научная статья по теме МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА ЦИФРОВОГО НАСЛЕДИЯ КАК РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПАКТА РЕРИХА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА ЦИФРОВОГО НАСЛЕДИЯ КАК РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПАКТА РЕРИХА»

УДК 327.7

SERGEY SERGEEVICH SHIRIN

PhD in political science, associate professor.

Associate professor of the chair of international cultural and humanitarian cooperation,

Saint Petersburg State University.

191060, Russian Federation, Saint Petersburg, Smolny str., 1/3, Entrance 8

E-mail: s.shirin@spbu.ru

The international protection of digital heritage as the evolution of the Roerich Pact ideas

In 2003, UNESCO adopted the document, which initiated a new stage in the evolution of international public perceptions about the province of all mankind in need of protection - Charter on the Preservation of Digital Heritage. More than ten years that have passed since the adoption of the Charter enable us to evaluate the peculiarities of international programs in this area and to relate them with the ideas that have become the basis for the full-fledged international protection of cultural forms - the ideas laid in the Roerich Pact. The article is devoted to comparison of modern international protection of digital heritage and the ideas of the Roerich Pact. The study is based on a comparative analysis, including a comparison of documents, policy statements and other texts related to the original approach in the international protection of cultural heritage and to the international activities on digital preservation. Besides that, the institutional analysis has been used as identification and characterization of the key institutions involved in the programs on digital preservation. The third method was an event-analysis - search for the most important events related to digital preservation, and identification of trends. The main conclusion is that the concept of protection of the digital heritage is aimed at the preservation of any cultural forms - even those which could be denied by aesthetes with the right to be considered as cultural objects. Thus, the programs of digital preservation supply the deficiency of the «lack of love» to the objects which transfuse the world perception of others. That lack of love was marked in the early XX century by N.K. Roerich, who convinced the world of the necessity of unconditional protection of the achievements of cultural life at the international level.

Key words: cultural diversity, world heritage, intangible cultural heritage, protection of monuments, cyberculture, "Memory of the World", "Europeana", "Google Books"

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ШИРИН

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры международных гуманитарных связей Санкт-Петербургского государственного университета (191060, Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного д. 1/3, 8-й подъезд)

Тел.: +7 (812) 576-72-79; E-mail: s.shirin@spbu.ru

В 2003 г. ЮНЕСКО приняла документ, положивший начало новому этапу в развитии представлений международной общественности об общечеловеческом достоянии, нуждающемся в охране, - Хартию о сохранении цифрового наследия. Более десяти лет, прошедших с момента принятия хартии, дают возможность оценить особенности международных программ в этой сфере и соотнести их с идеями, ставшими основой для начала полноценной международной охраны культурных форм, - идеями, заложенными в Пакте Рериха. Статья посвящена сопоставлению современной международной охраны цифрового наследия и идей Пакта Рериха. Исследование базируется на сравнительном анализе, включающем в себя сравнение документов, политических заявлений и иных текстов, имеющих отношение к изначальному подходу в вопросах международной охраны культурного достояния и к международной деятельности по сохранению цифрового наследия, институциональном анализе (выявлении и характеристике ключевых институтов, участвующих в программах по сохранению цифрового наследия) и ивент-анализе (поиск наиболее значимых событий, имеющих отношение к сохранению цифрового наследия, и определение тенденций). Основной вывод: концепция охраны цифрового наследия нацелена на сохранение любых культурных форм - даже таких, которым эстеты могут отказывать в праве считаться объектами культуры. Таким образом, программы по сохранению цифрового наследия восполняют тот «недостаток любви» к объектам, передающим мироощущение других людей, который в начале XX в. был отмечен Н.К. Рерихом, убедившим мир в необходимости безусловной охраны достижений культурной жизни на международном уровне.

Ключевые слова: культурное разнообразие, всемирное наследие, нематериальное культурное наследие, охрана памятников, киберкультура, «Память мира», «Европеана», «Google Книги».

Международная охрана цифрового наследия как развитие идей Пакта Рериха

Культурное разнообразие - важный фактор гуманитарного прогресса человечества. Религиозные и этнические различия между людьми отражаются в многообразии создаваемых людьми культурных форм. Осознание этого обстоятельства пришло к мировой интеллектуальной и политической элите в 30-е гг. ХХ в., когда был разработан такой значимый международный договор, как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), а также проект международной конвенции о защите памятников и произведений искусства во время войны. В данных документах получила свое отражение идея о необходимости охраны памятников истории и культуры, которую активно продвигал на международном уровне российский художник Николай Константинович Рерих.

Сегодня охраной культурного достояния занимается ряд международных организаций, ведущее и центральное место среди которых занимает Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Именно под ее эгидой разрабатываются и принимаются важнейшие международные документы, осуществляются крупнейшие международные программы, проводятся наиболее значимые мероприятия.

В 2003 г . ЮНЕСКО приняла документ, положивший начало новому этапу в развитии представлений международной общественности об общечеловеческом достоянии, нуждающемся в охране, - Хартию о сохранении цифрового наследия. Более десяти лет, прошедших с момента принятия хартии, дают возможность оценить особенности международных программ в этой сфере и соотнести их с идеями, ставшими основой для начала полноценной международной охраны культурных форм, - идеями, заложенными в Пакте Рериха.

С 2003 г. достаточно много исследований было посвящено ходу реализации программ по сохранению цифрового наследия [1; 2; 3]. В некоторых из них данная проблема рассматривалась и в контексте более общей проблемы охраны всемирного культурного наследия [4; 5; 6]. Однако ни в одной из имеющихся публикаций не нашлось места осмыслению взаимосвязей современных подходов к охране цифрового наследия и изначальных идей по международной охране культурных форм, что придает особую актуальность и научную новизну настоящему исследованию.

Методологической основой выявления такой взаимосвязи должны стать сравнительный анализ, включающий

в себя сравнение документов, политических заявлений и иных текстов, имеющих отношение к изначальному подходу в вопросах международной охраны культурного достояния и к международной деятельности по сохранению цифрового наследия, институциональный анализ (выявление и характеристика ключевых институтов, участвующих в программах по сохранению цифрового наследия) и ивент-анализ (поиск наиболее значимых событий, имеющих отношение к сохранению цифрового

наследия, и определение тенденций).

* * *

Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н.К. Рериха в 1899 г., когда он, участвуя в археологических раскопках, обнаружил «недостаток любви» к историческим памятникам, которые передают нам мироощущение людей ушедших эпох. Особенно этот «недостаток любви» проявился во время Первой мировой войны, когда наличие в действовавших тогда Гаагских конвенциях о законах и обычаях сухопутной войны (1899 и 1907 гг.) норм о защите объектов культуры не смогло предотвратить массовых разрушений таких объектов.

Художник считал, что принятие соглашения, которое специально будет посвящено объектам культуры, сможет привлечь большее внимание к необходимости их сохранения, и прилагал значительные усилия для распространения этой идеи в мире. В итоге 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики был подписан договор, впервые установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью [7].

Подходить к культурному наследию современности с тех же позиций, с которых во времена разработки первых международных договоров об охране культуры подходили к другим эпохам, крайне сложно. Выявление культурного наследия современности - задача, над решением которой трудятся эксперты Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) и Международной рабочей группы по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства РОООМОМО). Эти три организации с 2001 г. проводят специальную программу «Современное наследие», нацеленную на это. Однако даже в рамках данной программы обсуждаются прежде всего памятники Х1Х-ХХ вв. О самых современных достижениях культурной жизни речь в ней, как правило, не идет. Даже в отчетных документах программы перечень объектов современного наследия называется так: «Объекты современного наследия (девятнадцатый и двадцатый века)» [8].

Между тем современная эпоха предопределяет изменение наших взглядов на достижения культуры [9]. Памятники материальной культуры становятся не единственной формой всемирного культурного наследия. Глобализационные процессы способствуют некоторому видоизменению взглядов человечества на всемирный характер его культурного наследия. В глобальном мире всемирным достоянием является все, к чему широкой публике открыт доступ. Прозрачность государственных границ открывает путь для потенциально глобального распространения любых культурных форм, особенно если они создаются в нематериальном виде.

В начале XXI в. ЮНЕСКО разработала концепцию охраны нематериального культурного наследия, отражающую вышеупомянутую особенность культурного развития. Конвенция об охране нематериальн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком