научная статья по теме МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “ФОЛЬКЛОР ПАЛЕОАЗИАТСКИХ НАРОДОВ” История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “ФОЛЬКЛОР ПАЛЕОАЗИАТСКИХ НАРОДОВ”»

знахарство и колдовство. Наблюдения велись в современном провинциальном северном городе Онега.

Материалу, лежащему на стыке этнографии и фолькора, посвятила сообщение "Рассказы об обетных святынях в современном русском репертуаре" Л.В. Фадеева (Москва). Докладчица показала, как пинежская обетная святыня (крест, сооруженный по поводу какого-либо кризисного события) порождает вокруг себя различного рода устные нарративы. Жанровые особенности этих рассказов, несмотря на всю их обыденность и погруженность в повседневную жизнь, сближают данные повествования, по мнению докладчицы, с легендами, основное зерно которых - представление о "чуде".

Ю.А. Новиков (Вильнюс, Литва) в докладе "Былины Прокопия Шуваева: опыт реконструкции репертуара эпического певца" предпринял попытку на основании внетекстовых сведений восстановить репертуар кулойского былинщика, который упомянут в сборнике А.Д. Григорьева как "учитель" многих певцов, с которыми он встретился в Архангельском крае. Сам собиратель во время экспедиции на Кулой этого сказителя в живых уже не застал, но репертуар певца (около 20 былинных сюжетов), согласно Ю.А. Новикову, можно восстановить, анализируя указания А.Д. Григорьева. Григорьевская тема была заявлена и в докладе И.В. Лемешкина (Прага, Чехия), зачитанном Ю.А. Новиковым, где прозвучали малоизвестные российским фольклористам отзывы зарубежных ученых (Махал, Фасмер, Андерсон) на второй (Кулойский) том "Архангельских былин" А.Д. Григорьева, опубликованных в 1939 г. в Праге.

В сообщении Т.С. К а н е в о й (Сыктывкар) был представлен интересный опыт изучения поэтики песенно-игрового фольклора Усть-Цильмы. Различного рода клише, составляющие поэтический инвентарь песен, был проанализирован докладчицей как одна из составляющих, указывающих на своеобразие данной локальной традиции. Вербально-музыкальные формы севернорусского фольклора нашли отражение и в сообщении О.Н. Вотинцевой (Коряж-ма) "Причитания с центральным образом красоты в нижневычегодском свадебном обряде".

Материалы данной конференции планируется опубликовать в специальном сборнике.

Примечания

1 О конференции 2001 г. см.: Иванова Т.Г. Научная хроника из Архангельска // Живая старина. 2001. < 4. С. 61-63. Материалы конференции опубликованы: Фольклорный энтитет этноса. Матер. российско-финского симпоз. (3-4 июня 2001 г.). Архангельск, 2002.

2 См. о лаборатории: Ровесник университета. Факультет филологии и журналистики. 19322002 / Помор. гос. ун-т. Архангельск, 2002. С. 18-21.

Т.Г. Иванова

© ЭО, 2004 г., № 5

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ФОЛЬКЛОР ПАЛЕОАЗИАТСКИХ НАРОДОВ"

27-30 ноября 2003 г. в г. Якутске состоялась международная конференция "Фольклор палеоазиатских народов", организованная Музеем музыки и фольклора народов Якутии, Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) и поддержанная с финансовой стороны Министерством культуры РФ. Конференция явилась реализацией одного из пунктов федеральной программы "Культура России". Ранее Музей музыки и фольклора народов Якутии провел две конференции, ставшие заметными событиями в развитии этнографии и фольклора: "Шаманизм как религия: генезис, реконструкции, традиции" (1992) и "Музыкальная этнография тунгусо-маньчжурских народов" (2000).

В конференции "Фольклор палеоазиатских народов" участвовали исследователи из 10 регионов РФ - Якутии, Чукотки, Сахалина, Камчатки, Магаданской обл., Приморского и Хабаровского краев, Таймырского автономного округа, Новосибирска, Москвы, С.-Петербурга - а также ученые из Японии и США. Наряду с проблемами фольклора на конференции обсуждались вопросы археологии, истории и отдельных видов искусства палеоазиатских народов.

Пленарное заседание было открыто выступлениями заместителя министра культуры и духовного развития РС(Я) Н.М. Зайковой, директора Музея музыки и фольклора народов Якутии А.П. Решетниковой и заместителя директора департамента по народам и федеративным отношениям РС(Я) Г.В. Кокшарской. В научной части заседания А.А. Б уры -к и н (С.-Петербург) в докладе "Об изучении материалов по фольклору народов Сибири и Дальнего Востока в Фонограммархиве Института русской литературы РАН (Пушкинский дом)" рассказал о фонографических записях с фольклорными текстами и записях с голосами писателей - основоположников литератур малочисленных народов Севера РФ, которые ныне изучаются в рамках международного российско-голландского проекта "Голоса тундры и тайги" (руководители Т. Де Грааф и Л.В. Бондарко). Доклад покойного В.Х. Иванова-Уна-ров а (Якутск) "Некоторые параллели в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири и Северо-Западных индейцев Америки", зачитанный вдовой ученого З.И. Ивановой-Унаровой, был посвящен рассмотрению сюжетных параллелей в фольклоре юкагиров и индейцев Северной Америки.

Ю.И. Шейкин (Якутск) в докладе "Палеоазиатские элементы в культуре народов Сибири" поднял сложный вопрос выделения палеоазиатских элементов в интонационно-акустических культурах тунгусских, монгольских и тюркских народов Сибири. Докладчик отмечает схожесть охотничьих имитаций крика утки у разных народов и обращает внимание на мифологическую роль этой птицы как демиурга, доставшего со дна океана землю во времена пер-вотворения. К палеоазиатским формам и элементам ученый относит "мухоморные" песни па-рашаманского типа, древний тип "личных" песен палеоазиатов, а также некоторые типы музыкальных инструментов. Доклад Ч.М. Таксами (С.-Петербург) "Проблемы сохранения и изучения нивхского фольклора" был весьма широким по охвату проблематики. Докладчик говорил о неблагоприятной языковой ситуации среди нивхов и других палеоазиатских народов, о социокультурных причинах утраты традиционного фольклора нивхов, проблемах его собирания, изучения и подготовки к изданию. Тему возможного единого субстрата народов Сибири и Северной Америки продолжил Г.Н. К у р и л о в (Якутск). В его докладе "Юкагиры и их фольклор" был дан содержательный обзор теорий происхождения юкагиров и отмечались некоторые языковые параллели в лексике юкагирского языка с некоторыми индейскими языками юки и винту.

На заседании секции "Археология и история Северо-Востока Азии" было заслушано шесть докладов. С.И. Эверстов (Якутск) в докладе "Памятники эпохи металла Нижней Индигирки" отметил связь носителей ымыяхтахской культуры с предками юкагиров. Доклад М.А. Д и к о в о й (Магадан) "Модель вселенной в древней графике малых форм северо-восточных палеоазиатов" был посвящен изучению изображений, обнаруженных археологами на Чукотке и на Охотском побережье. Под палеографикой малых форм докладчик имеет в виду галечники, испещренные прочерченными линиями. Три подобных объекта получены им при раскопках стоянки Раугувагытгын I (западная Чукотка), а четвертый найден Р.С. Васильевским на о-ве Недоразумения. Исследовательницей выявлено сходство таких изображений с космической символикой шаманских бубнов, жилищем как воплощением мифологической модели мира, спиралью как солярным символом и т.д.

Л.Н. Жукова (Якутск) в докладе "Изучение культуры юкагиров: некоторые итоги и перспективы" рассказала об итогах изучения материальной культуры, одежды, декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества верхнеколымских юкагиров. Тендерные проблемы современного социума юкагиров были затронуты в докладе Л.И. Винокуровой "Коренные народы Севера - вызовы глобального общества; мужчины и женщины Севера - к вопросу социальной идентичности". Народные представления об истории современных населенных пунктов Якутии стали предметом изучения в докладе А.А. Садовников о й (Якутск) "Колымское село в предкризисный период: опыт устной истории".

На секции "Музыкальные аспекты палеоазиатского фольклора" было заслушано 16 докладов. Т.И. Игнатьевой (Якутск) - "Исследование музыкального фольклора юкагиров на современном этапе" - была дана развернутая характеристика разных жанров музыкального фольклора юкагиров и его связь с музыкальной культурой других народов Сибири. Тему угорско-юкагирских связей на материале югорских народов (хантов и манси) продолжила Г.Е. Солдатова (Новосибирск); в докладе "О югорско-юкагирских музыкальных параллелях" она сопоставила термины, жанры, функции мелодически оформленной речи персонажей фольклорных текстов. Как и юкагиры, ханты различают свои "личные" и "чужие" песни, получают свою личную песню в юности, мелодии предков могут наследоваться; у хантов и

манси песня может быть подарена или даже обменена на оленя. Отмечены общие черты хан-тов и юкагиров в области музыкальных инструментов.

Тема взаимодействия культур малочисленных народов Севера РФ прозвучала также в докладе О.Э. Добжанской (Дудинка) "Система традиционных звуковых инструментов нганасан: к проблеме этномузыкальных связей самодийско-енисейского и палеоазиатского регионов". Г.Г. Алексеева (Якутск), прочитавшая доклад "Стилистика кетской мелодики в записях В.И. Анучина, И.М. Суслова, Н.К. Каргера", проанализировала звукоряды и ритмику кетских мелодий. Продемонстрированные ею фонозаписи кетских песен в узкообъемных ладах неожиданно были сопоставлены со схожим звучанием индейских гимнов, представленных в докладе Рабины X а р р и с (США), доклад которой был посвящен тому, что вот уже почти два века индейцы-христиане племени кайова поют тексты библейских псалмов не на английские мелодии, а на древние мелодии собственных песнопений в схожих узкообъемных ладах.

В.В. Подмаскин (Владивосток) в докладе "Проблемы классификации музыкальных инструментов" рассказал о работе своего института над созданием "Этнографического атласа" народов Дальнего Востока. Новый атлас создается на основе музейных и частных коллекций Приморского, Хабаровского краев, Сахалина, Камчатки, Чукотки. Имеющиеся материалы доказывают общность корней древних инструментов и звуковых орудий не только палеоазиатских и сибирских народов, но выходят далеко за пределы Сибири: в Америку, Океанию, Юго-Восточную Азию.

Оживленную дискуссию вызвало сообщение докладчика о находке в одном из сельских музеев Приморья железного бубна. А.А. Тымкыль (Якутск), занимающаяся обработкой фольклорных текстов чу

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком