научная статья по теме МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА» Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»»

ХРОНИКА

Л. Л. ШЕСТАКОВА

Москва

Международная научная конференция «Художественный текст как динамическая система»

19—22 мая 2005 г. в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН состоялась международная научная конференция «Художественный текст как динамическая система», посвященная 80-летию доктора филологичееких наук, профессора Виктора Петровича Григорьева. В конференции приняли участие ученые из II стран мира: России. США, Германии, Италии, Голландии, Норвегии. Венгрии, Польши, Сербии, Эстонии, Литвы. На 14 тематических заседаниях было сделано и обсуждено более 60 докладов.

Директор Института русского языка чл.-корр. РАН А. М. Молдован в обращении к участникам и гостям конференции напомнил, что традиция проведения международных научных конференций по лингвистической поэтике имеет глубокие корни. Нынешняя конференция приурочена к юбилею В. П. Григорьева — ученого, который всю свою жизнь посвятил изучению художественного текста и языка* поэзии.

Конференция открылась тематическим заседанием «Язык и знание о художественном тексте». В докладе д.ф.н. В. И. Новикова (МГУ) было отмечено, что творчество Хлебникова как целое — это диалог поэта и языка на равных, что аналогично работе большого филолога, которая тоже выступает как своего рода «роман с языком». Акад. Ю. С. Степанов построил свой доклад на современном понимании семиотики как «учении и действии в семиозисс — в художественном творении и в науке о нем». В докладе проф. С. Валянтаса (Шяуляй, Литва) рассматриваюсь особое явление в современной поэзии — «полилингвизм». К.ф.н. О. И. Се-верская (ИРЯ РАН) проанализировала такую особенность современного эссеиз-ма, как стремление авторов придать эссе оттенок научности: слово, эссеисгичсс-ки осмысленное, превращается в термин.

причем терминологизируются самые обычные слова. С. И. Гиндин (РГГУ) в своем докладе рассмотрел работы В. П. Григорьева по языковой критике поэтических текстов и выделил применявшиеся в них методы представления и анализа языковых фактов в ее соотношении с другими разделами филологии.

Заседание, посвященное теме «Художественный текст в исторической перспективе», началось с доклада д.ф.н. Е. В. Мар-касовой (Санкт-Петербург), в котором были раскрыты основные особенности бытования термина парономазия в русской риторической и (позднее) лингвистической традиции. В докладе д.ф.н. Д. М. По-цепни (Санкт-Петербург), основанном на материалах «Словаря языка русской поэзии XX века», который создается под руководством В. П. Григорьева, была подчеркнута его особая ценность как источника для создания истории поэтического языка и в частности истории поэтизмов. В рамках указанного тематического цикла прозвучали также доклад проф. Р. Вроона (Лос-Анджелес, США), в котором была прослежена история циклизации лирических стихотворений, и сообщение к.ф.н. О. В. Евтушенко (МГЛУ), содержавшее сравнительную характеристику узлов описания физиологической, психологической и ментальной сферы человека и способов их языкового представления в любовных романах.

В течение первого дня конференции 5ыли проведены также заседания по темам «Внутренняя противоречивость текста и динамика его формы» и «Художественный текст в когнитивном аспекте». Прочитанные на них доклады были посвящены вопросам «измерения» динамики повествовательного текста (д.ф.н. В. 3. Демьянков), соотношения форм поэтическое / прозаическое у Фолкнера и Платонова (писатель В. В. Аристов, Москва),

стилизации в нарративном тексте В. Сирина (проф. С. Туровская, Таллин, Эстония), философского комментирования поэтического текста (к.ф.н. Н. М. Азарова, Москва), осмысления парадоксальных конструкций М. Цветаевой и И. Бродского (д.ф.н. М. В. Ляпон, Москва).

Большой интерес у слушателей вызвали доклады д.ф.н. Н. А. Фатеевой (ИРЯ РАН), поставившей вопрос о «синтезе форм текста как приеме», и д.ф.н. А. Д. Шмелева «"Петербургский текст" на фоне русской языковой картины мира», в котором автор предложил ввести понятие «картина мира текста».

Проблематика заседаний второго дня конференции была очень широкой. В рамках темы «Поэзия Серябряного века: взгляд с рубежа XX—XXI веков» были прочитаны доклады преимущественно лексикографического характера. С принципами составления «Символистского словаря А. Блока» ознакомила слушателей д.ф.н. И. С. Приходько (ИМЛИ); формы представления слова в поэтической лексикографии были подробно рассмотрены к.ф.н. Л. Л. Шестаковой (ИРЯ РЯН); имена рельефа на материале «Словаря поэтического языка Марины Цветаевой» проанализировала д.ф.н. И. Ю. Белякова (Музей М. Цветаевой. Москва).

Вопросы, связанные с современным художественным дискурсом, динамикой прозаического текста, нашли отражение в докладах: «Метафора, рассказ и субъект дискурса» проф. А. Ковача (Будапешт, Венгрия), «Динамика миметическая и динамика моделирующая» проф. Е. Фары-но (Варшава, Польша), «Литературно-языковые стратегии прозы рубежа XX— XXI веков в контексте споров о состоянии современного русского языка» проф. И. Лунде (Берген. Норвегия), «Пародирование или клонирование? К вопросу об идентичности современных писателей» Г. Денисовой (Пиза, Италия), «Повтор мотива в "Записках юного врача" Михаила Булгакова» д.ф.н. М. Ю. Михеева (МГУ), «Динамика концепта СВЕТ в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"» к.ф.н. Е. М. Лазуткиной (ИРЯ РАН).

Д.ф.н. Г. А. Золотова (ИРЯ РАН) в своем докладе рассказала о роли регистрового анализа текста в выявлении как типовых, так и индивидуальных закономерностей. Возможности коммуникативно-текстово-го подхода к категории лица были продемонстрированы в докладе «Грамматика категории лица в литературных дневниках» к.ф.н. Н. К. Онипенко (ИРЯ РАН).

Заседание «Оппозиция стих/проза и обратимость текста» было проведено с участием д.ф.н. А. В. Гик (ИРЯ РАН), д.ф.н. "В. А. Плунгяна (ИЯЗ РАН), д.ф.н. Л. Н. Ря-

гузовой (Краснодар), С. В. Черткова (Москва). Докладчики анализировали произведения авторов, в творчестве которых присутствуют и поэтическое, и прозаическое начала (М. Кузмнн, В. Набоков и др.). Понятие обратимости текста составило основу ряда интересных выступлений, в том числе доклада к.ф.н. О. И. Фо-няковой (Санкт-Петербург) «Палиндромы как афористическое выражение духа времени», построенного на материале современной поэзии.

Центральным событием третьего дня конференции стало выступление В. П. Григорьева (ИРЯ РАН). В докладе «Светлое будущее "инговых форм" в русском поэтическом языке» он обратился к статусу словотворчества в филологии, отметив, что наш великий и могучий язык — также веселый, ироничный и насмешливый.

B. П. Григорьев напомнил о таких фактах игры слов, как семейное митинг — еш'пщ — чай питинг, идиостилевое тьфу-тинг, жаргонное шастинг, и предложил ряд опытов класса прико.шнг, пудринг, ума-палатинг, указав на нюансы «ннга» в его соотношениях с -изм, -ение, -ание, -ство, -щина и др. Вывод о том. что «инговое поветрие» способно охватить всю идеографию языка, не вызвал возражений у слушателей, активно дополнявших материалы и соображения докладчика.

На заседаниях этого дня участники конференции имели возможность также прослушать доклады проф. Дж. Янечека (Лексингтон, США) о музыкальности творчества современной поэтессы Е. Мнаца-кановой, проф. М. Н. Эпштейна (Эмори, США) об анафразе как языковом феномене и литературном приеме, д.ф.н. Е. В. Падучевой (Москва) о сбоях повествовательной формы в стихотворении Пастернака «Марбург», д.ф.н. Н. А. Богомолова (МГУ) о заглавиях у Ходасевича, к.ф.н. 3. Ю. Петровой (ИРЯ РАН) о семантических полях «Смерть» и «Любовь» в лирике Бродского и др.

Д.ф.н. Л. В. Зубова (Санкт-Петербург) проанализировала интересное явление в современной поэзии — усечение слов до минимальных смыслоразличимых элементов, которые по-особому встраиваются в структуру стиха.

И. В. Фоменко (Тверь) посвятил свой доклад смыслообразуюшей функции служебных слов в художественном тексте.

Тематический цикл «Поэтика орфографии и пунктуации» составили доклады д.ф.н. С. Л. Ивановой (Москва; Лос-Анджелес) «Поэт и чернь: знаки препинания», проф. А. Б. Пеньковского (Москва) «Об одном игровом нарушении орфографической нормы у Пушкина», ипоф.

C. Гардзонио (Флоренция — Пиза, Ита-

лия) «Итальянизмы в поэзии русского романтизма». Сообщение к.ф.н. Е. А. Ивановой (РГГУ) «Идеи Реформатского и расширенное понимание пунктуации» касалось семиотической концепции идейного учителя В. П. Григорьева — А. А. Реформатского. Материалом для сообщения послужил малоизвестный современным лингвистам ранний труд Реформатского «Техническая редакция книги».

Последний день конференции был почти полностью посвящен творчеству Вс-лимира Хлебникова. Заседание «Хлебников и футуристический текст» открыл акад. РАЙ Вяч. Вс. ИваноБ (Москва; Лос-Анджелес), который отметил большой вклад В. П. Григорьев;! в изучение творческого наследия В. Хлебникова, проанализировал жанр «заповссти» В. Хлебникова «Доски судьбы», вкгючаюшей стихи, научную прозу, таблицы, «стихи из чисел», и отметил наличие в тексте автобиографических элементов.

В выступлении д.ф.н. Ю. Б. Орлицкого (РГГУ) был предложен гринципиально новый подход к описанию стиховой системы В. Хлебникова. Д.ф.н. Н. Н. Перцова (МГУ) изложила свои наблюдения над материалами к незаконченной «сверхповести» «Лев», над которой В. Хлебников работал в 1916 — начале 1917 г.

В центре доклада проф. К. Соливетти (Рим, Италия) была гипотеза о близости языковедческих построений В. Хлсбнико-

ва идеям современной когнитивной лингвистики. Многомерная реализация В. Хлебниковым мотива моря была показана в докладе проф. В. Вестстейна (Амстердам, Нидерланды).

Другие стороны творчества В. Хлебникова были затронуты в докладе д.ф.н. В. В. Фешенко (ИЯЗ РАН) «Жизнь как текст. Опыт динамического подхода к творчеству В. Хлебникова», в сообщении поэта Б. Ф. Шифрина (Санкт-Петербург) «Поэтика странного в русском модернизме: от Хармса к Хлебникову», в выступлении проф. К. Ичин (Белград, Сербия) «Утопия Хлебникова и платоновский замысел идеального государства».

Предметом обсуждения на состоявшемся в рамках конференции круглом столе стала одна из важне

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком