научная статья по теме МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, ПЕРСПЕКТИВА» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, ПЕРСПЕКТИВА»»

Международный симпозиум «Турки-месхетинцы в мировой истории: прошлое, настоящее, перспектива»

Николай Бугай

International symposium «Meskhetian Turks in the world history: the past, the present, and the prospectives»

Nikolai Bugai (Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences)

14-15 ноября 2014 г. в университете Улудаг г. Бурсы (Турция) состоялся международный симпозиум, приуроченный к 70-летию принудительного переселения турок-месхетинцев с территории Грузинской ССР в Казахскую ССР и республики Средней Азии (1944). В работе форума участвовали учёные из России (Институт Российской истории РАН, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, общественное объединение Московская Хельсинкская группа, объединение турок-месхетинцев г. Грозного), Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Украины, а также специалисты кафедр истории университета Улудаг, других учебных заведений Турции, руководители мэрии Бурсы, общественных движений. Важно отметить, что только последние 20 лет в мире изучают историю этнических меньшинств, в прошлом подвергшихся деструктивным воздействиям со стороны государственных органов власти. На симпозиуме в Бурсе впервые рассматривались актуальные вопросы истории общности турок-месхетинцев и её современного положения.

Главным объектом обсуждения на данном форуме стали турки-месхетинцы, проживавшие в южных районах Грузинской ССР, принудительно переселённые в 1940-х гг. в другие регионы Советского Союза. Состоялись дискуссии о возможности причисления этого народа к «депортированным» или «принудительно переселённым» этническим общностям (что вызвало спор между историками и юристами), о материальном положении представителей этой этнической общности на разных этапах её развития и о решении государствами, на территории которых проживают турки-месхетинцы, их социальных проблем. Учёные уделили пристальное внимание вопросам образования, трудовой занятости, сохранения самобытной культуры, традициям, обычаям турок-месхетинцев, воспитанию их самосознания и национального сознания, трансформации в обществе (в том числе и связанными с их переселением из России (Краснодарский край) в США), взаимодействия с проживающими рядом с ними народами.

На пленарном заседании выступили ректор университета Улудаг профессор К. Ди-лек, декан исторического факультета профессор И.Н. Кангюль, а также представители делегаций учёных Азербайджана, Грузии, Узбекистана, Казахстана, республик Средней Азии и университетов Турции. Большинство участников симпозиума признали тот факт, что при существующем отношении Грузии к проблеме турок-месхетинцев вряд ли возможно её решение в ближайшем будущем. Как известно, 11.5 тыс. представителей этой общности переехали на жительство в США, некоторые остались в Средней Азии, но имеется большая группа тех, кто связывает свою судьбу с Россией, считая, что только здесь могут быть защищены их права и интересы.

В связи с этим важен опыт работы с общностью турок-месхетинцев в Азербайджане. В настоящее время на его территории расселено около 100 тыс. турок, в том числе из бывшей Грузинской ССР. Оттуда в 1944 г. были выселены 84 916 человек вместе с курдами (8 694) и хемшинами (1 385)1. В данном вопросе Азербайджан выстраивает последовательную политику, направленную не на временное, а на постоянное обустройство этой части своих граждан. Турки-месхетинцы проживают в республике

дисперсно, поэтому возникает задача их компактного расселения, что, по мнению выступавших, было бы полезным в плане сохранения самобытной культуры, обычаев и традиций этнической общности, её адаптации и интеграции в местный социум.

Учёные представили результаты своих исследований относительно различных аспектов жизни турок-месхетинцев в Азербайджане, включая и развитие культуры, литературы, поэзии (X. Тюрк, университет Гиресун, Турция). Профессор А. Хаджиев (Бакинский славянский университет, Азербайджан) рассказал об используемых в республике формах и методах образования молодёжи, включая и турок-месхетинцев, особо отметив роль и значение русского языка, которому правительство уделяет повышенное внимание. В решении всех этих проблем Хаджиев видит прочную базу для укрепления отношений между Азербайджаном и Россией - одну из лучших форм воспитания самосознания и национального сознания граждан, в том числе новых поколений, поддержания диалога российской и азербайджанской культур.

В том же ключе выступил и историк, публицист У. Ордихан (Турция), верно отметив, что до 2000-х гг. не было понимания сущности самой проблемы турок-месхетин-цев. Общность принудительно выселялась в 1940-х гг., а возвращение её в 1990-х гг. протекало чрезвычайно сложно - Грузия не пожелала взять на себя это бремя, и все трудности, связанные с процессом переселения, приняла Россия, хотя это являлось не её проблемой. В личной беседе Ордихан указал, что рассматривает переселение турок-месхетинцев в США как нарушение принципа приверженности к историческому месту проживания - своей родине. Два десятка турок-месхетинцев, удобно устроившихся в США, замечал в беседе Ордихан, вовсе не позволяют судить о благополучии всей их общности в этой стране в целом.

Итоги исследования правовых вопросов обустройства турок-месхетинцев прозвучали в выступлении П. Бакунова (Ташкент, Узбекистан). По его мнению, проблемы возникали всегда - с момента переселения до начала проживания в новых местах, где фактически не заботились об этнических меньшинствах, тем более пребывавших на спецпоселении.

И. Мамедов (общественное объединение «Ватан», Баку, Азербайджан) коснулся вопроса о возвращении турок-месхетинцев на родину в конце 1990-х гг. Ссылаясь на многочисленные источники, он показал зависимость их судеб от решения И.В. Сталина в 1940-х гг. и роль русского народа в условиях формирования самой российской государственности в 1990-х гг., когда турки-месхетинцы связывали свои надежды с Россией.

В выступлении Ф. Тосик (Фират университет, Турция) при анализе революций 1917 г. в России был раскрыт вопрос об отношении турок-месхетинцев к революционным идеям борьбы народов за свои права - положению, которое, по мнению автора, роднило все общности. Важно, утверждала Тосик, как турки-месхетинцы воспринимали лозунги революции и свободы. Они обращались в Османскую империю в целях организации самозащиты, где освободительное движение постепенно перерастало в революционное. Идеи движения проникали в Ахалцих, а также в другие места проживания турок-месхетинцев. Конечно, материальное положение людей оставалось сложным как на всей территории Турции, так и в Ахалцихе, где не хватало продовольствия и создавались все предпосылки для возникновения и расширения революционного движения. Тосик подробно осветила положение турок (ахысков), их усилия, направленные на решение повседневных жизненно важных проблем, а также попытку национального лидера турок-месхетинцев О.Ф. Немзаде создать в 1917 г. национальную автономию ахысков. Она просуществовала шесть месяцев - меньшевики Грузии захватили власть, национальное движение было жестоко подавлено, а её лидер подвергнут гонениям2.

Профессор С. Бунтюрк (университет Улудаг, Турция), изучавший длительное время вопросы ферганских событий (1989), проанализировал не только проблему межэтнических отношений по вектору «турки-месхетинцы - узбеки», но и роль Узбекистана и России в решении возникавших при этом сложных вопросов, вскрыл причины обострения ситуации в регионе. Им исследован также процесс выхода из этой ситуации -последовавшее затем нарушение прав этнических меньшинств турок-месхетинцев,

изгнание их, как и представителей других этнических общностей, с территории Узбекистана.

Доклад С. Балджи (университет Гиресун) был посвящён положению Османской империи в её модернизационный период, когда в стране наряду с решением хозяйственных проблем начался процесс организации обучения населения на базе канонов ислама. M. Беридзе (Самцхети-Джавахети, Девлет университет, Грузия) высказал организаторам симпозиума замечание по поводу отображения на обложке его программы Гюрдистана (Грузии), отметив при этом, что его страна никогда не занималась принудительным выселением народов - это делал Советский Союз. Такое заявление вызвало у участников форума недоумение, так как подобный подход не соответствует истинному положению дел и опровергается имеющимися историческими документами. Дело в том, что в 1940-1950-х гг. народы прибалтийских республик и Грузии принудительно выселялись по просьбе собственных правительств. Что же касается Грузинской ССР, то нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия докладывал И.В. Сталину: «Мероприятия согласованы с ЦК КП(б) Грузии и СНК Грузинской CCP»3. Кроме того, известно, что большинство руководителей НКВД на территории СССР были грузинами.

В.Е. Карастелёв (аспирант, НИУ «Высшая школа экономики») изложил основные положения плана общественного объединения Московская Хельсинкская группа применительно к дальнейшей судьбе турок-месхетинцев в России, Грузии и США. Обществу принадлежала и идея, и инициатива обращения в США с предложением о включении представителей общности в программу по переезду на жительство в эту страну. По сведениям Карастелёва, члены общества провели большую агитационно-разъяснительную работу, и, как он отметил, «главное, мы были рядом с турками». Многое уже удалось сделать, прежде всего благодаря появлению новой генерации лидеров общности. Разумеется, в условиях современности это не препятствует ни легализации турок-месхетинцев в России и среднеазиатских республиках, ни ожиданию их разрешения на переезд в США.

Докладчик сообщил и о готовящемся очередном переселении в эту страну новой группы турок-месхетинцев численностью в 10 тыс. человек, проживающих главным образом в Краснодарском крае, Ростовской обл., Кабардино-Балкарской республике. Для реализации этого проекта имеется особая программа, направленная на то, чтобы прекратить практику удержания турок-месхетинцев в административном порядке (невыдача паспортов, отказы в получении гражданства, религиозное преследование, ненаказуемость лиц, устроивших

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком