научная статья по теме МИР ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МИР ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Несомненным достижением самой конференции была демонстрация усилий российского востоковедения по изучению разнообразных аспектов жизни Ближнего Востока. Конференция свидетельствовала о постоянно действующем процессе этого изучения и, отвергая синдром негативного отношения к исламу, дала ощутимый импульс для дальнейшей активизации научных исследований не только в России, но и в арабских странах. Актуальность этой конференции обусловливается все возрастающей ролью ислама в современном мире. Исламский мир является одним из значимых полюсов силы в условиях глобализации и однополярного мира. Тем более необходимо учитывать, что в самой России, по последним данным, насчитывается около 20 млн мусульман и она принимает участие в качестве наблюдателя в работе Организации "Исламская Конференция" (ОИК). Формированию имиджа России в мусульманском мире во многом способствовали ввод советских войск в Афганистан и чеченская военная кампания. В мусульманском мире до сих пор бытует мнение, что в Чечне Россия воюет именно с мусульманами, что, помогая материально чеченским боевикам, мусульмане всего мира помогают мусульманам России. Это и нашло свое отражение в репликах представителей мусульманского мира (кстати, не экстремистски настроенных радикалов, а почетных и уважаемых представителей просвещенной научной элиты) и в беседах с ними в кулуарах конференции. Им было трудно поверить, что подавляющее большинство мусульман России лояльны к центральной власти в стране и поддерживают ее политику. Доклад Р.М. Зиганьшина "Некоторые особенности российского мусульманства" о традиционной лояльности центральной власти и патриотизме российских мусульман, так же как и доклады Ф. Бадерхана и Д.В. Микульского, вызвал такую же реакцию мусульманских участников форума.

Неудивительно, что конференция вызвала интерес у египетской общественности. В прессе появлялись статьи, которые освещали работу конференции, давали оценку докладов, пересказывая порой довольно подробно их содержание. Для примера достаточно привести хотя бы несколько выдержек из статьи египетского журналиста Ф. Ибрагима, опубликованной в популярной египетской газете "Аль-Джимхурийа" 24 мая 2007 г. под заглавием "Русские на своей конференции по исламской нравственности в Каире": "Конференция, посвященная проблемам ислама, его традициям и нравственности... явились неожиданностью во всех отношениях... Стержнем форума было рассмотрение значения исламской цивилизации, ее вклада в мировое развитие в прошлом, а также ее современного потенциала. Собравшиеся ученые особенно указали на те силы, которые стремятся представить ислам религией терроризма, выпячивая и раздувая негативные явления, утверждая при этом, что именно в этом суть современного ислама. Следует отметить, что на конференции произошли разного рода дискуссии и диалоги, которые, безусловно, имеют большое значение."

По сути, эта конференция показала, какие перемены происходят как в теории, так и в практике взаимоотношений различных религий. Многие доклады показали, что их авторы добились серьезных успехов в изучении ислама, что они настроены на продолжение реформаторской деятельности в той сфере науки, которой они отдали не один год своих усилий, доказав не только на словах, но и на деле целесообразность совместимости России с исламом.

Институт востоковедения РАН, впервые проводивший подобную конференцию за рубежом, выступил как важный исследовательский центр, уделяющий немалое внимание выработке новых подходов к процессам, происходящим в мусульманском мире в целом и в арабских странах в частности, способствуя тем самым созданию благоприятных условий для взаимодействия России с миром ислама.

МИР ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

© 2008 С. Ю. ЛЕПЕХОВ

27 июня - 2 июля 2007 г. в г. Клан-Кдэ состоялась вторая международная научная конференция "Мир Центральной Азии", организованная Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАО (далее - ИМБиТ) и Правительством Республики Бурятия. В работе конференции приняли участие 250 ученых из 10 стран - Индии, Монголии, Японии, Китая, США, Германии, Оорвегии, Швейцарии, Польши, Казахстана, из 16 городов Российской Федерации -

Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска, Екатеринбурга, Красноярска, Кемерово, Горно-Алтайска, Абакана, Якутска, Саранска, Элисты, Владивостока, Иркутска, Читы, Улан-Удэ. Было заслушано 212 докладов. На конференции обсуждались проблемы истории и культуры кочевых народов Центральной Азии: становление кочевых обществ и культур, антропология ранних кочевников, традиционное мировоззрение и религии народов Центральной Азии, народы Центральной Азии в современной геополитике, литература, письменность и язык монголоязыч-ных народов Центральной Азии. Работа конференции проходила в девяти секциях: "Центральная Азия: история и современность", "Историография и источниковедение", "Археологические культуры Центральной Азии", "Этнография народов Центральной Азии", "Культурная антропология", "Философия и религиоведение", "Фольклор и литература в духовном наследии народов Центральной Азии", "Языки и письменность народов Центральной Азии", "Актуальные проблемы трансформации социальной структуры народов Байкальской Азии". Был также организован "круглый стол" "Миграционные процессы в Центральной Азии".

Конференция открылась докладом директора ИМБиТ, чл.-корр. РАН Б.В. Базарова "Трансформации кочевых цивилизаций Центральной Азии на рубеже XX-XXI вв. (на материалах международных экспедиций)". Монгольские народы на протяжении тысяч лет, отметил докладчик, сформировали своеобразное историко-культурное пространство, экономической основой которого было кочевое скотоводство. Научно-исследовательскими институтами России, Монголии и Китая была поставлена цель: исследовать современное состояние монгольских кочевников и проследить складывающуюся новую схему трансформационных процессов. Их изучению были посвящены совместные комплексные научные экспедиции "Трансформация кочевых цивилизаций Центральной Азии" (2000-2006 гг.) и ряд других, в ходе которых был получен большой материал по преобразованию традиционного образа жизни, культуры, способов ведения хозяйства, социальной организации, традиций монгольских народов, а также тибетцев Северной Индии, да-гуров, баргутов Китая. Материалы проведенных исследований подтвердили гипотезу о том, что монгольские народы Внутренней Азии испытывают общие для переходных обществ социально-экономические и демографические проблемы. Отличительными чертами новой общественной системы явилась поляризация доходов и жесткая социально-имущественная иерархия. Монголия, как и Россия, столкнулась с негативными результатами многолетнего отказа от признания значимости социокультурных факторов, проявляющихся, например, в неготовности перейти к рынку, развивать деловую предприимчивость и инициативу, бывших долгое время наказуемыми, за которой кроются консервативная структура потребностей, разрыв связей между поколениями, утрата некоторых важнейших социопсихологических традиций. Исследование современного оживления буддизма позволяет пролить новый свет на взаимоотношения экономики, государства и религии в КНР после 1979 г. Оно свидетельствует о том, что экономическим интересам государства на всех его уровнях соответствует поощрение в определенной степени религиозного оживления.

Директор Института истории Академии наук Монголии Ч. Дашдаваа представил обзор исторических исследований в Академии наук Монголии.

Секция "Центральная Азия: история и современность".

В докладе А.В. Воронцова (ИВ РАН) рассматривалась современная международная ситуация в Восточной Азии. Шиотане Масачика (Ун-т Тохоку, Япония) проанализировал структурные изменения, прослеживавшиеся в товарных сделках на Нижегородской ярмарке в середине XIX в. Отмечалось, что Нижегородская ярмарка играла роль не только экономического, но и культурного центра, обеспечивающего связь между Западной Европой (включая Англию, Голландию и Францию) и Азией (Персия, Центральная Азия и Китай). В докладе Тачибано Макото (Ун-т Васэда, Япония) рассматривались проблемы международного права в Монголии начала XX в. Автор отмечал, в частности, что представления о западном международном праве проникали сюда в начале XX в. не только из России, но и из Китая.

В совместном докладе Ю.И. Дробышева, П.Д. Гунина и С.Н. Бажи (Москва), посвященном исследованию природной среды Монголии в эпоху Чингисхана, анализировалась вероятность влияния природно-климатических факторов на формирование единого монгольского государства и его экспансионистскую внешнюю политику. С точки зрения докладчиков, говорить о какой-либо обусловленности централизации власти и монгольских завоеваний природно-климатическими факторами, неправомерно. В докладе С.Б. Намсараевой (Ун-т г. Галле/ИВ РАН) "К характеристике монгольской элиты XVIII в." реконструируется обобщенный портрет монгольской элиты

Цинского периода. Наиболее образцово-показательными биографиями для деятелей XVIII в. монгольского происхождения, считает докладчик, являются биографии следующих сановников (в кит. транскрипции): Баньди, Сунюнь, Цзифу, Баотай, Яманьтай, Фуцзюнь, Цэбакэ, Пуфу, Тэкэ-шэнь, Намжар, Бачжун, Хэнин и т.д.

Деятельность российского правительства в области образования и просвещения калмыков во второй половине XIX в. рассматривалась в докладе КВ. Орловой (ИВ РАН). По ее мнению, политика центральных властей в области образования была призвана обеспечить необратимость российского культурного доминирования среди калмыков. Именно школьное просвещение во второй половине XIX - начале XX в. стало одним из действенных средств реализации политики христианизации наряду с другими.

В докладе Е.Г. Водичева (Ин-т истории СО РАН, Новосибирск) "Бурятия и Монголия в контексте программ технического содействия Европейского Союза на рубеже XX-XXI вв." отмечается значительный рост проектов программы ЕС "Тасис" в Прибайкалье. Одновременно возросли масштабы деятельности "Тасис" в Монголии, также включившие в себя реорганизацию государственных предприятий и развитие частного сектора в экономике, реформы государственного упр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком