научная статья по теме МИКРОИСТОРИЯ В РАБОТАХ КАРЛО ГИНЗБУРГА Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «МИКРОИСТОРИЯ В РАБОТАХ КАРЛО ГИНЗБУРГА»

Историография, источниковедение и методы исторического исследования

Марминова Т.И.

(Московский педагогический государственный университет)

МИКРОИСТОРИЯ В РАБОТАХ КАРЛО ГИНЗБУРГА

Микроистория означает не разглядывание мелочей, а рассмотрение в подробностях.

Дж. Леви

В статье делается попытка показать методы, которые применялись учеными при изучении малых территорий и популяций прошлого с целью изучения повседневной жизни и ментальности человека, а также определить специфику микроистории через размышления, которыми поделился в своих работах Карло Гинзбург.

This article attempts to show the methods used by scientists in the study of small areas and populations of the past to explore everyday life and mentality of man, and to determine the specificity of micro-history through reflection, who shared in his works Carlo Ginzburg.

Место человека в истории во все времена волновало ученых. Согласно новому историко-культурному стандарту1 образования, человек в истории занимает ключевое место: «... Именно человеческое наполнение и измерение истории служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого». Важным аспектом здесь является повседневность - это обычное ежедневное существование со всем, что окружает человека. Именно в анализе повседневной жизни ключ к разгадке часто возникающего при знакомстве с конкретными судьбами вопроса: могли люди выживать и сохранять человеческое достоинство в экстремальных условиях революций, войн, террора, голода, послевоенной разрухи? Именно такими исследованиями занимается микроистория.

Микроистория - направление в исторической науке, занимающееся рассмотрением малых территорий и популяций прошлого с целью изучения повседневной жизни и ментально-сти человека вне власти и вне устойчивых социально-политических парадигм, что обуславливает его «потерю» на макроисторическом уровне. Микроисторический анализ предполагает изучение частных явлений, происходивших в жизни отдельных людей, с целью выявления скрытых рычагов, формирующих господствующие представления и тенденции в обществе в целом. Другими словами, это пристальный взгляд на жизнь простых людей и, по возможности, на их ментальность. Она заставляет поразмыслить над более сложной проблемой: с помощью чего повествование превращает нас в непосредственных участников событий прошлого и благодаря чему мы можем убедиться в действительности этого присутствия? В предлагаемой статье делается попытка показать методы, которые применялись для решения этой проблемы, а также определить специфику микроистории через размышления, которыми поделился в своих работах Карло Гинзбург2.

1 http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kulturnyi-standart.

2 Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.

Одними из первых, кто ввел данное понятие были Ф. Бродель1, а также французский пи-

2 3

сатель Раймоном Кено . Мексиканский исследователь Л. Гонсалес-и-Гонсалес который начал широко использовать термин «микроистория» в плане описания не «мелких», «малозначительных событий» но тех обстоятельств, которые позволяли понять суть исторических явлений. И все же, в отличие от итальянских авторов, для Л. Гонсалес-и-Гонсалеса «микроистория» была почти идентична «локальной истории». Лишь в 1970-х годах с подачи группы итальянских историков термин т1сго81опа стал наименованием нового научного направления, и в дальнейшем стал известен во всем мире.

Лидерами этого направления стали Карло Гинзбург, Эдоардо Гренди и Джованни Леви и вне итальянской историографии - Натали Земон Дэвис, Эммануэль Ле Руа Ладюри. Они печатали свои тематические статьи в итальянском журнале Оиаёегш 81опс1. Общеизвестно, что с 1981 г. издательство «Эйнауди» в г. Турин приступило к изданию книг по микроистории (к середине 90-х годов вышло более двадцати томов). К числу наиболее известных работ, выполненных в этом ключе, относятся книги: «Галилей-еретик» Пьетро Редонди (1983), «Нематериальное наследство» Джованни Леви (1985), «Рабочий мир и рабочий миф» Маурицио Грибауди (1987), «Мастера и привилегии» Симоны Черутти (1992) и др.

Надо сказать, что микроистория возникла как реакция на традиционную в Италии «риторическую» историю, или так называемую историю-синтез. Большое влияние на формирование этого направления оказала социальная антропология. А принципы микроистории были определены в статье Дж. Леви, опубликованной впервые в 1991 г. Прежде всего, отмечают экспериментальный характер этого направления: историки экспериментируют и с методами исследования, и с формой изложения материала, исследователи прибегают к микроанализу, чтобы, словно под увеличительным стеклом, разглядеть существенные особенности изучаемого явления, которые обычно ускользают от внимания историков. Микроанализ позволяет увидеть преломление общих процессов «в определенной точке реальной жизни». Об этом пишет в своей книге «Нематериальное наследство: Карьера экзорциста в Пьемонте XVII века» (1985) Джованни Леви, переведенной на все основные европейские языки.

Здесь будет уместным сказать, что микроистория, неразрывно связана с понятием «локальная история», которое предполагает четкое определение объекта исследования и пути его анализа. Объектом в данном случае являются социальные аспекты различных проявлений бытия человека в его историческом развитии. Таким образом, и методы анализа близки к новой социальной и культурной историям. С одной стороны, локализация человеческого сообщества позволяет проникнуть вглубь микросоциальных процессов. С другой, как отмечает Л. П. Репина, локальный социальный анализ позволяет «наблюдать все общественные связи и процессы в их естественной субстрактной среде».4

Локальная история позволяет составить коллективную биографию локальной общности любого уровня от семьи до страны. О том, сколь успешно можно справиться с задачей реконструкции умонастроения простых людей отдаленного прошлого, используя подобного рода материалы, показали работы М.М. Бахтина5 и А.Я. Гуревича6, заложившие основы изучения принципов и категорий народного миросозерцания в качестве особого направления истории культуры. Основателем же микроистории считают Карло Гинзбурга, профессора ис-

1 Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. - Ч.1: Роль среды I Пер. с фр. М. А. Юсима. - М., 2GG2.

2 Queneau R. Le fleuresbleues. Paris, 1965. Нем изд.: Die blauen Blumen. Frankfurt a. M., 1985.

3 Gonzalez y Gonzalez L. Pueblo en vilo: microhistoria de San Jose de Gracia. Mexico, 1968.

4 История исторического знания: Пособие для вузов I Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. - М: Дрофа, 2GG4.

5 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

6 Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; Он же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 199G.

тории европейских культур в Высшей Нормальной школе в Пизе. Его книга «Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI веке» (1976) была не только важным вкладом в изучение народной культуры позднего Ренессанса, но и первым образцом «микроисторического» метода исследований, получившего затем широкое распространение в мировой науке 1970-1990-х годов. Итак, какими же методами оперирует автор? Во-первых, дробление объекта исследования до возрождения в новом качестве. Для этого часто используется жанр биографической деконструкции. Во-вторых, ограничение масштабов исследования до размеров отдельных областей, провинций, городов и даже деревень. Максимальное сужение объекта изучения характерно для школы «Анналов», изучавшей родную страну и ее регионы.1

Так как одним из основных объектов исследований микроистории является частная судьба человека, а также действия людей как таковые, то особую актуальность здесь приобретает метод исторической реконструкции. Этот метод отражает такую специфику исторического познания, как недостаточность исходного материала для решения поставленной задачи. Историческая реконструкция позволяет получить целостное представление о прошлом, несмотря на неполноту и фрагментарность исторических источников. Одним из первых подробно рассмотрел вопрос об исторической реконструкции А.И. Уваров2. Под исторической реконструкцией как способом познания Уваров А.И. понимает «теоретическое воссоздание явлений прошлого, в первую очередь, их сущности, в эмоциональной форме». Историческая реконструкция интересует его как составная часть исторической теории наряду с историческим фактом и историческим объяснением. Автор выделяет в реконструкции три уровня: I -исторический портрет или даже система исторических портретов; 2 - исторический факт или система фактов; 3 - объяснения различной степени и глубины от простейших обобщений до исторических законов.

Метод реконструкции широко применялся Карло Гинзбургом в своих исследованиях. Гинзбург стремится анализировать материал под двумя разными углами зрения, с одной стороны, выявляя во взглядах людей XVI в. черты, обнаруживающие близость к устойчивым стереотипам и самым архаическим принципам миросозерцания, с другой - показывая, как они воспринимались обществом и трансформировались в условиях вероисповедной борьбы и гонений на религиозное инакомыслие, усилившихся с развертыванием Реформации и Контрреформации. Несомненно, такой подход предохраняет исследователя от однобокости и позволяет взглянуть на изучаемое явление и в контексте зафиксировавшей его эпохи, и в его исторической ретроспективе.3

С начала 1960-х гг. Гинзбург приступил к работе над большим массивом документов второй половины XVI - первой половины XVII в., представляющих собой материалы инквизиционных процессов над людьми, обвиняемыми в ереси или в связях с нечистой силой. Стоит обратить внимание на то, что изучаемые Гинзбургом процессы имели место на северо-востоке Италии, во Фриули, гористой области, где встречались романские, германские и славянские обычаи народной жизни и верования, которые в ее преде

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком