научная статья по теме МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР БЕЛЫЕ ПЯТНА В ИЗУЧЕНИИ ЮЖНОЙ АЗИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР БЕЛЫЕ ПЯТНА В ИЗУЧЕНИИ ЮЖНОЙ АЗИИ»

ВОСТОК (ORIENS) 2011 № 5

163

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР "БЕЛЫЕ ПЯТНА В ИЗУЧЕНИИ ЮЖНОЙ АЗИИ"

© 2011 А.А. СТОЛЯРОВ

27-28 апреля 2011 г. в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) состоялся международный семинар "Белые пятна в изучении Южной Азии" ("Open Pages in South Asian Stadies"), проведенный международным учебно-научным центром изучения Южной Азии. Центр был создан в РГГУ в октябре 2010 г.

Актуальность создания Центра изучения Южной Азии обусловлена прежде всего тем, что это один из важнейших и динамично развивающихся регионов (ареалов) современного мира. Шесть основных стран Южной Азии (Республика Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан) по площади, ими занимаемой, лишь немного уступают Западной Европе, а население превышает 1.5 млрд человек, из которых в Республике Индии проживает более миллиарда. Три страны Южной Азии (Республика Индия, Пакистан и Бангладеш) входят в первую десятку наиболее населенных стран мира. Индия и Пакистан являются ядерными державами. Индия, Пакистан и Бангладеш одновременно входят в число крупнейших стран с мусульманским населением.

Не меньший интерес представляет Южная Азия и с точки зрения гуманитарных и социальных наук. Южная Азия чрезвычайно многообразна. Здесь представлены едва ли не все существующие человеческие расы, распространено огромное количество языков, религий и видов человеческих сообществ (от "первобытных" племен до современных мегаполисов). Культур-ан-тропологу, лингвисту, социологу, религиоведу, экономисту, политологу, а также представителям иных социальных и гуманитарных дисциплин Южная Азия способна предоставить широкий простор для исследовательской деятельности.

Среди основных задач, поставленных перед Центром руководством РГГУ, - координация научных исследований в области изучения Южной Азии; подготовка квалифицированных отечественных специалистов в области южноазиатских исследований и повышение уровня знаний в данной области у студентов смежных специальностей; развитие связей с ведущими образовательными и научными центрами изучения Южной Азии как в нашей стране, так и за рубежом (обмен студентами, аспирантами и специалистами); приглашение зарубежных специалистов для чтения лекций и проведения семинаров; проведение специализированных и междисциплинарных исследований Южной Азии; организация научных семинаров и симпозиумов с привлечением ведущих отечественных и зарубежных ученых; подготовка научных изданий. Центр участвует в разработке учебных планов в соответствии с государственным образовательным стандартом; создает учебно-методические комплексы по дисциплинам, преподаваемым сотрудниками Центра; подготавливает и издает научную и справочно-информационную литературу; разрабатывает научные проекты и программы, сочетающие научно-исследовательскую работу с учебным процессом; создает в процессе научно-исследовательской работы информационные базы данных (печатные материалы, аудио- и видеоматериалы, компьютерные базы данных); организовывает и проводит конференции, симпозиумы, "круглые столы" и мастер-классы по тематике и результатам научно-исследовательской работы Центра, постоянно действующие научные семинары.

Первым научным мероприятием, которое организовал и провел Центр, стал "Белые пятна в изучении Южной Азии".

В международный оргкомитет семинара вошли Д. Вуястик (Венский ун-т), О.И. Лимонова (секретарь, РГГУ), А.Г. Матвеева (РГГУ), С.Д. Серебряный (РГГУ), А.А. Столяров (председатель, РГГУ), М. Чьотти (Берлинский ун-т им. Гумбольдта). На семинар собрались ученые, представляющие научные центры семи стран: России, Индии, Австрии, Великобритании, Германии, Италии, США.

В информационном письме, разосланном организаторами семинара его потенциальным участникам, были сформулированы основные вопросы, которые предлагалось поставить на обсуждение: Каковы наиболее значимые пробелы в нашем понимании Южной Азии? Какие новые проблемы возникли в последнее время и могут возникнуть в будущем? Что нам нужно для восполнения этих пробелов и для решения этих проблем?

Очевидно, что эти вопросы относятся как к сфере классической индологии, так и к современным южноазиатским исследованиям. Поднимая их, организаторы семинара хотели начать широкое междисциплинарное обсуждение поставленных на нем проблем.

На открытии семинара с приветственным словом выступили Маянк Синх, второй секретарь Культурного центра им. Джавахарлала Неру посольства Индии в Москве, и член оргкомитета семинара А.Г. Матвеева, помощник ректора РГГУ по международным центрам.

Заседания семинара вел председатель оргкомитета, директор Международного центра изучения Южной Азии А.А. Столяров. В ходе семинара было заслушано и обсуждено 13 докладов.

В первый день были представлены семь докладов так называемого традиционного цикла. С основным докладом выступил Д. Вуястик, сотрудник Института изучения Южной Азии, Тибета и буддизма Венского университета, создатель и модератор сайта и дискуссионного листа "Индология", специалист в области изучения истории индийской науки и медицины. Его доклад назывался "Как выявить проблему, достойную для исследования индологом". Д. Вуястик призвал коллег постоянно искать нетривиальные подходы к предмету исследования, не бояться постоянно удивлять самого себя и окружающих, быть в курсе последних исследований в Индии, Европе и Америке, побуждать студентов использовать новые методики, давать им свободу действий и оказывать всяческую поддержку. В заключение докладчик остановился на проблеме поиска средств для проведения исследований, который, по его мнению, отнимает не менее 5% всех усилий ученого. Язык составления заявок имеет особую специфику; для достижения успешного результата необходимо осваивать этот язык.

А.М. Дубянский (ИСАА МГУ), признанный специалист в области тамильской филологии, рассказал о проблемах исследования тамильской литературы. Говоря об общих проблемах изучения восточной литературы, он отметил, что, несмотря на неоспоримое старшинство, многообразие и богатство, персидская, индийская, китайская и другие литературы Востока до последнего времени не преподавались на филологических факультетах наших вузов в рамках курса всемирной литературы. Перейдя к рассмотрению тамильской, конкретно - древнетамильской, литературы, А.М. Дубянский указал, что она, будучи неотрывной частью индийской литературы, должна изучаться в тесном взаимодействии с такими ее частями, как пракритская, санскритская и др. Далее докладчик остановился на описании проблем, связанных с изучением и интерпретацией одного из основных памятников древнетамильской литературы, "Толкапиям", - крупного грамматического труда. Обсуждались проблемы его хронологии, места в древнетамильской литературной традиции, взаимовлияний, заимствований и т.п.

С.В. Кулланда (ИВ РАН), специалист в области источниковедения Южной и Юго-Восточной Азии, а также сравнительного языкознания, представил доклад "Предыстория ариев и культура Индостана". На основе анализа большого лингвистического материала он рассмотрел проблемы истории и культуры Индии, которые не могут быть решены на сугубо индийском материале и требуют привлечения данных сравнительно-исторического языкознания, социальной антропологии и родственных традиций, прежде всего иранской. Таковы вопросы прародины ариев, происхождения варн и т.п. Докладчик привел аргументы в пользу того, что индоиранская система трехчленного социального деления выросла из половозрастной стратификации.

Э. Фрески, сотрудник Института востоковедения Римского университета Ла Сапиенца, специалист в области изучения санскритских текстов традиции Ньяя, и А. Кейдан, лингвист из того же института, подготовили доклад "Изучение индийской лингвистики: нормативный язык в Nyâyamanjarï и современные теории речевого акта". Авторы обратились к рассмотрению некоторых малоизученных сторон индийской грамматики, в частности изложенного в философской школе миманса учения о предложении (vâkyasâstra), найдя в нем много общего с современной теорией речевого акта. Наиболее интересными в этом плане оказались идеи, изложенные в сочинении Nyâyamanjarï Джаянты Бхатты, кашмирского философа IX-X вв. Авторы доклада приходят к выводу, что ряд постулатов индийских грамматиков может быть объяснен с точки зрения современной теории речевого акта, и наоборот.

Еще один совместный доклад подготовили В.Г. Лысенко (Ин-т философии РАН, Русская антропологическая школа РГГУ), специалист в области изучения буддийских санскритских текстов, и А.И. Кобзев (ИВ РАН), специалист в области изучения древнекитайских философских текстов. В докладе "Существовал ли китайский атомизм: судьба атомистического текста вайшешики в китайской философской традиции" они исследовали вопрос: почему идеи атомизма, возникшие и получившие развитие в древнегреческой и древнеиндийской философских традициях, не были восприняты древнекитайскими философами? Причина, по их мнению, заключалась в различии

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

165

между алфавитной и иероглифической системами записи текста. В то время как буква в алфавитном письме могла восприниматься как минимальная лексическая единица, иероглиф, даже самый простой, не мог быть таковым.

Дж. Малик, руководитель семинара по религиоведению и исламоведению философского факультета Эрфуртского университета, автор солидного исследования "Ислам в Южной Азии: краткая история"1, представил доклад "Доколониальная современность: на примере индийских мусульманских пиетистов", в котором создал развернутую реконструкцию духовной жизни индийского общества и социальных процессов, происходивших в Северной Индии в XIII-XVII вв. По его мнению, в этот период наблюдалась активизация общественной жизни: развивались литература, в особенности духовная, и музыка; язык урду стал заметно вытеснять персидский и арабский. В обществе развернулось движение "деятельного пиетизма". Появились политически сознательные индивиды, желавшие взять свою судьбу в свои руки. Ценность личности стала противопоставляться ценностям государства. Все это, как показал Дж. Малик, привело к переосмыслению многих общественных ценностей и, как следствие,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком