научная статья по теме МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МОНАСТЫРСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ТРАНСКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МОНАСТЫРСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ТРАНСКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН»»

Международная конференция «Монастырская культура как трансконфессиональный феномен»

Как гласит известное изречение, «всё познаётся в сравнении». По крайней мере, в исторической науке сравнительный подход имеет первостепенное значение, и о необходимости его более широкого применения много говорится в историографии последних лет. Яснее увидеть в исторических явлениях общее и особенное, посмотрев на привычное под непривычным углом зрения, - такова была одна из главных целей представительной международной конференции «Монастырская культура как трансконфессиональный феномен», которая прошла 11-14 сентября 2012 г. во Владимире и Суздале. Темой дискуссий стала монастырская культура в широком смысле слова - т.е. тот специфический образ жизни, который сложился в монастырях, ставших в христианской Европе не только религиозными, но и культурными, общественными, экономическими и политическими центрами. Прежде всего имелось в виду сравнение западноевропейских католических и русских православных монастырей в позднее Средневековье, но были доклады, касавшиеся и раннехристианских корней монашества, и Византии, и русской монашеской традиции в XVI-XIX вв.

Конференция является результатом российско-немецкого научного сотрудничества. Идея её проведения принадлежит профессору Университета города Киля Людвигу Штайндорффу (Ludwig Steindorff), который давно и плодотворно занимается исследованиями поминальной практики в русских монастырях XV-XVII вв., а также его коллеге медиевисту Оливеру Ауге (Oliver Auge). Помимо Кильского университета организаторами выступили Германский исторический институт в Москве, Институт российской истории РАН и Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Финансовую поддержку обеспечили Фонд имени Фрица Тиссена (Fritz-Thyssen-Stiftung) и Германский исторический институт в Москве. Всего в конференции приняли участие около 40 учёных, из которых приблизительно половину составили историки из Западной и Центральной Европы (в основном из Германии), другую половину - российские историки.

Все выступления были сгруппированы по тематике в несколько последовательных секций (разделов): 1) «Религиозная подоплёка монашества. Условия зарождения монашества»; 2) «Богослужение в монастыре»; 3) «Повседневная религиозная жизнь: правила и формы организации. Монастырь как место социального дисциплинирова-ния»; 4) «Монастырь как архитектурный ансамбль»; 5) «Монахи, монахини и семьи, из которых они вышли. Монастыри и жизненные стратегии семей»; 6) «Монастыри как интеграционные факторы в процессе становления государства»; 7) «Монастыри как интеграционные факторы городской жизни»; 8) «Монастырь и окружающее пространство. Монастырь как преобразователь ландшафта. Монастырь как экономический фактор»; 9) «Монашество и культура; монастыри как центры книжной продукции». Каждая секция завершалась выступлением, в котором специально приглашённый докладчик обобщал тезисы, высказанные в докладах соответствующей секции, и предлагал в сравнительном ключе узловые проблемы для дискуссии. Этот формат вполне оправдал себя, потому что не давал обсуждению «расплыться» и позволял подводить его промежуточные итоги - при том, что, естественно, секции различались по количеству докладов, их более узкой или широкой тематической направленности, хронологическим рамкам и т.п. Кроме того, эти «синтетические» выступления были ориентированы на компаративный подход, который, таким образом, служил своего рода путеводной нитью общей дискуссии.

Тематика докладов в первой секции на первый взгляд обнаруживает не много точек соприкосновения - монахи-мигранты в Палестине и на Синае в У-У1 вв., социальное происхождение настоятелей русских монастырей в ХУ-ХУ11 вв., монашеский этап в жизни деятелей Реформации начала XVI в. (доклады, соответственно, А. Мюллера, Е. Романенко и В. Иванова). Однако заключительное выступление Изольды Тире показало, что за этими отдельными и как будто не связанными сюжетами лежат явления и процессы, общие для западного и восточного монашества, - например, постоянное напряжение между двумя путями к спасению, после того как было принято принципиальное решение отречься от мира, - индивидуальная аскеза или общинный образ жизни. На Западе к позднему Средневековью институциональных форм для индивидуальной аскезы уже практически не существовало, и во всяком случае коллективные формы значительно преобладали. В православном же мире конкуренция этих двух форм существовала очень долго, и, например, особножительные монастыри дожили в России практически до реформ Петра. В монашестве католической и православной Церквей очень разными были реформаторские движения, однако общей для обеих конфессий является сама постоянная потребность в обновлении и возвращении к «чистым» и «незамутнённым» истокам раннего христианства (то есть, прежде всего, к наследию египетского и палестинского монашества). Перемещения и путешествия (мобильность) -это тоже константа монашеского образа жизни как на Западе, так и на Востоке.

Интересные сравнительные наблюдения позволили провести доклады второй секции, посвящённые монастырскому богослужению (заключительное выступление -У. Кёпф). Чтение определённых сакральных текстов (например, Псалтыри), исповедь, литургия (доклады, соответственно, У. Кудера, М. Корогодиной и А. Пентковского) -это элементы, общие для службы в западных и восточных монастырях. Но выступления показали, насколько разными были историческое развитие этих элементов и их роль в религиозной практике внутри соответствующей традиции в зависимости от тех или иных конкретно-исторических обстоятельств. Например, в России исторически так сложилось, что устав, предназначенный для монастырей, был принят для богослужения в приходских церквах, а в силу того, что архиереи происходили из монашества, всегда сохранялась тесная связь между архиерейским и монастырским богослужением. На Западе, напротив, богослужение в монастырях отличалось от порядка, принятого при кафедральных и приходских церквах (например, долгое время сохранялась публичная исповедь).

Весьма насыщенной оказалась третья секция. Такие вопросы, как правила и формы общежития в монастыре или организация (дисциплинирование) религиозной практики, подразумевают, с одной стороны, взгляд на внутреннее устройство монастырей, но с другой - вскрытие их связи с церковной и светской иерархиями, а также с отдельными личностями, проявлявшими повышенную религиозность (например, основателями или вкладчиками). И сама эта перспектива оказывается общей для католицизма и православия, определяя тот «вопросник», с которым каждый из исследователей подходит к источникам, какого бы происхождения они ни были. В то же время выясняется, что не только внутри той или иной христианской традиции, но и внутри того или иного государственного или общественного организма (иногда даже на региональном уровне) были выработаны свои нормы и механизмы как внутренней жизни монастыря, так и её связи с внешним миром. Это отчётливо показали доклады о скитах как своеобразной форме монашеской жизни, противопоставленных уже не только миру, но и монастырю (Е. Белякова), о расцвете наставительно-поучительной литературы в русских монастырях ХУ-ХУ11 вв. (С. Семячко), об организации женских монастырей (Е. Емченко на русских материалах ХУ1-ХУ11 вв., К. Анденна на итальянских Х1У в.), а также доклады о социальной активности монахов в католической Европе, которая явно возросла с Х11 в. (М. Шюрер), и о соблюдении монастырского устава в поздней Византии (Г. Принцинг).

Исторические и конфессиональные особенности в строительстве монастырей на Западе и Востоке Европы очевидны - и выбор места для проживания монашеской общины, и разные техники строительства, и организация пространства в соответствии

с богослужебной практикой и т.д. Однако и здесь, как показали доклады четвёртой секции, обнаруживаются не только общие истоки, но и похожие явления и тенденции в создании и развитии архитектурно-строительных форм, обусловленные факторами, действовавшими и на Западе, и на Востоке, - и сама идея огороженного и сакрально насыщенного пространства для монастыря, и сочетание индивидуальных желаний или предпочтений (будь то заказчика или аскета-основателя монастыря) (М Унтерманн о монастырском строительстве в средневековой Германии, Т. Тимофеева о Рождественском монастыре во Владимире).

Не только общность корней западно- и восточноевропейского монашества, но и аналогии в способах осмысления и практического применения общего раннехристианского наследия продемонстрировали доклады пятой секции. Разнообразные связи монашествующих с их родами и семьями, живущими «в миру», легко обнаруживаются и в женских монастырях в Германии XII в. (Э. Шлотхойбер), и среди братии Троице-Сергиева монастыря XVII в. (С. Николаева), и в вологодских и ладожских монастырях XVI-XIX вв. (Н. Башнин), и в русских монастырях XVIII - начала ХХ в. (Г. Запаль-ский). Само вступление в монастырь (особенно это касается женских монастырей - как в католической Европе, так и в России) может быть обусловлено не столько личным выбором, сколько семейно-династическими стратегиями родственников. В выступлении, заключавшем этот раздел, Л. Штайндорфф обратил внимание на поминальную функцию монастырей и провёл сравнение в этом отношении между русскими монастырями XV-XVII вв. и западноевропейскими X-XIII вв. Он показал, что хотя сама задача поминания и некоторые способы решения этой задачи в монастырях Запада и Востока обнаруживают очевидные аналогии, в размахе и организации монастырского поминовения в России в XVI-XVII вв. есть явная специфика по сравнению со всеми остальными областями распространения христианства.

В докладах шестой секции анализировалась роль монастырей в политической жизни. О. Aуге рассматривал вклад монастырей в политическую интеграцию государственных образований Западной Балтики (от Померании до Дании) в высокое и позднее Средневековье. В докладах А. Алексеева и В. Назарова речь шла об участии властей крупных монастырей Северо-Восточной Руси в политической борьб

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком