научная статья по теме МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-КОНФЕРЕНЦИЯ “САКРАЛЬНОЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДЫ ФИКСАЦИИ И ОБРАБОТКИ ПОЛЕВЫХ, ЛАБОРАТОРНЫХ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ” История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-КОНФЕРЕНЦИЯ “САКРАЛЬНОЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДЫ ФИКСАЦИИ И ОБРАБОТКИ ПОЛЕВЫХ, ЛАБОРАТОРНЫХ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ”»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

© ЭО, 2004 г., № 2

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-КОНФЕРЕНЦИЯ "САКРАЛЬНОЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДЫ ФИКСАЦИИ И ОБРАБОТКИ ПОЛЕВЫХ, ЛАБОРАТОРНЫХ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ"

Международный интердисциплинарный научно-практический семинар-конференция "Сакральное в традиционной культуре: методология исследования, методы фиксации и обработки полевых, лабораторных, экспериментальных материалов" - очередное мероприятие1, подготовленное и проведенное научно-исследовательской группой "Центр по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик"2 ИЭА РАН. Первая часть его - теоретико-методологический семинар - проходила в Москве (ИЭА РАН) 7-9 июля 2003 г., вторая часть - научно-информационная конференция, подготовленная совместно с Институтом алтаистики (Институтом гуманитарных исследований) Республики Алтай, - проводилась в Усть-Коксинском р-не РА 11-14 июля.

Семинар-конференция по своей значимости и численности (более 100 участников) был фактически симпозиумом. В нем приняли участие представители 11 стран мира. Семинар был задуман как стартовый этап подготовки III международного конгресса по проблемам интердисциплинарного, научно-практического исследования шаманизма и иных традиционных верований и практик, проведение которого намечено на июнь 2004 г. Вместе с тем был проведен ряд пробных заседаний, затрагивающих в общем плане те темы и проблемы, которые предполагалось вынести на обсуждение готовящегося конгресса «Сакральное глазами "профанов" и "посвященных"». Столь необычный вариант работы диктовался особенностями избранного предмета исследований и задачами новых методико-методологических решений: изучение традиционных сакральных практик и связанных с ними верований на современном этапе развития научного знания требует как серьезного пересмотра общих исследовательских позиций, так и разработки новых методических подходов, выработки исследовательского инструментария. При этом был использован вариант максимально широкого охвата проблематики, связанный с проявлениями сакрального в традиционных и индустриальных обществах: от сложностей контактов исследователей между собой (разноэтнич-ных, из различных стран мира) и с информантами до трудностей изучения тонкоматериальных проявлений вселенной, на основе чего возникает сакрализация психофизических и психофизиологических феноменов и явлений, с ними связанных. Ученым, приглашенным для участия в семинаре, были предложены к предварительному обсуждению следующие темы:

"Нашу культуру мы изучим сами" - проблемы контактов и научной работы с иноэтничными коллегами.

"Мы лучше знаем, что надо о нас писать!" - особенности контактов и специфика полевой и лабораторной работы с организаторами "национального возрождения" и информантами, имеющими высокий образовательный уровень.

"Свой среди своих" - проблемы работы национальных исследователей и организаторов "национального возрождения" в собственной этнической среде (половозрастные ограничения на обретение знания, табу священных мест и т.д.).

"Переводчик не всегда прав" - проблемы работы исследователя в иноязычной среде (знание материнского языка и языка-посредника).

"Внешние и внутренние интерпретации: велика ли разница?" - проблемы работы исследователя в иноэтничной культурной среде (знание культурного контекста и психоментального комплекса (ПМК) местного населения).

"Свой среди чужих" - проблемы "включения в среду" и сакральных посвящений.

"Чужой среди своих" - "посвященный" в среде профанов и людей иной культуры.

"Можно ли сохранить мировоззренческую позицию при смене психической ориентации?" - проблемы антропологического исследования ритуалов и практик с обязательным погружением в ИСС (необходимость апробирования техник ИСС и наркотических веществ, галлюциногенов и др.).

«Есть ли "напряжёметры" для фиксации ИСС и ОСО?» - проблемы объективизации и формализации в изучении сакрального в культуре: приборная оценка измененных состояний сознания (ИСС) и особых состояний организма (ОСО).

«Магия, мистика, религия и "сверхнауки" в современном мире» - методико-методологический аспект исследований современной религиозной ситуации.

Теоретико-методологические темы рассматривались на московском семинаре. Его открывали Председатель международного оргкомитета, директор ИЭА РАН, чл.-кор. РАН В.А. Тишков и один из членов международного оргкомитета акад. РАЕН П.И. Пучков.

Московский теоретико-методологический семинар состоял из нескольких рабочих заседаний. Основой каждого был доклад3, предложенный к обсуждению Оргкомитетом. В дискуссии, помимо заранее определенных содокладчиков, могли участвовать все желающие, что обеспечивалось предварительной публикацией рабочих материалов. Активность дискуссий стимулировалась не только остротой и сложностью обсуждаемых проблем, но и различием научных позиций отечественных и зарубежных ученых.

Первая часть семинара группировалась вокруг доклада В.И. Харитоновой "Исследование сакрального в традиционной культуре: прикосновение к непостижимому или постижение неведомого?" В докладе затрагивались наиболее общие проблемы подходов к изучению сакрального в культуре традиционной и современной. Фактически докладчица обосновывала и уточняла основные позиции интердисциплинарного исследовательского подхода, базирующегося на новейших достижениях естественно-технических и гуманитарных наук, подхода, свободного от догматизма мышления декартовского типа. Доклад включал три больших раздела: методологический аспект исследований; методический аспект исследований - полевая работа; методический аспект исследований - лабораторная работа и экспериментальная сфера деятельности. В финале каждого из них формулировались основные вопросы, на которые, с точки зрения автора, необходимо обратить пристальное внимание в рамках работы подготавливаемого конгресса 2004 г.

Среди проблем, подлежащих обсуждению на предстоящем конгрессе, едва ли не лидирующей является проблема необходимости интердисциплинарного подхода к изучению понятия сакрального, сакральных явлений, особенно применительно к изучению "посвященных" и "приобщенных" к сакральной сфере, т.е. лиц, обладающих суперсенситивными свойствами и способных работать в измененном состоянии сознания. Под интердисциплинарным подходом понимается выработка единой методологии исследования указанных явлений и лиц специалистами разных областей знания - представителями гуманитарных, точных, естественно-биологических и медицинских наук. В этом отношении настоящий семинар-конференция продолжает начинание двух предшествующих ему международных мероприятий 1999 и 2001 гг., проводившихся в Москве, с выездом в Хакасию и Туву. Поэтому подобное начинание было бы вполне правомерно уже считать традицией.

Вторая часть семинара представляла собой жаркую дискуссию вокруг доклада 3. П. Соколовой «"Нашу культуру мы изучим сами": проблемы контактов и научной работы с иноэтничными коллегами». Докладчица - профессор, подготовивший множество аспирантов и докторантов - обратилась к животрепещущей проблеме формирования национальной научной интеллигенции и появления в связи с этим установок в национальной науке на полную самостоятельность с подчеркиванием несостоятельности изучения национальных культур русскоязычными исследователями. Проблема изучения традиционных культур коренных народов Севера и Сибири затронула как присутствовавших на семинаре национальных ученых, в том числе учеников 3.П. Соколовой, так и специалистов, занимающихся изучением традиционных культур различных народов. Состоялся разговор о необходимости знания языков изучаемых народов. В дискуссии приняли участие Е.Т. Пушкарева, Г.П. К е л ь ч и н, М.В. Станюкович и др.

В докладе и дискуссии раскрывались многообразные и сложные ситуации, показывающие, например, что знание языка не гарантирует точности фиксации материала, если при этом отсутствует необходимый этнографический кругозор; принадлежность же ученого к изучаемой этнической среде подчас не облегчает, а затрудняет проникновение в определенные сферы культуры, особенно в сакральную.

Работа над вопросами третьей части семинара (представлена докладом Е.Т. Пушкаревой «"Свой среди своих": проблемы работы этнографов и фольклористов в своей традиционной среде»), закономерно продолжившими предшествующую дискуссию, оказалась не менее интересной и животрепещущей. Докладчица, ненка по национальности, воспитанная в детстве в традиционной кочевой среде оленеводов, будучи критичным и внимательным исследователем культуры, прекрасно представляет все сложности работы фольклориста и этнографа, проводимой на "своей" территории. Е.Т. Пушкарева отметила - неожиданно для многих присутствовавших - огромное количество различных факторов, затрудняющих работу исследователя среди своих сородичей и соплеменников, в частности, она говорила о дополнительных обяза-

тельствах, налагаемых общением с близкими, о повышенной требовательности к "своему" исследователю и обязательности знания и выполнения им обычаев своего народа. Докладчица остановилась на проблемах речевого этикета, бытовой культуры, владения навыками традиционной жизни. Содокладчики -Т.Д. Булгакова и Г.Н. Х а р ю ч и - дополнили и расширили авторское выступление интересными деталями из собственного опыта.

Второй день работы семинара был сосредоточен вокруг вопросов комплексного и интердисциплинарного изучения сакрального в культуре. Основным докладчиком первой части семинара была антрополог и психолог из Австрии Дагмар А й г н е р. Ее выступление "Терапевтический тренинг и визуальная антропология: два подхода к пониманию традиций целительства в культурах аборигенных народов" сопровождалось демонстрацией уникальных авторских видеосъемок, сделанных в Непале во время ее полевого выезда с целью исследования местной шаманской традиции и обучения целительским методикам. В докладе был представлен интереснейший материал по тантрическому целительству и шаманским практикам, в том числе с "перевоплощением" - "вселением духа" (точнее, трансом одержимости). Автор применила в своих поле

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком