научная статья по теме МИЛОСЕРДНАЯ РОССИЯ И ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОСТОК: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ (XV В. - 1917 Г.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МИЛОСЕРДНАЯ РОССИЯ И ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОСТОК: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ (XV В. - 1917 Г.)»

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ДУХОВНОСТИ ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВИЧ БОБРОВНИКОВ

кандидат исторических наук, доцент

(Волгоград),

доцент кафедры истории, культуры и социологии Волгоградского государственного

технического университета

МИЛОСЕРДНАЯ РОССИЯ И ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОСТОК: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ (XV в. - 1917 г.)

В настоящий момент имеется тенденция возрождения идеи мессианской роли России в мире, высказанной еще в XVI в. иноком Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем -«Москва - Третий Рим».

Не вдаваясь в теорию этого вопроса, который достаточно подробно осветил М.В.Назаров1, попытаемся восстановить историческую картину практических шагов российского государства в деле помощи православному Востоку в XV - начале XX в. Проанализируем факты межкафедральных церковных и государственных взаимодействий между Россией и православным Востоком.

Предыстории вопроса. В 1453 г. турки взяли штурмом Константинополь. «Царь Турьской... Мустафа Амуратович и взя Царьград прелестью»2. Династия Палеологов в лице Софьи Фоминичны была скреплена браком с Иваном III. «12 ноября 1472 года прийде из Рима царица София дщи царева царя Амморейскаго Фомы, и пойде за великаго князя Иоанна Васильевича всея Россеи»3. Происходит перенос в Москву библиотеки византийских царей (будущая библиотека Ивана Грозного), традиций, атрибутов и символов византийских императоров.

Уже в 1473 г. венецианский Сенат обратился к русскому монарху с напоминанием, что «права на византийскую корону должны перейти к вам»4. Иван III не принял на себя титул царя, однако писался этим титулом в сношениях с иностранными государями, а они в своих грамотах величали его «Kaiser», «Imperator»5. В 1514 г римский император Максимилиан в своей грамоте назвал Василия III «Цесарем Всероссийским»6. К 1480 г. Россия окончательно освободилась от татаро-монгольского ига, что позволило ей направить свои взоры на Ближний Восток.

Весь этот комплекс исторических событий дал возможность Московской Руси стать преемницей как государственной идеологии, так и православного церковного учения, «призванного удерживать от зла земную жизнь народов в согласии с Божиим Законом». Это была, как отмечал М.В.Назаров, не русская национальная гордыня (как полагают

наши западники), а взятие на себя тяжелого бремени ответственности за судьбу

7

православного мира .

С конца XV в. начался геополитическое и религиозно-идейное противостояние двух империй - Османской и Московской Руси. Преследовались и уничтожались христиане на территории Порты. В частности, Софийская летопись отмечала: «Яко же пострадавша ижи велицеи славши земли от Турков, еже болгары, грецы, и Трапезой и Амориа и Арба-насы и Хорваты, и Босна и Кафа и многие земли, иже не сташа мужествени, и погибоша... и скитаются по чужим странам бедни воистинну и странне, и много плача слез

о

достойно» .

Со второй половины XV в. русские летописи впервые отражают помощь России православным монастырям, патриаршим кафедрам Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима, церковным приходам и общинам Ближнего Востока. Помощь оказывалась в виде «государевых милостынь» деньгами, «мягкой рухлядью» (шкурами соболей, куниц, песцов, белок), церковной утварью и исходила до образования Сената и Синода непосредственно от патриархов (с 1592 г.) и российских государей.

В 1497 г. Софийская летопись отмечала: «Придоша на Москвоу лета 7005 иогумен да три старца из Святыя горы, из монастыря святого Пантелемона милостыня ради. И князь великы их жаловал милостынею издоволил и на иныя монастыри Святые горы послал с

9

ними милостын и отпоустил их» .

Из «Древней переписки с греческим духовенством греческого и турьского повытья с

7017 по 7079 год (1509 по 1571)» следует, что московскому царю в 1509 г. принесли

грамоту старцы Пантелеймонова русского монастыря на Афоне (Греция) Василий Семион

и Ааков, в которой они писали: «Смиренно метания челом до Земли бьем и лобызание

приношаем светлому ти Государству»10. Они желали царю «укрепиться в православную

веру», чтобы «воздвигнутти Боги победите™ все иноплеменные языки и пособити ти

попрать под ногами всем правоверным Христианом и нам грешным»11. В грамоте

отмечалось, что ранее «придоша братья наша Похомия архидиакон... и принесли нам твою

12

милостыню златниц 160» .

В том же году просьбы поступили от Белоградского митрополита Феофана («не призри наша прошение... возложи свою денницу»13), от «бывшей деспотицы от сербския Ангелины», которая писала, что «просит милости отчизна и наши монастыри»14. Всего за 1509 г. Россия отослала 18 монастырям «в святую гору» (на Афон) мягкой рухляди 5 сороков соболей и 5 тысяч белок. В Пантелеймонов монастырь столько же мягкой рухляди, деспотице Ангелине - 4 сорока соболей и 4 тысяч белок. В Белгород митрополиту Феофану «послал князь великий милостыню 2 сорока соболей и 4 тысяч

белок», а за ковш серебра (от Феофана), «весу в нем 4 гривенки и 5 золотник», - три сорока соболей да 3 тысяч белок, «да Анастасии с Аникеем в Сербскую Землю 40 соболей да 500 белок»15.

Плодотворным периодом взаимоотношений между Россией и православным Востоком было время правления Ивана Грозного. В России проводились реформы и опричнина, расширение территорий и война с Ливонским орденом и, тем не менее, в православные страны продолжала поступать государева милостыня. В 1561 г. к российскому монарху послали челобитную о милостыне за подписью 35 митрополитов и епископов. Но из ответной грамоты Ивана Васильевича восточным иерархам следует, что размер милостыни зависел от ситуации в России. В государевой грамоте писалось, что «дам свою милостыню вкратце, а большей есмя милостын к вам не послали для ради нужного. Начались с нашими недругами воинские брани, а Бог даст те бранные войны утишатся; и мы к вам вперед свою большую милостыню пришлем», и было выслано 1500 рублей16.

Взамен российский царь просил патриарха Царьградского Иоасафа, чтобы «с Собором о нас по нашей царице Марии и о наших детях... и всех православных христиан молились»

17

и «дозвел руки наши на плещи враг наших и христиан» .

Милуя царскими щедротами, государи требовали отчет от митрополитов об их иногда

непонятных, на первый взгляд, поступках. Так, в октябре 1562 г. приехал от царьградского

патриарха митрополит евгрипский Иоасаф. Царь спросил митрополита о здоровье

патриарха и самого посланника. «А у Иоасафа митрополита царь и великий князь, -

отмечает документ, - тогда не благословился, потому что в литве крест целовал... и звал

его царь ести». Государь спрашивал митрополита, «для которого дела он в литве крест

целовал», и чтобы посланник известил об этом царя письменно. Митрополит обещал

18

письменно уведомить Ивана Васильевича .

Милостыни обычно имели дифференциацию в зависимости от положения иерархов. Это можно определить из посланных на Ближний Восток денежных сумм за 1565 г. Так, если патриарху предназначено было 270 рублей, то митрополитам милостыня «по росписи» была следующей:

Кесарийскому Макарию, Ангирскому Ерасимову, Ираклийскому Кирилосу, Эфескому митрополиту Луке и Никейскому Кирилосу по 50 рублей. По 40 рублей Филадельскому митрополиту Гавриилу, Селуюскому Феоне - Андрияну, Палеоскому Арсенивсу, Епасидискому Денеамину, Конийскому Василеосу, Никомидийскому Дионисию. Другим 22 митрополитам по 30 рублей, трем епископам по 20 рублей. Всего милостыня составила 1170 рублей19.

Милостыни были в виде «пособия», «жалования», «поминальные» и «заздравные» В

1571 г. Иван Грозный через купца Семена Барзунова послал Вселенскому патриарху 300 рублей, «по Анастасии 200 рублев», «а для великого мира и для своего здравия 500 рублев», «для написания в Синодик по брату Георгию Васильевичу 50 рублев»23. В 1582 г. царь направил в Иерусалим, Антиохию, Александрию, Царьград, Египет и «в Синайскую гору» к патриархам, архимандритам и игуменам «с милостынею по сыне своем по царевиче Иоанне Иоанновиче с купцом Трифоном Коробейниковым, да с Юрием Греком». А к мощам великомученицы Екатерины на Синайской горе царь отослал 500 рублей21.

Об этой помощи сохранилась историческая память у православных христиан других стран. В частности, настоятель Рыльского монастыря в Болгарии владыка Иоанн в интервью российскому журналисту в 1995 г. отмечал: «Православная церковь - и наша, и ваша - привыкла к испытаниям. Наш монастырь еще при турках несколько раз уничтожался. Шли монахи за помощью в Россию и всегда ее получали. Деньгами, книгами, церковной утварью. Ваш царь Иван - так он для вас Грозный, а для нас Добрый

- дедушка Ваня. Именно он позволил болгарским служителям церкви собирать

22

пожертвования на Руси» .

Великомосковские князья покровительствовали отдельным монастырям, жалуя их грамотами с особыми привилегиями. Это касается, в частности, сербского на Афоне Хилондара монастыря. «Грамота жалованная Хилондара монастыря при дьяке Иване Михайлове» в 1552 г. так объясняла эту необходимость: «...небе им ни отколе ни коеж помощи в предстатии всего Господства Сербсат и сего раде упо вание надеждою обложихомся, падшим восстати»; «и прикладные молитвы Государству нашему прияхом их во имя государства нашего»; «на вспоможение, и на пропитанье во всяких скорбех».

Поэтому архимандриту и всему братству «в Государстве нашего двор града Москва на покой проездный архимандриту и всей братии Хилондаря монастыря дахом в вечный потомок двор со всеми потребными хоромы, в новом Городе Китае с правую сторону Богоявленского монастыря...»23.

Кроме «жалованных», государи давали старцам этого монастыря «проезжие грамоты», в которых наглядно представлена система таможенного сбора внутри страны, методы и средства обеспечения проезда старцев по стране, маршрут следования. Проезжая грамота, датируемая июлем 1566 г., повелевала «волостетелям, мытчикам, перевощикам, мостовщикам и пошлинникам тех старцев и с их людьми пропускать безо всяких зацепов»24. Грамота обязывала обеспечить проводником, «корма по ямом давати на день большему старцу по четыре деньги, а слугам по 2 деньги на человека». А если те старцы, отмечалось в грамоте, захотят отдохнуть в Смоленске, то наместник долже

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком