научная статья по теме МИФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ УЧЕНИЯ КАЛАЧАКРА В БУДДИЙСКОЙ ЛЕГЕНДЕ О ШАМБАЛЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МИФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ УЧЕНИЯ КАЛАЧАКРА В БУДДИЙСКОЙ ЛЕГЕНДЕ О ШАМБАЛЕ»

СТАТЬИ

МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

МИФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ УЧЕНИЯ КАЛАЧАКРА В БУДДИЙСКОЙ ЛЕГЕНДЕ О ШАМБАЛЕ

© 2008 А. М. СТРЕЛКОВ

Буддийское учение Калачакра (санскр. "Круг времени") оформляется в Индии в первой половине XI в. и является самой поздней из буддийских тантр. Термин "тантра" (санскр. "ткацкий станок", "основа (ткани)", "существенная часть", "модель", "система", "доктрина") выступает наименованием класса религиозных систем (возникают в буддизме и индуизме во второй половине 1-го - начале 2-го тыс. н.э.) и в то же время используется как наименование класса базовых текстов этих систем. В XI в. учение Калачакра получает распространение в Тибете. С принятием буддизма монгольскими народами оно появляется и на их территориях. Вместе с данным учением во всех этих регионах получили распространение система хронологии (шестидесятилетние циклы), принятая в тантре Калачакра, а также эсхатологические представления этой тантры. В буддийской Центральной Азии Калачакра и поныне остается живым учением. На территории России оно традиционно представлено в Бурятии и Калмыкии. Мифическая история учения Калачакра и его эсхатологические представления зафиксированы в буддийской легенде о священной стране Шамбале. Эта легенда прошла долгий путь развития и отражена в письменных памятниках Востока: индийских (XI в.), тибетских (XI-XX вв.) и монгольских (XVIII-XX вв.) буддийских сочинениях, продолжая и поныне занимать важное место в культуре буддийской Центральной Азии. В данной работе проводится анализ буддийской легенды о Шамбале как источника сведений по мифической истории и эсхатологии тантры Калачакра.

Согласно буддийской традиции, тантры были проповеданы Буддой Шакьямуни в его мистическом проявлении в форме Ваджрадхары [Tshe tan zhabs drung, 1993, с. 1439] либо в форме конкретных тантрийских божеств. Факт позднего исторического появления тантр традиция объясняет их тайным хранением получившими эти учения существами нечеловеческой природы (божествами и др.) в небесных и подземных областях, а также сокрытием их в потаенных странах, уединенных местах (пещеры и т.п.) до определенного времени, когда люди созревают для восприятия этих учений.

Мифическая история тантры Калачакра, а также эсхатологические представления этого учения зафиксированы в легенде о стране Шамбале (Sambhala). Первые буддийские представления об этой стране1 содержатся в базовых текстах учения Калачакра (Индия, первая половина XI в.). Эти представления получили затем в традиции этого учения дальнейшее развитие, превратившись со временем в целостную ле-

1 В индуизме также имеются представления о Шамбале. Селение Шамбала полагается здесь местом грядущего рождения Калки - эсхатологической десятой аватары Вишну - и в этом контексте задействовано в "Махабхарате" и ряде пуран ("Калки-пурана", "Вишну-пурана", "Бхагавата-пурана", "Агни-пурана" и др.). Изучение соответствующих индуистских и буддийских источников приводит к предположению, что индуистский материал послужил основой буддийских представлений о стране Шамбале, но они по мере своего развития во многом отошли от таковых индуистских.

генду, породив при этом специальную литературу, посвященную Шамбале. Завершается формирование буддийской легенды о Шамбале в Тибете в XVIII в. Полное развитие легенды фиксирует появление (1775) работы Панчен-ламы Лобсан Балдан Ешея "Источник десяти миллионов чудес - объяснение великого места сиддхов2 страны Шамбалы и описание Индии" (Grub pa'i gnas chen po sambhala'i yul gyi rnam bshad phags yul kyi rtogs brjod dang bcas pa ngo mtchar bye ba'i 'byung gnas zhes bya ba)3, самого известного из специальных сочинений о Шамбале4.

Лобсан Балдан Ешей (Blo bzang dpal ldan ye shes) (1738-1780) - знаменитый тибетский религиозный деятель и ученый, полагающийся в тибетской традиции шестым иерархом в линии перерождений Панчен-лам [Tshe tan zhabs drung, 1993, с. 1630]. Эта линия перерождений, наряду с таковой Далай-лам, является наиболее влиятельной в тибетском буддизме. С XVII в. в Тибете берет начало традиция связывать Панчен-лам с эсхатологическим правителем Шамбалы - полагается, что к линии перерождений Панчен-лам будет принадлежать ее грядущий царь Драгбо Хорложан (Drag po 'khor lo can), который проведет победоносную войну с силами зла и невежества.

Собственно Шамбале посвящена вторая часть "Источника десяти миллионов чудес", которая, в свою очередь, делится на три части: "Описание пути следования" [Blo bzang dpal ldan ye shes, л. 34а-41б]; "Описание положения и условий жизни страны" [Blo bzang dpal ldan ye shes, л. 41б-44а]; "Описание того, как пребывает царь и Святое Учение" [Blo bzang dpal ldan ye shes, л. 44а-50а]. Автор использовал практически все имевшиеся к тому времени источники сведений о Шамбале и создал энциклопедического охвата работу по данному вопросу. Основными источниками, на которые ссылается Лобсан Балдан Ешей в посвященной Шамбале части "Источника десяти миллионов чудес", являются базовые тексты тантры Калачакра, сочинение индийского автора Арья Амогханкуши "Калапа-аватара" (обнаруженное в Непале Таранатхой (1575-1634) и переведенное им на тибетский язык), а также следующие сочинения тибетских авторов: "Большой подкомментарий на [тантру] Калачакра" (Dus 'khor tika chen) Хайдуб Гэлэг Балсана (Mkhas grub dge legs dpal bzang) (1385-1438), "Подкомментарий на [тантру] Калачакра" ('Dus 'khor 'grel bshad) и "Сказание о Манджушри" ('Jam dpal rtogs brjod) Лобсан Шойжий Джалцана (Blo bzang chos kyi rgyal mtshan) (1570-1662)5; "История буддизма в Индии" (Rgya gar chos 'byung) Таранатхи. Тибетские и монгольские сочинения о Шамбале, появлявшиеся после "Источника десяти миллионов чудес"6, являются вторичными по отношению к нему - в целом они следуют данному произведению, имея лишь частные особенности, заслуживающие, несомненно, специального исследования7.

Легенда о Шамбале в своем сложившемся виде обнаруживает следующую структуру: 1) получение царем Шамбалы Сучандрой и его окружением от Будды Шакья-муни посвящения в тантру Калачакра; 2) правление тридцати двух царей Шамбалы -от Сучандры до Калки (тж. Чакри, Раудра, Раудра-Калки); 3) проведение царем Калки эсхатологической Шамбалинской битвы, в ходе которой войско Шамбалы уничтожит силы, олицетворяющие все косное и злое, и очистит мир; 4) послевоенное пребывание мира в очищенном состоянии и его новая постепенная деградация вплоть до исчезновения в этом мире учения Калачакра и учения Будды Шакьямуни в целом.

2 Йогин высокого уровня, обретший мистические способности сиддхи.

3 Находится в т. 8 собрания сочинений автора.

4 Известно также под названием "Описание пути в Шамбалу" (Sambhala'i lam yig).

5 Панчен-лама IV [Dung dkar blo bzang 'phrin las, 2002, с. 1258].

6 Такие традиционные сочинения продолжают появляться и в наше время.

7 Далее, если конкретный источник не указан, легенда о Шамбале излагается по "Источнику десяти миллионов чудес".

ПОЛУЧЕНИЕ ПPABИTEЛЯMИ ШAMBAЛЫ ПОСВЯЩЕНИЯ В TAHTPУ KAЛAЧAKPA

Согласно традиции учения ^лачакра, Будда Шакьямуни в пятнадцатый день третьего лунного месяцав, проявившись в форме божества Kалачакра9, даровал правителям страны Шамбалы - царю Сучандре (главный проситель проповеди), его отцу Сурьяпрабхе и девяноста шести царям малых областей Шамбалы, а также богам и другим сверхъестественным существам посвящение в тантру ^лачакра. Посвящение было дано во внутреннем помещении ступы1() Шри Дханьякатака (санскр. "Сиятельная Груда риса")11.

Современный тибетский ученый святой-перерожденец (sprul sku) Дунгар Лобсан Принлэй (Dung dkar blo bzang 'phrin las) сообщает, что согласно традиции Пугба Лхун-дуб Джамцо (Phug pa lhun grub rgya mtsho)12 за год проповеди тантры ^лачакра принимается год Железо-дракон, и соотносит этот год с SS1 г. до н.э.13 [Dung dkar blo bzang 'phrin las, 2GG2, с. 221G].

Ступу Шри Дханьякатака в научной традиции принято считать реально существовавшей. Говоря о месте, в котором она находилась, чаще всего называют просто Южную Индию, иногда - территорию современного штата Aндxра-Прадeш [Hoffmann, 1973, p. 13S]. Буддийская традиция помещает эту ступу на остров: «.. .в море с южной стороны Индии имеется остров, и на нем находится большая ступа, воздвигнутая из риса, которая по этой причине известна под названием "Сиятельная Груда риса"» [Dung dkar blo bzang 'phrin las, 2GG2, с. 2GG6]. Традиция14 относит возведение данной ступы к временам Будды ^^^муни15. Говорится, что в приключившийся голодный период некий йогин ради спасения живых существ посредством своей йогической силы вызвал дождь неочищенной рисовой крупы, выпавший на территории с периметром в десять дневных переходов. После того как рис был разобран на пропитание, его невостребованные остатки с прибавлением драгоценных и полудрагоценных камней послужили строительным материалом для ступы, получившей название Шри Дханьякатака. Строителями выступили божества: боги из родов четырех Mаxара-джей16, двадцать восемь накшатр17, Вишну и др. Говорится, что рис, использованный при возведении ступы, стал неподвержен какому-либо повреждению или порче (от сырости и пр.). В данном описании прослеживается архаический мотив связи плодородия и захоронения. Pиcoвая крупа (источник пропитания), чудесным образом упавшая с неба, используется как строительный материал сакрального (погребального) сооружения, призванного даровать изобилие-плодородие1в. Вместе с тем в описаниях ступы Шри Дханьякатака ничего не говорится о ее реликварии.

S Чайтра (Caitra) - месяц лунного календаря, соответствующий марту-апрелю.

9 Myжcкoe божество, главное в данной тантрийской системе.

1G Погребальный монумент, имеющий сложную символику. Существуют также мемориальные ступы, не содержащие останков.

11 В тиб. переводе - Балдан Брэйбун (Dpal ldan 'bras spungs) [Dung dkar blo bzang 'phrin las, 2GG2, c. 2GG6].

12 Знаменитый тибетский астроном и хронограф XV в. [Tshe tan zhabs drung la sogs, 1993, с. 1714].

13 С конца XX в. тибетские ученые стали соотносить традиционную тибетскую хронологию с европейской.

14 История данной ступы излагается здесь по сочинению

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком