятия философии права возродилась естественно-правовая теория.

XIX век был отмечен распространением историзма и позитивизма, вопросы о генезисе и эволюции вытеснили все прочие темы. К началу XX в. историзм как миросозерцание, как принцип, уже достиг наивысшего расцвета и вызвал обратную реакцию - возрождение приемов мысли, отвергнутых историческим направлением. Представители историзма делали акцент на незаметно действующих силах истории и необходимости для отдельных лиц подчиниться общему ходу истории. Формула об органическом действии национального духа сменилась более конкретным пониманием значения среды и эпохи, позднее «среда» была разложена на классы, классы - на группы; но как бы ни видоизменялось основное понятие, его сущность была неизменна: преставление о связи личности с некоторой средой, формирующей и объясняющей стремления, помыслы, идеалы лиц.2

Сущность исторического принципа заключалась в исследовании всех явлений и ценностей с точки зрения их развития в условиях определенной среды и времени. Историческое понимание политико-правовых явлений становилось тем полнее, чем больше оно проникалось стремлением исследовать все явления в процессе их закономерного развития и приводило их в связь со всей совокупностью обуславливающих их причин. Личность в условиях этого морально-политического миросозерцания все больше растворялась в окружающей ее среде и объектом исторического изучения становилась жизнь масс.

Неокантианцы критически относились к методологии историзма, оценивающей идеалы и стремления, носителем которых является чело-

2 Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. (К вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма. М., 1903. С. 238.

век. Одно дело, подвергать анализу социальные идеалы со стороны их исторического выражения в различные эпохи (это и есть предмет исторических исследований); совсем другое, утверждать, что изменчивость социальных идеалов, наблюдаемая в истории, выражает их сущность.1

Философию нравственного идеализма в отечественном неокантианстве наиболее последовательно отстаивал П.И. Новгородцев. Согласно его взглядам, данное направление должно выступить на защиту нравственного начала, безусловного права личности возвыситься над историей и оценить ее. Нравственность ни в какие времена не должна утрачивать черты абсолютного долженствования. Следуя за Кантом, правовед утверждал безусловный и автономный характер личности и ценностей, вытекающих из ее природы, которые в методологии историзма поглощались потоком событий. Понятие личности и связанных с ней абсолютных начал недоступно для исторической методологии; это - дело философского анализа.

Решать эти задачи должна философия права, которой следует стать свободной в своих стремлениях и научной - по используемым приемам: доктрина, которая находится в услужении действующего закона, отказывается от значения науки.

Основной недостаток юриспруденции конца XIX - начала XX вв. теоретики и философы права-неокантианцы видели в том, что в ней «заглушался критический дух и глубокие философские стремления, что в ней возобладали практические интересы, и работа ее сделалась мелкой, цеховой и замкнутой».2 В этот период времени наука о праве стояла накануне

1 «Трудно понять, каким образом элементарное философское разграничение вопросов о временном развитии и внутреннем значении явлений осталось чуждым для многих представителей историзма». На забвении этого разграничения утверждается распространенное мнение, что «истина, красота, добро изменчивы и относительны, как все в истории, и что достаточным удостоверением этой изменчивости служат наблюдения над сменой их исторических выражений». См.: Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. (К вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма. М., 1903. С. 240.

2 На принципиальном изучении права (против социологии и формально-догматической юриспруденции) настаивали французские мыслители Жени, Танон, Деландр, Эсмен; немецкие философы права Бюлов и особенно Штаммлер, который независимо от Жени стремился соединить высшие принципы с действующим правом; В.М. Гессен и Л.И.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком