научная статья по теме МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОСЕМАНТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОСЕМАНТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2015, том 85, № 10, с. 896-905

ИЗ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Б01: 10.7868/80869587315100114

В статье обсуждаются проблемы сознания и бессознательного в рамках методологии психосемантики, постнеклассической рациональности и квантовой физики. Рассматриваются две формы представления: гильбертово пространство, описывающее состояния бессознательного, и семантических пространств, включающих категории пространства и времени для описания предметных образов сознания. Проводится аналогия между процессами категоризации в психологии и редукции волновой функции в квантовой физике. Выделяются методологические принципы психосемантики, задающие её аксиоматику.

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОСЕМАНТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

В.Ф. Петренко, А.П. Супрун

Современная философская мысль давно отошла от упрощённых представлений "теории отражения" и "корреспондентной теории истины", однако в рамках массового сознания (в том числе многих психологов) сохраняется вера в то, что "есть на самом деле", и по-прежнему используются такие понятия, как "материализм", "идеализм", "объективная реальность", "абсолютная истина". Но стареют и уходят в мир иной как люди, так и теоретические концепции и целые системы взаимосвязанных понятий, их сменяют но-

V ¿им

ПЕТРЕНКО Виктор Фёдорович — член-корреспондент РАН, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий лабораторией психологии общения и психосемантики МГУ и лабораторией когнитивных исследований Института системного анализа РАН. СУПРУН Анатолий Петрович — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Института системного анализа РАН. victor-petrenko@mail.ru; anatoly.suprun@gmail.com

вые, задающие иную оптику видения и понимания мироустройства и бытия.

Классическая психология строилась на основе заимствованной из естественных наук "субъект-объектной" парадигмы. Получившая творческий импульс от гуманистической психологии А. Мас-лоу [1], трансперсональная психология (в её отечественном варианте представленная работами В.В. Козлова и В.В. Майкова [2]) выступает как психология от первого лица, снимающая "субъект-объектную" оппозицию. Это сближает её с идеями "недвойственности" буддийской философии, с представлениями о нелокальности бытия, а также присущими феномену ЭПР (Эйнштейна—Подольского—Розена) представлениями о "спутанности" генетически взаимосвязанных элементов. Идеи системной организации бытия позволяют наметить диалог между психологией (в частности, психосемантикой1) и квантовой физикой при рассмотрении таких классических философских проблем, как сознание, бессознательное, свобода воли и детерминизм.

Одним из первых идеи детерминизма отстаивал Демокрит, который считал случайные события лишь субъективной иллюзией, порождённой незнанием подлинных причин происходящего

1 Психосемантика — область психологической науки, занятая изучением категориальных структур сознания (восприятия, мышления, памяти), а также описанием содержания индивидуального и коллективного бессознательного. Психосемантика широко использует математический аппарат многомерной статистики (факторный, кластерный анализ, многомерное шкалирование, структурное моделирование) для построения семантических пространств, являющихся квазиязыком описания смысла, и применяется в различных областях психологии.

[3]. Много позже Декарт [4], продолжая эту линию, писал, что для "божественного разума" все явления "существуют" в одной математической структуре. Но наши чувства в силу ограниченности их возможностей воспринимают явления в виде причинного ряда.

Ньютоновская концепция Вселенной была положена в основу последовательного детерминизма астрономом и математиком Лапласом в работе "Опыт философии теории вероятностей" (1814). Ему принадлежит ставшее классическим описание сущности детерминизма: "Состояние Вселенной в данный момент можно рассматривать как результат её прошлого и причину её будущего. Разумное существо, которое в любой момент знало бы все движущие силы природы и взаимное расположение образующих её существ, могло бы — если бы его разум был достаточно обширен для того, чтобы проанализировать все эти данные, — выразить одним уравнением движение и самых больших тел во Вселенной, и мельчайших атомов. Ничто не осталось бы сокрытым от него — оно могло бы охватить единым взглядом как будущее, так и прошлое" [цит. по: 5, с. 266].

Примечательно, что Лаплас не выделял живых существ из этого общего правила, распространяя его на всю природу. Бытует мнение, полагал он, что живые существа отличаются от неживой материи именно по признаку их отношения к случайности, — говорят, что живое обладает свободой воли, тогда как мёртвая материя полностью детерминирована.

Весьма эмоционально по этому поводу высказывался Вольтер. В сочинении "Невежественный философ" он утверждал: "Было бы очень странно, если бы вся природа, все планеты должны были бы подчиняться вечным законам, а одно небольшое существо ростом в пять локтей, презирая эти законы, могло бы действовать, как ему заблагорассудится" [6, с. 330]. Физическая интуиция действительно противится такой возможности. Фактически утверждается, что законы физики вместе с начальными условиями полностью определяют всё будущее вплоть до мельчайших деталей.

Появление квантовой механики в начале прошлого века вновь привлекло внимание к таким концептуальным вопросам, как эволюция, природа вероятности, свобода воли и связанной с ними проблеме сознания. Центральное понятие в квантовой механике — квантовое состояние, содержащее всю доступную для наблюдателя информацию о квантовой системе и описывающееся волновой функцией. Эта информация ограничена и позволяет только вероятностно судить, например, о положении частиц в системе, хотя сами вероятности могут быть рассчитаны точно.

В общей теории относительности А. Эйнштейна Вселенная рассматривается как замкнутая изолированная система. Одно из следствий примене-

ния квантовой механики ко всей Вселенной состоит в отсутствии времени в описывающем её основном уравнении квантовой теории гравитации Уиллера—Девитта [7]. Описание Вселенной с помощью её волновой функции сталкивается с тем, что как целое она неизменна во времени. Вселенная с нулевой суммарной энергией (полный гамильтониан Вселенной, включающий гамильтониан гравитационного поля, тождественно равен нулю) находится в застывшем состоянии (вне времени и развития). Чтобы преодолеть этот парадокс, необходимо включение всех форм и видов сознания как компонента реальности (понимая субъектность в качестве неотторжимого аспекта универсума как целого), поскольку именно данный компонент находится на острие космической эволюции и непосредственно влияет на результаты квантовых измерений. Остановимся на этом подробнее.

Среди проблем в исследовании реальности — жёсткое противопоставление субъекта и объекта, сознания и материи. Мы вынуждены осуществлять условное разделение мира и вводить оппозиции, без которых невозможно определить семиотические единицы любого анализа. Важно лишь помнить об условности этих единиц и использовать их в рамках принятых ограничений. Очевидно, что благодаря своему построению они предназначены для анализа замкнутых ограниченных 2

систем , а развитие возможно только в открытых системах. Здесь уже необходим не стандартный физический пространственно-временной подход, базирующийся, по сути, на объектной декомпозиции явления, а сугубо системный, опирающийся на такие понятия, как целостность, целеустремлённость и другие категории субъектности [9]. Об издержках старой парадигмы свидетельствуют многие парадоксы современной физики (именно в физике достигнуты наиболее существенные экспериментальные и теоретические результаты в исследовании реальности), причём в ряде случаев они перекликаются с психологическими проблемами. Рассмотрим некоторые из них.

В силу линейности квантовой эволюции [10] после взаимодействия исследователя с прибором мы имеем "запутанное" ("перепутанное") состояние, описывающее совместное состояние объекта, прибора и наблюдателя. Согласно квантовой теории, взаимодействие приводит к суперпозиции "возможностей" и никакого разделения альтернатив не происходит. Это противоречит нашему имманентному опыту, согласно которому мы

2 Аналогичный подход используется в буддизме и даосизме, где Дао (реальность) выступает как нечто неподдающееся вербализации и описанию в терминах дифференцирующих признаков, "бесформенное" и "безграничное". Это поло-

жение получило дальнейшее развитие и в буддизме махая-ны, согласно которой истинная реальность не может быть выражена лингвистическими средствами [8, с. 508].

всегда наблюдаем одну из альтернатив. Для решения данного парадокса в квантовую механику был введён постулат редукции Дж. фон Неймана. Смысл его в том, что в акте восприятия (осознания) происходит то, что в квантовой физике называется редукцией волновой функции, то есть проецирование вектора состояния системы на одну из собственных функций оператора наблюдаемой величины в соответствии с комплексным весом данного состояния в суперпозиции [11] (её аналогом в психологии выступает процесс категоризации). Остальные возможные варианты интерпретации в таком случае обнуляются, что

делает этот процесс не унитарным3 (необратимым во времени). Подозрение, что он как-то связан с сознанием наблюдателя, возникло с самого рождения квантовой механики, поскольку акт наблюдения (или измерения) заканчивается именно в сознании [11, 12].

Чтобы реализовать этот постулат, сознание должно обладать очень странными свойствами. С одной стороны, взаимодействовать с физическим миром, поскольку оно призвано вызывать в нём "не унитарный процесс" и, следовательно, соответствовать этому миру, а с другой стороны, не подчиняться его законам, поскольку иначе мир останется в суперпозиции и редукция окажется невозможной. Таким образом, сознание либо не принадлежит физическому миру и тогда не взаимодействует с ним, либо взаимодействует, но тогда неизбежно принадлежит ему и подчиняется

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком