научная статья по теме МИР РЕЛИГИЙ В ГЛОБАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ: "ТРАДИЦИОННОЕ" И "НЕТРАДИЦИОННОЕ" Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «МИР РЕЛИГИЙ В ГЛОБАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ: "ТРАДИЦИОННОЕ" И "НЕТРАДИЦИОННОЕ"»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2014, № 8, с. 110-119

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

МИР РЕЛИГИЙ В ГЛОБАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ: "ТРАДИЦИОННОЕ" И "НЕТРАДИЦИОННОЕ"

© 2014 г. Е. Рашковский

Статья представляет собой аналитическое изложение материалов научной конференции «"Традиционное " и "нетрадиционное " в религиозной динамике современного мира», имевшей место в стенах Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино.

Коллизия "традиционного" и "нетрадиционного" в религиозном ландшафте современной России и современного мира не может быть истолкована в духе прямолинейной конфронтации прошлого и настоящего. Это - коллизия глобального порядка, связанная со сложными глобальными проблемами частичной гальванизации прошлого в условиях уже постсовременных социально-экономических и технологических процессов, разнонаправленных кросскультурных взаимодействий, массовых миграций и кризиса привычных форм социального и ментального опыта людей.

Ключевые слова: глобализация, история, религия, свобода, "традиционное", "нетрадиционное", постмодерн, христианство, православие, Россия, маргиналы, "теология освобождения".

Традиционное и нетрадиционное - такова была тема научной конференции, прошедшей во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы в декабре 2013 г. Организаторами конференции выступили: Комплексный научно-исследовательский отдел ВГБИЛ, Центр проблем модернизации и развития ИМЭМО РАН, Научно-учебный центр изучения мировых религий РГГУ и Вайшнавский университет (г. Москва).

Вообще, на протяжении последней четверти ХХ и начала XXI столетия религиозная проблематика - во всей ее специфике, со всеми внутренними ее противоречиями - выдвинулась на авансцену мировой политической, культурной, отчасти даже и экономической жизни. И обнаружилось, что нынешний мир, с его особым культом эффективности, рациональности и прогресса, оказался не вполне готовым к встрече с этой реальностью. Реальностью, никуда не уходившей из истории и культуры, но лишь временно отступившей на второй план исторической жизни. И российская история не составляет в этом смысле исключения из ее глобального контекста.

РАШКОВСКИЙ Евгений Борисович, доктор исторических наук, директор Научно-исследовательского центра ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, РФ, 109189 Москва, ул. Николоямская, 1; главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23 (eugenio@libfl.ru).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЖИЗНЬ

Жестокие преследования верующих и дискриминация религиозной сферы на протяжении всей советской истории стали одной из важных причин российского общедемократического подъема двух последних десятилетий прошлого века. Процессы передела власти и собственности на переломе двух столетий, крутые изменения в самом символическом оформлении российской жизни, мысли и политики, выдвижение религиозных организаций в качестве важных субъектов экономической жизни страны - все это оказалось новым и непривычным для нашего общества.

На территории Российской федерации в середине 2000-х годов насчитывалось порядка 70 религиозных течений и 22 тыс. только зарегистрированных религиозных организаций [6, 16.htm]. Непривычность для страны этих относительно новых и массово разрастающихся форм жизнеустройства, неготовность политической и правовой мысли к серьезному анализу этих реальностей (да, к тому же, еще и наложенных на всю мозаику не устоявшейся этнорелигиозной композиции нынешней России) приводит к опасности смешения понятий об этничности, гражданственности и вероисповедном статусе россиян [6, 17.htm].

Эти вызревавшие десятилетиями (если не веками) противоречия российской жизни не могли не выразиться в разноречиях действующего российского законодательства.

Основной закон и основной правоустанавливающий документ прямого действия - Конституция Российской Федерации (принятая 12.12.1993 плюс поправки от 30.12.2008 за № 66 и 7 ФКЗ) -определяет нашу страну как светское государство, свободное от идеологических гегемоний и гарантирующее каждому гражданину и группам граждан свободу совести, мысли и слова. Эта свобода ограничивается лишь для проповеди социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды (см. гл. 1, ст. 13, п. 2 и 5; ст. 14, п. 1-2; гл. 2, ст. 28-29).

Однако в конкретных законодательных актах все выглядит много сложнее.

Преамбула Федерального закона от 26.09.1997 за № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" (ныне действует его редакция от 02.07.2013) подтверждает конституционные принципы свободы совести и светской государственности. Однако далее идут вещи, казалось бы, бесспорные, но допускающие самые разнообразные толкования:

- российское государство признает "особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры";

- "уважает христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости, уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания ...".

А уж далее, в постановляющей части закона, законодатель обставляет право на регистрацию религиозных объединений множеством формальных трудностей, по существу отдающих местные религиозные объединения на усмотрение - если подчас не на произвол - светских властей1.

Вернемся, однако, к преамбуле закона, допускающей множество произвольных толкований:

- справедливое указание на важную роль православной религии в культурно-историческом становлении России может быть истолковано как скрытая санкция юридических и властных преимуществ православной иерархии, хотя и само российское православие включает в себя несколько соперничающих и не признающих друг друга

1 Кстати сказать, этому обстоятельству было уделено внимание во время встречи Уполномоченного по правам человека В.П. Лукина с Президентом РФ В.В. Путиным, состоявшейся в Сочи 6 декабря 2012 г. [12].

юрисдикций. Кроме того, обходится и поныне больной вопрос о месте старообрядчества (во всем многообразии его толков) в православном наследии России. Ситуация осложняется еще и тем, что подавляющее большинство наших соотечественников - вне библейских и богословских знаний, вне молитвенного опыта, вне Литургии, вне церковной благотворительности;

- разведение православия и христианства по разным рубрикам также может провоцировать трактовки самого произвольного свойства (и тем паче - в условиях религиоведческой и теологической малограмотности большей части нашего политического класса, административно-управленческого аппарата и даже интеллигенции);

- наряду с христианством, ислам и иудаизм включают в себя множество соперничающих и не признающих друг друга направлений и толков; в исламе же это соперничество (вследствие экспансии салафитских течений) нередко приобретает насильственный и террористический характер.

Все эти вольные или невольные недоработки в законодательстве не могут не сказаться на особенностях нынешнего российского общественно-политического и религиозного дискурса.

Четыре исповедания (православие, ислам, буддизм и иудаизм - при всей сложности внутреннего состава и внутренних антагонизмах в каждом из них) были отнесены к "традиционным", а все прочие - к "нетрадиционным". "Традиционное" в нынешнем обиходном российском дискурсе отождествляется с моногамной гетеросексуальной семьей, с супружеской верностью, с заботой о детях, с государственным патриотизмом, с приверженностью отечественным культурным традициям.

А "нетрадиционное" - со всевозможными смертными грехами: гомосексуализмом, либерализмом, космополитизмом, постмодернизмом, масскультом и т.д.

И это при том, что "традиционный" сектор нынешнего российского общества - по ту сторону всякого благополучия и благолепия: если в 2003 г. в России распадался каждый третий брак, то в 2013 г. - каждый второй; 40% разводов связаны с низким нравственным уровнем супругов, а 30% -с пьянством [11]. 40% всех тяжких преступлений в России (включая тяжелые побои, убийства, увечья, в том числе и с летальным исходом) совершается именно в семьях [1]. А уж о ненормативных гендерных отношениях в среде священно служи-

телей написаны - суммарно - чуть ли не целые фолианты...

Оборотной стороной "наката" религиозного традиционализма в стране оказались и вспышки самых грубых и жестоких антирелигиозных насилий: осквернения и поджоги культовых зданий и сооружений, убийства священнослужителей, осквернения мест захоронения. Законодатель откликнулся на весь этот комплекс явлений Федеральным законом РФ от 29.06.2013 за № 136-Ф3 "О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан".

Ст. 1 закона криминализует "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих". Однако, судя по тексту закона, возможны самые произвольные расширительные толкования "публичных действий": вплоть до академического обоснования воззрений по тем или иным богословским или религиоведческим проблемам, вплоть до обсуждения неблаговидных ситуаций внутри религиозных институтов; широко высказываются опасения по поводу возможного возрастания инквизиторских тенденций в сферах литературы и искусства. А положение в этом плане, действительно, весьма грозное. По данным информационно-аналитического центра "Сова" от 14 февраля 2014 г., 40% россиян считают критику Церкви в принципе недопустимой.

Вот почему, на взгляд участников конференции, столь важно осмыслить нынешние коллизии "традиционного" и "нетрадиционного" в мире и в России, а также понять, почему нынешнему религиозному "буму" сопутствует понижение нравственных стандартов в общественной и культурной жизни. И, во всяком случае, чтобы разобраться в проблематике остросовременной, участники конференции вынуждены были обратиться к самой базовой и сквозной проблематике религиоведческого знания.

РЕЛИГИЯ И ИСТОРИЯ

Этой проблеме и был посвящен постановочный - в плане данной конференции - доклад Е.Б. Рашковского (ВГ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком