научная статья по теме МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТРА В НЕКЛАССИЧЕСКОМ СТИХЕ Языкознание

Текст научной статьи на тему «МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТРА В НЕКЛАССИЧЕСКОМ СТИХЕ»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2012, том 71, № 2, с. 45-54

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТРА В НЕКЛАССИЧЕСКОМ СТИХЕ

© 2012 г. Т. В. Скулачева

В статье в сжатом виде представлены принципы определения неклассических метров в русском стихе по методике М.Л. Гаспарова.

The article gives concise description of determination of meter in Russian non-classical verse in accordance with M.L.Gasparov methods.

Ключевые слова: русский стих, метрика, дольник, тактовик, акцентный стих. Key words: Russian verse, meter, "dolnik", "taktovik", accentual verse.

Несмотря на то, что методы анализа метрики и ритмики в работах М.Л. Гаспарова являются в настоящий момент наиболее общепринятыми, в их реальном употреблении на практике прослеживается много разночтений и неточностей, так как в большинстве работ М.Л. Гаспарова представлен результат, а не процесс его получения, бывший всегда следствием применения очень строгой и выверенной десятилетиями научного труда методики. Кажется, что на нынешнем этапе развития, когда изучение стиха стало более массовым, когда количество стиховедов выросло за последние два десятилетия в несколько раз за счет прихода молодых ученых, в том числе лингвистов и математиков, лингвистике, и изучению стиха как ее составной части, полезно было бы взять на вооружение структуру статей, принятую в естественных науках, где "Методы" - обязательный отдельный раздел статьи, который должен быть ясен и подробен настолько, чтобы любой ученый в любой точке мира мог без каких-либо трудностей повторить работу и получить тот же результат1.

В этой статье я попробую описать те правила практического анализа ритмики неклассического стиха, которые были записаны мною в результате устных бесед с М.Л. Гаспаровым и проверены в процессе многолетних совместных подсчетов, когда мы считали с М.Л. Гаспаровым параллельно и затем сравнивали результат. Начнем с основных понятий, необходимо предшествующих любому конкретному анализу. Если правила М.Л. Гаспа-

1 Кстати, еще одной ценной особенностью построения статьи в естественных науках является то, что "Результаты" и "Обсуждение результатов" всегда являются разными разделами статьи: результаты, полученные с помощью строгой и аккуратно примененной методики - нечто неизменное, толкование же результатов может меняться с развитием науки, при получении новых данных и т.д.

рова, использовавшиеся им для определения неклассических метров, я привожу без изменений, то система общих понятий приводится с некоторыми моими уточнениями, которые будут специально оговорены.

По наиболее общепринятому определению М.Л. Гаспарова, стих - это речь, расчлененная на относительно короткие отрезки, строки, соотносимые и соизмеримые между собой [1, с. 6]. Разумеется, существует большое количество явлений, промежуточных между стихом и прозой: стихотворения в прозе, метрическая проза, рифмованная проза, "мнимая проза" и т.д. [1, с. 12-32]. Эти явления, находящиеся вблизи границы между стихом и прозой, интенсивно изучались в последние десятилетия, в первую очередь Ю.Б. Орлицким [2, 3] и С.И. Кормиловым [4]. Очевидно, что место прохождения границы между стихом и прозой в значительной степени условно, так как между этими типами текстов стоит целая серия промежуточных явлений как со стороны стиха, так и со стороны прозы. Большинство ученых проводит эту границу по наличию/отсутствию деления текста на строки. Если текст делится на строки - это стих, если не делится на строки - проза. Таким образом, свободный стих - это стих, "стихотворения в прозе", метризованная или рифмованная проза - проза, так как, несмотря на возможность рассуждений на тему, как этот текст мог бы делиться на строки, разные читатели восстановили бы деление на строки по-разному, ибо формальных показателей не хватает для того, чтобы однозначно восстановить из самого текста деление на строки. Что же касается "мнимой прозы", то поскольку деление на строки задано структурой текста - окончаниями, регулярным чередованием рифм по строго соблюдаемой схеме, и восстанавливается всеми читателями текста одинаково - то это промежу-

точное явление скорее со стороны стиха, чем со стороны прозы [1, с. 18-19].

В приведенном выше определении М.Л. Гаспа-рова даны три основных признака стихотворной строки.

1) Ограниченная длина (такая, чтобы строка могла восприниматься как отдельная единица). Одно из неокончательных предположений - что длина строки не должна превышать 7 ± 2 слова. Более длинные (даже гораздо более длинные) строки, безусловно, существуют, но их труднее воспринимать как целостные единицы, и тексты с особенно длинными строками вызывают дискуссии об их принадлежности к стиху или прозе. Один из примеров такого текста - стихотворение В. Хлебникова "Зверинец", где строки часто занимают несколько типографских строк:

"...Где чайки с длинным клювом и холодным голубым, точно окруженным очками, оком имеют вид международных дельцов, чему мы находим подтверждение в прирожденном искусстве, с которым они подхватывают на лету брошенную тюленям еду.

Где, вспоминая, что русские величали своих искусных полководцев именем сокола, и вспоминая, что глаз казака, глубоко запавший под заломленной бровью, и этой птицы - родича царственных птиц - один и тот же, мы начинаем знать, кто были учителя русских в военном деле. О, сокола, побивающие грудью цапель! И острый протянутый кверху клюв ее! И булавка, на которую насекомых садит редко носитель чести, верности и долга!

Где красная, стоящая на лапчатых ногах утка заставляет вспомнить о черепах тех павших за родину русских, в костяках которых ее предки вили гнезда."

В статье М. Шапира (см. [5]) приводятся примеры еще более длинных строк.

2) Сопоставимость стихотворных строк - понятие, строгого научного определения которому пока в науке не существует. Это психологическая равноправность, равновесность стихотворных строк, то, что стихотворные строки, независимо от семантики и логической организации текста, воспринимаются как единицы, равнозначные и эквивалентные друг другу. Данное явление присутствует в стихе всегда, даже если реальная длина стихотворных строк колеблется. Это одно из наиболее важных отличий стиха от прозы, имеющее непосредственное отношение к специфике стиха.

По-видимому, именно это свойство стихотворных строк вызывает те малоизученные деформации в нашем восприятии семантики стихотворного текста, которые Ю. Тынянов назвал "деформацией смысла ритмом" [6, 7].

3) Соизмеримость стихотворных строк - более простое и конкретное понятие: это соизмери-

мость по длине. В каких именно единицах будет восприниматься длина строки, зависит от системы стихосложения. В русском стихе строки могут выравниваться по количеству слогов (силлабическая система), количеству ударений (тоническая система) и количеству слогов и ударений одновременно (силлабо-тоническая система) 2.

Сопоставимость присутствует в любом тексте, где есть стихотворные строки. Но и соизмеримость - свойство не только равнострочного стиха. Как говорил М.Л. Гаспаров, даже в свободном стихе мы отчетливо ощущаем чередование длинных и коротких строк. Какой именно параметр мы используем в свободном стихе для того, чтобы воспринять строку как "длинную" или "короткую", зависит от наших культурных привычек. Современный русский читатель воспринимает длину строки по количеству ударений, французский читатель - по количеству слогов, то есть так, как привычно осознавать длину строки в остальном, более урегулированном стихе соответствующего языка.

Необходимо оговориться, что в работах М.Л. Гаспарова "сопоставимость" и "соизмеримость" часто взаимозаменимы. Описанное выше разделение этих понятий внесено позднее автором данной статьи и кажется полезным, так как реальная соизмеримость по ключевому для данного стиха параметру (количеству слогов, ударений или того и другого одновременно) и психологическая равноправность, равновесность, эквивалентность всех строк стихотворения независимо от их структуры, просто по самому факту деления текста на строки, порождаемая всем комплексом лингвистических механизмов, используемых при построении стиха [7], являются разными явлениями.

Итак, как уже говорилось, строки русского стиха могут быть соизмеримы по количеству слогов, ударений или того и другого одновременно. В результате стих может оказаться:

1. тоникой (строки выровнены по количеству ударений);

2 То, в каких единицах измеряется длина строки, зависит от возможностей языка. Все вышесказанное относится к русскому стиху. Если в языке есть долгие и краткие гласные, строка может быть выровнена по долготе гласных (например, античная метрическая система); в древнегерманском стихосложении длина строки определялась по количеству аллитерированных согласных на строго определенных позициях в строке; если исследователь имеет дело с языками, стихосложение на которых плохо изучено или не изучено совсем, необходимо исследовать и другие возможности выравнивания строк по какому-либо иному лингвистическому параметру, доступному соответствующему языку.

2. силлабикой (строки выровнены по количеству слогов). Для русского стиха подсчет слогов особенно важен, если ученый имеет дело со стихом до середины XVIII в., современным экспериментальным стихом, а также переводами из восточной поэзии и подражаниями восточному стиху;

3. силлабо-тоникой. Силлабо-тоника и ее более расшатанные производные (дольник, тактовик) характеризуются ограничением на длину междуиктового или междуударного (если стих слишком расшатанный, чтобы находить там икты) интервала.

По степени ограничения на длину междуударного интервала типы стиха, находящиеся между силлабо-тоникой и тоникой, классифицируются, по М.Л. Гаспарову, следующим образом:

1. Силлабо-тонические метры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)

Классические силлаботонические метры допускают один тип междуиктового3 интервала (один слог для двусложных метров: хорея, ямба, два слога для трехсложных метров: дактиля, амфибрахия, анапеста). Необходимо иметь в виду, что в реальности метрические ударения на иктах (метрически сильных позициях) могут быть пропущены. Но дл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком