научная статья по теме МИРОТЕНДЕНЦИИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Науковедение

Текст научной статьи на тему «МИРОТЕНДЕНЦИИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»

Философские науки Социальная философия

Алтухов В.Л., кандидат философских наук

МИРОТЕНДЕНЦИИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Мы спорили, мы в ярости клубились, За глотку брали мы друг друга, за грудки, И вот мы, вроде, как бы замирились, И вспышки ярости былой редки. Хоть разделяют нас еще вражды деянья, Но по иному основанью.

О чем статья. Миротенденция - это ведущая тенденция (закон-тенденция) мирового исторического процесса. Таковой, по многовековой традиции определявшей и ныне во многом определяющей ход, направление истории выступает нарастание противостояния, конфликтности в обществе в различных формах «борьбы противоположностей» вплоть до «высшей»: мировые войны. Начиная со 2-ой половины ХХ в., заметно активизируется противостоящая альтернативная миротенденция. Она обнаруживается в эволюции капитализма, социализма, их взаимоотношений, а также (в своем логическом виде) и в развитии научного знания. Но внимание к ней, ее исторической логике явно недостаточное. К причинам я отношу стойкие стереотипы в понимании сущности развития, противоречий, борьбы противоположностей - сколков процессов в рамках традиционно укорененной миротенденции. Возникает необходимость ревизии содержания и смысла центрального закона диалектики (единство и борьба противоположностей), как он обнаруживается в действии, развитии конкретных противоречий. Ибо в своих устоявшихся смыслах и значениях закон, выражая первую тенденцию, мало применим ко второй.

Предлагается новая типология диалектических противоречий: антагоническое антисистемное (АА), антагоническое системное (АС), неантагоническое системное (НС). Говоря условно-обобщенно, АА-противоречия - главный источник Кали Юговской миротенденции, АС и НС - альтернативной ей, Сатья Юговской. (Согласно древнеиндийскому космическому, календарю Кали Юга и Сатья Юга - темная и светлая эпохи разных космических циклов: первая - завершает цикл (из 4-х эпох), вторая - начинает новый. Переход к ней (полный опасностей) происходит в наши дни. О повороте к эре Водолея читатель более наслышан. Согласно календарю Майя произошла (совсем недавно) смена глобальных эпох: закатилось 4-ое Солнце, взошло 5-ое. По утверждению А. Назаретяна, независимые расчеты, проведенные учеными разных стран, показывают, что «в обозримом будущем планету ожидает грандиозный фазовый переход»; среди вариантов исхода: а) «обвал планетарной цивилизации», б) «прорыв планетарной эволюции на космический уровень» («Вопросы философии», 2014, №10. с. 181)).

Для обоснования выбора пути развития (в русле 2-ой миротенденции) необходима, полагаю, еще одна ревизия - в логике и мировоззрении: раскрытие принципов многомерной логики и основанного на ней мышления в сопоставлении с обычной (немногомерной) логикой.

Многомерная история, логика. Крест исторический. История сродни речному потоку. Вот одна картинка: в центре - мощная глубинная стремнина (мейнстрим - тенденция); но чем ближе к берегам, тем больше отклонений-завихрений, водоворотов, а у самых берегов -даже обратные токи воды. Таково вертикально-стадиальное измерение - срез исторического

процесса, глубже представленное формационной теорией Маркса. За исключением коммунистической стадии. Маркс прав в том, что за капиталистической скорее всего должна последовать более высокая, высокочеловечная ступень, но он не мог предвидеть (и Ленин тоже) тех метаморфоз, какие произошли с капитализмом и социализмом в ХХ в.

Общим местом стала характеристика теории Маркса как упрощенно, спрямлено линейной. Это какое-то недоразумение. Как раз она - нелинейная по своей сути. Теория вычленяет мейнст-рим - ведущую тенденцию, но последняя, естественно, не покрывает всего исторического потока. На Руси никогда не было рабовладельчества. Только некоторые продвинутые страны Европы в феодальной ойкумене в полной мере отвечали своему понятию. Тем не менее ведущая тенденция - тягловая лошадка истории прокладывала себе путь через все ухабы, отклонения-ответвления, неизменно таща за собой ее (истории) повозку. Сколько копий было сломано по поводу азиатского способа производства! Вердикт: он не вписывается в капиталистические отношения. Но, смотрите! В прошлом страны, увязшие и погрязшие в докапитализме, ныне дают фору иным зрелым капиталистическим державам. Тенденция пробила себе путь! Более того. Докапиталистическая лошадка (оставшиеся от докапитализма формы и отношения) - едва ли не лучшая в капиталистической упряжке. Не в том ли причина и залог успехов азиатского неокапитализма? И это - линейная история?

Но вот совсем иная историческая картинка. Река - широкая, берегов не видно. Былое течение-стремнину обнаружить невозможно. И что особенно интересно: та же самая река-история в то же самое время течет по обеим руслам: цивилизационному (горизонтальному) и формаци-онному (вертикальному) (в отличие от Волги, которая впадает в Каспийское море и не куда-либо еще). Противоречие с известными требованиями законов формальной логики? Да. Но только в том случае если многомерная история втискивается в одно-единственное русло, где противоположные - формационный и цивилизационный подходы сталкиваются лбами. В многомерном представлении история одновременно течет, движется именно в разных руслах-измерениях. Между обеими картинами нет противоречия, они дополняют друг друга, образуя крест исторический. Он не одинарный - многослойный. Прибавим вертикальное ступенчато-интеграционное измерение - историческая лестница, ведущая от локально-региональной разделенности «на небо планетарного всечеловеческого единства» (2, с. 43; 8, с. 28-29). Прибавим наиболее крупное вертикально-стадиальное сечение: дикость, варварство, цивилизация. Оно вычленяется по иному (в отличие от Марксова) основанию; эта триада дает старт, кладет начало новому измерению истории - горизонтально-цивилизационному; образуется новый порядок развития, в котором вертикальные характеристики типа «низшее - высшее» не уместны. Прибавим также вертикаль и горизонталь в развитии и опредмечивании в социально-экономических устройствах двух ипостасей человеческого духа (индивидуально-личностное и коллективное социальное начала), образующие «скорее... крест, на котором человечество оказалось распятым...» (1, с. 77). Наиболее концентрированное выражение и раскрытие духовные вертикаль и горизонталь (соответственно) получают в капиталистическом обществе (одна из причин того, что капитализм ищут (и находят!) даже в древнем Египте) и социалистическом. Смена духовной опоры (переход к социализму в ХХ в.) высвободила массовую энергию духа, которая позволила в кратчайшие сроки двинуть страну быстрыми темпами по ступеням экономического прогресса, выиграть тяжелейшую войну. А вот далее произошло то, что в самом общем смысле можно охарактеризовать так. Капитализм сумел подвести под себя и 2-ую опору, встать на обе ноги (хотя и хромая, с характерными противоречиями; думаю, в зрелом виде это произошло впервые в человеческой истории. Что придало капитализму устойчивость и новые качества, более того - открыло новую полосу в историческом развитии - посткапитализм как начало переходного от капитализма этапа к новой общественно-экономической формации. Ее возможная отличительная черта (следуя исторической логике) - гармонизация духовного креста истории, избавление вертикали и горизонтали от известных крайностей (1, с. 77 и след.), с лихвой присущих современному обществу.

Что касается социализма, то он не сумел сделать то же самое, что и его оппонент (только в обратном порядке) и сошел с исторической сцены (но только как особый социально-экономический строй!).

«...Сосредоточение внимания на межсоциорных отношениях привело Ф. Броделя, и в особенности И. Валлерерстайна, к абсолютизации этих связей. и к игнорированию внутри-социарных межстадиальных, вертикальных связей» (1а, с. 130). Этот горизонтально-цивили-зационный, мир-системный подход, как и противоположный - представление исторического процесса в духе линейно-стадиальных концепций модернизации, - продукт немногомерной логики. Перенесенные на почву объемной многомерной логики соответствующие подходы разводятся, не претендуя больше (каждый) на всеобъемлющую единственную картину исторического процесса и поэтому соотносятся не как взаимно исключающие, но как взаимно дополняющие друг друга, обладающие необходимой полнотой не абсолютизируемого их применения в интересующих сферах (Сатья Юговская тенденция). Каждый подход нацелен на раскрытие одной и той же (той же самой) истории, но в разных ее измерениях. Многомерная история «не существует в смысле классического (немногомерного) объекта. . Измерениями осуществляется такой «срез» системы, который не совпадает ни с одним из известных членений - на части, противоположности, подсистемы и т.д.» Измерениями система ««рассекается» таким образом, что оказывается не той же самой для каждого из соответствующих высказываний» (1, с. 39).

Но это рассечение исторического процесса отнюдь не лишает его внутреннего единства и целостности. Существуют и такие измерения (человеческое - обстоятельно исследовано в трудах А. Гуревича, К. Кантора), духовные вертикаль и горизонталь, которые относятся к иному классу многомерного. Их историческое бытие иное: они обнаруживаются в каждом из названных выше вертикальных и горизонтальном измерениях, пронизывают и связывают их все (разумеется, их исторические формы характеризуются своеобразием). Это одна и та же речная вода в любых течениях, руслах.

Разное членение, разные «срезы» многомерной истории регулируются двумя основными принципами многомерной логики (соответственно Мн-2 и Мн-1 принципы). Их идеально-эталонной подосновной является логическая структура известных догматов - Триединства и Боговоплощения (соответственно) - см. 2, 8. «Всеобщий исторический процесс единовременно осуществляется по разным осям, направлениям, в разных историко-бытийных плоскостях.. По соответствующим осям, в соответствующих плоскостях складываются особые порядки развития, включающие фигуры различной структурной сложности...» (8, с. 28). В точном смысле это целостно-сущностн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком