научная статья по теме МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС «САКРАЛЬНОЕ ГЛАЗАМИ “ПРОФАНОВ” И “ПОСВЯЩЕННЫХ”» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС «САКРАЛЬНОЕ ГЛАЗАМИ “ПРОФАНОВ” И “ПОСВЯЩЕННЫХ”»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

© ЭО, 2004 г., № 6

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС «САКРАЛЬНОЕ ГЛАЗАМИ "ПРОФАНОВ" И "ПОСВЯЩЕННЫХ"»

Основные итоги...

Международный интердисциплинарный научно-практический конгресс «Сакральное глазами "профанов" и "посвященных"» был проведен в ближнем Подмосковье* с 21 по 30 июня 2004 г. Это очередное мероприятие1, организованное научно-исследовательской группой "Центр по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик" ("ЦИШ.. .")2, непосредственной предтечей которого был теоретико-методологический семинар "Сакральное в традиционной культуре: методология исследования, методы фиксации и обработки полевых, лабораторных, экспериментальных материалов"3 (июль 2003 г.), сопряженный с научно-практической конференцией, прошедшей в Республике Алтай4. Конгресс проводился Институтом этнологии и антропологии РАН при финансовой поддержке РФФИ5, Фонда шаманских исследований США (Калифорния, Милл-Велли), кафедры изучения сознания Высшей школы Сэйбрук (Сан-Франциско, Калифорния, США), программы фундаментальных исследований Президиума РАН "Этнокультурное взаимодействие в Евразии"6.

В работе конгресса участвовали представители 11 стран мира - США, Канады, Бразилии, Великобритании, Ирландии, Германии, Австрии, Швейцарии, Венгрии, Украины, Армении; специалистами-исследователями и знатоками-хранителями практик была представлена сакральная культура восьми российских регионов: республик - Бурятии, Саха, Тывы, Хакасии; округов - Агинского Бурятского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого.

Конгресс задумывался как очередной шаг в совместной интердисциплинарной работе специалистов различных сфер науки, для чего была избрана сакральная часть культуры, позволяющая исследовать сложнейшие явления человеческого бытия и функционирования сознания как основы ее формирования и бытования. Надо заметить, что это третье большое мероприятие "ЦИШ." (а с учетом семинара-конференции 2003 г., реально превратившегося в солидный симпозиум, - четвертое) со всей очевидностью демонстрировало не просто желание многих специалистов участвовать в нем, но и их стремление идти навстречу друг другу в понимании смежных и отдаленных научных дисциплин. Это отразилось как на теоретической стороне конгресса, так и на практических проявлениях. Например, в ходе трех круглых столов из восьми мы работали совместно с приглашенными специалистами из смежных по проблематике организаций, а принятые конгрессом решения во многих случаях имеют практическую направленность. Такой шаг в нашей работе особенно заметен. Если на конгрессе 1999 г. многие этнологи и антропологи никак не желали принять интердисциплинарный подход и считали время, отпущенное для докладов "естественников", потерянным, то на симпозиуме 2001 г. подобного противостояния уже не было (в том числе в силу несколько изменившегося состава аудитории). В ходе же семинара-конференции некоторые выступавшие подчеркивали, что

"мы все стараемся следовать интердисциплинарному подходу и всячески его приветствуем и »7

поддерживаем.

Вторая отличительная особенность прошедшего конгресса - стремление обсуждать проблемы сакрального вместе с теми, кто к этой сфере имеет самое непосредственное отноше-

* Конгресс работал на территории санатория им. Артема (Сергеева), расположенного в Солнечногорском р-не Московской обл. Организаторы конгресса выражают сердечную благодарность администрации санатория и директору Дома культуры В.М. Сапрыкину, в третий раз тепло и сердечно принявшим участников конгресса и помогавшим им во всех вопросах подготовки и проведения конкретных мероприятий.

ние, что отражено уже в самом названии «Сакральное глазами "профанов" и "посвященных"», где посвященными (по замыслу организаторов) именовались только практикующие в сакральной сфере. Сложности совместной работы "профанов" и "посвященных" хорошо известны как одним, так и другим. Именно поэтому оргкомитет предпочел выстроить конгресс по сакральному принципу триады: 1) сначала "профаны" обсудили свои теоретико-методологические проблемы, 2) потом они включились в совместную работу по осмыслению сакрального и получению знаний о современных процессах в этой сфере вместе с "посвященными", 3) указанная теоретическая работа завершилась попытками практически освоить некоторые аспекты сакральных практик.

Следует заметить, что каждый из трех этапов конгресса вызывал большой интерес у конкретных групп участников. Фольклористы и этнографы, археологи, нейрофизиологи, психиа-тры-суицидологи стремились обсудить свои проблемы, и на этом их активная работа на конгрессе порой завершалась, хотя многие с удовольствием оставались на действа второй и третьей частей - в роли то активных участников, то пассивных наблюдателей. Круг интересов этнологов и антропологов, религиоведов был более широк, даже если они не придерживались идеи интердисциплинарных исследований.

Группа же специалистов из разных стран мира, не только воспринимающая конгресс как реальную возможность пополнить свой профессиональный багаж новым материалом, но и стремящаяся к становлению и развитию интердисциплинарного подхода в науке, присутствовала на конгрессе все 10 дней и самым активным образом участвовала в собственно научных заседаниях, демонстрационных практикумах, семинарах-тренингах. Таким образом, общая картина могла оцениваться теми, кто был включен в работу в ходе данного мероприятия; именно им и была поручена выработка итоговых документов конгресса. Этот момент был достаточно важным и дискуссионным, поскольку решения, принимавшиеся в связи с работой тех или иных "круглых столов", где специалисты могли присутствовать например, один или два дня, приезжая только на профильные для них заседания, иногда оказывались плохо совместимыми с основным направлением деятельности конгресса и его конструктивными выводами и предложениями.

В жестком режиме экономии времени было заслушано более 80 запланированных докладов в рамках трех пленарных заседаний, восьми круглых столов, а также двух информационных семинаров и двух информационных студий.

...проблемы...

Одной из самых серьезных проблем в работе конгресса было неожиданное для всех отсутствие опубликованных материалов. Наши мероприятия всегда строились на предварительном издании полных текстов докладов с установкой на организацию дискуссий на основе знакомства участников заседаний с предлагаемыми к обсуждению текстами. Формат работы, когда опубликованные тексты являются вспомогательным материалом для ее проведения, позволяет экономить время для дискуссии по объявленной в наименовании круглого стола теме. По причинам запоздалого представления авторами многих текстов и техническим сложностям с типографией8 в этот раз материалы не были изданы вовремя.

Предварительная рассылка электронных версий материалов и предложенных оргкомитетом рекомендаций к работе конкретных круглых столов спасла положение только отчасти, так как она охватывала лишь участников с заявленными докладами и выступлениями. В такой ситуации заслушиваемое авторское озвучивание основных идей того или иного доклада или сообщения, практикуемое в нашей работе, перерастало порой в чтение сокращенного варианта доклада, что, конечно же, затягивало предварительную часть работы круглых столов и значительно свертывало дискуссию. Этому способствовал и большой интерес к мероприятиям "ЦИШ..."; круг участников на первом этапе работы конгресса в этот раз был значительно расширен за счет приглашенных с правом выступлений в дискуссиях и просто интересующихся наблюдателей, которые также имели возможность высказываться.

Осложнили работу конгресса посягательства представителей СМИ на допуск их на научное мероприятие. Не секрет, что в настоящее время шаманизм - одна из "хлебных" тем для журналистов, а о сложных феноменах бытия и сознания они всегда стремились рассказать "просто и доступно". Поскольку наши мероприятия - не коммерческие, а строго научные, мы никогда не приглашаем на них представителей СМИ, чтобы избежать нелепых интерпретаций происходящего на заседаниях. Однако в этот раз после отказа им в аккредитации и просьбы не мешать работать началась "засылка лазутчиков" с последующими малограмотными и

искажающими факты публикациями. Появившиеся "интервью от посудомоек из столовой" в "МК" и "суперсообщения" в других газетах9 стали для участников конгресса наиболее убедительным доводом обязательности включения соответствующих рекомендаций в адрес СМИ в итоговые документы.

...хроника конгресса

День приезда в санаторий (20 июня) сопровождался вечерним знакомством с процессами возрождения духовных традиций бурятского народа, организованным Общественным этно-экологическим центром народных традиций "Байкал" (руководитель - Д.М. Хамаганова). Состоялись выступление замечательного монгольского исполнителя эпических песнопений Алтангэрэла, проведение традиционных ритуалов, в том числе предрассветного оздоровительного обряда поклонения Воде.

Официальное открытие конгресса (утро 21 июня; выступления-приветствия П.И. Пучкова, М. Хоппала, М. Уолкер, Д. Айгнер, Е.Т. Пушкаревой) предшествовало пленарному заседанию на тему "Методологические аспекты исследований сакрального в культуре". Под председательством П.И. Пучкова и М. Хоппала на этом заседании было заслушано и обсуждено четыре запланированных доклада (С.В. Соколовского, М. Хоппала, М. Уолкер, Д. Айгнер).

Второе пленарное заседание «"Три науки" на одном этнографическом поле: проблемы изучения сакрального/профанного иностранными, инокультурными и аборигенными исследователями», прошедшее во второй половине дня, состояло из двух докладов (Э. Вигета, Е.Т. Пушкаревой) и выступления В.И. Харитоновой, предварявшего демонстрацию фильма-размышления венгерских коллег о судьбе Евы Шмидт*, который вызвал бурную дискуссию. Вопросы глубины проникновения в чужую культуру, ее сакральную часть; возможности постижения этой культуры и обязательств, налагаемых приобщенностью к сакральному; проблемы закономерных трансформаций сознания при погружении в эзотерическое знание (все они озвучивались как

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком