научная статья по теме МИРОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНИЧЕСКИХ ДИАСПОР СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (НА ПРИМЕРЕ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН) Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «МИРОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНИЧЕСКИХ ДИАСПОР СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (НА ПРИМЕРЕ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН)»

ВЕСТНИК ЮЖНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА Том 9, № 3, 2013, стр. 52-56

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 323.1(470.6)(=411.16)

МИРОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНИЧЕСКИХ ДИАСПОР

СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (НА ПРИМЕРЕ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН)

© 2013 г. Л.В. Дерябкина1

В начале XXI в. изучение социальных и политических проблем на Северном Кавказе является важнейшей составляющей для развития толерантности в Российской Федерации. В статье рассмотрены миротворческие практики еврейских общин на Северном Кавказе, вклад еврейской диаспоры в развитие добрососедских отношений между представителями разных народов и религий в регионе.

Ключевые слова: Северный Кавказ, ашкеназы, горские евреи, этническая община, толерантность, межкультурный диалог.

Детальное изучение истории народов мира чрезвычайно важно. Становление, дальнейшее этнополитическое и этнокультурное развитие национальных общностей, миграционные процессы, изменение языка и этнической территории, расширение сферы контактов диаспор с другими народами (взаимное сближение, консолидация, адаптация, ассимиляция, интеграция) - всё это актуальные вопросы целого комплекса современных наук (демографии, культурной антропологии, этно-конфликтологии). В современном мире в условиях количественного роста и пространственного расширения ареалов разнообразных этнополитичес-ких и межконфессиональных конфликтов изучение функционирования и динамики диаспор на Северном Кавказе (самом сложном макрорегионе РФ) представляет не только академический интерес, но и практическую значимость.

После распада СССР Северный Кавказ стал пограничной зоной Российской Федерации. Специфика данной территории - многонациональное, многоконфессиональное население с большой долей очагов этнической напряженности. В 1990-е годы кризис федерализма, множественные ошибки федеральной власти в сфере внутренней национальной политики привели к еще большему обострению этнических конфликтов. В начале XXI в. после прекращения военных действий на приграничных территориях региона удалось отчасти стабилизировать этнополитическую ситуацию. Но действия многочисленных радикальных организаций, террористических групп, направленные на дестабилиза-

1 Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149; тел. 8 (861) 219-96-46, e-mail: derLV@mail.ru

цию в регионе, создают неблагоприятный климат в отдельных районах Северного Кавказа. Безусловно, проблема этноконфессиональных диаспор на Северном Кавказе интересует не только политологов, но и историков, этнологов, социологов.

Затрагивая историю развития еврейских общин на Северном Кавказе, мы должны учитывать, что в регионе сосуществуют две этнолингвистические еврейские группы: евреи-ашкеназы2 и горские евреи3. В отечественной историографии мы можем найти этнографические и исторические работы по положению горских евреев у В.И. Колесова, занимавшегося культурой горских еврейских общин [1]. Ряд статей и монография о горских евреях Северного Кавказа принадлежат Ю.И. Мурзаханову [2-4]. Об ашкеназах региона писали также Н.И. Кирей, профессор Кубанского государственного университета, на примере Краснодарского края проанализировавший механизмы взаимодействия еврейских общин и остального населения региона [5, 6], и В.Н. Марков, изучавший социально-экономическое и политическое положение евреев на Кубани [7]. Большой комплекс электронных ресурсов, официальных сайтов еврейских организаций Северного Кавказа также дополняет общую картину истории формирования и развития еврейских общин в регионе [8, 9].

При изучении миротворческих функций еврейских общин на Северном Кавказе применялись следующие методологические принципы: историзма и

2 Ашкеназы - этнолингвистическая группа евреев, выходцев из Средневековой Германии [1, кол. 264-266].

3 Горские евреи - этнолингвистическая группа евреев, проживает на территории Северо-Кавказского федерального округа.

объективности научного анализа, системно-аналитический, а также проблемные подходы к рассмотрению сложных социальных процессов и явлений. Проблематика работы затрагивает предметную область социологии (взаимосвязь этнодемографи-ческих и социально-экономических явлений), лингвистику (этнолингвистические процессы, проблемы двуязычия), психологию (проблемы адаптации, стереотипы поведения). Использован и принцип компаративности, как возможности сравнительного анализа еврейских общин различных регионов, их адаптивных стратегий.

Современные социально-политические процессы способствуют укреплению этнокультурной идентичности населения Северного Кавказа для консолидации этнических групп, а также объединению их в единое культурное пространство в рамках Российской Федерации. Главной задачей в этих условиях является поиск содержательных идей, способных активизировать процесс формирования общероссийской идентичности, распространения ценностей, интегрирующих российскую гражданскую нацию. Поэтому для оказания консультативной помощи в миротворческой деятельности и достижения межэтнического согласия при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО образован Совет старейшин с участием представителей национально-культурных объединений и казачества [10].

Представляется, что миротворческим целям могут служить и некоммерческие культурные общественные организации (в дальнейшем НКОО), поддерживающие межкультурный диалог в много со ставном обществе. Для оптимизации межнационального взаимодействия в настоящее время усилия только государственных структур оказываются недостаточными, необходимо личное участие активных и инициативных граждан. Именно НКОО зачастую могут выступать в роли проводников межкультурного диалога, исполняя роль медиаторов в этноконфессиональных спорах. Не менее важна задача воспитания уважительного и бережного отношения к различным культурам в молодежной среде, особенно учитывая активность межличностных взаимоотношений именно среди молодых людей и, как следствие, большую вероятность стать участником конфликта. В одном из пунктов Декларации принципов толерантности говорится, что воспитание молодежи является наиболее эффективным средством предупреждения и профилактики ксенофобии и различных форм нетерпимости в современном обществе [11]. Таким образом, работа с молодежью является важнейшей задачей, которая стоит перед этноконфессиональными общинами Северного Кавказа. Действенной формой взаимо-

действия является включение НКОО в разработку государственных региональных и местных муниципальных программ.

В настоящее время на Юге России более 50 еврейских некоммерческих общественных организаций, которые активно участвуют в социокультурной жизни своих республиканских обществ, причем большее количество зарегистрированных еврейских общин находятся в регионах Южного федерального округа. Это связано с тем, что в Ростовской области и Краснодарском крае расположены крупнейшие в макрорегионе еврейские диаспоры. Из зарегистрированных организаций наиболее полно представлена организация ФЕОР (Федерация еврейских общин России), которая придерживается ортодоксального иудаизма. ФЕОР существует во всех крупных городах Северного Кавказа и ведет активную общественную деятельность.

Непосредственно на Северном Кавказе наиболее активной является деятельность еврейских организаций Дагестана, Северной Осетии - Алании и Кабардино-Балкарии. Но при анализе особенностей их современного функционирования необходимо учитывать, что история еврейских общин в регионе не проста и в каждом из крупных территориальных сообществ имеет свою специфику. На Северном Кавказе представлены две этнолингвистические группы - это горские евреи и евреи-ашкеназы.

В горской еврейской традиции существует предание, что иудеи проживают на Кавказе со времен разрушения Первого Храма, то есть с I в. до н.э. [12]. Поэтому горские евреи относят себя к одному из "потерянных десяти колен" Израиля.

Ашкеназы же переселялись на Северный Кавказ уже как подданные Российской империи. Условно можно выделить две основные миграционные волны их появления в регионе. Первая была представлена группами евреев, получивших право проживать вне черты оседлости во второй половине XIX - начале ХХ века. Как правило, это были высококвалифицированные ремесленники, торговцы. Вторая волна - это евреи-ашкеназы, которые начали расселяться на территории Северного Кавказа после ликвидации черты оседлости. Евреи-ашкена-зы преимущественно селились в городах, создавая так называемые еврейские кварталы. Как правило, поддерживали тесную связь со своей ашкеназской общиной. Отношения с горскими евреями были скорей нейтральными, так как быт и религиозный культ различались. Горские евреи совершали религиозные обряды по сефардскому образцу. Таким образом, даже в переписях населения ашкеназы и горские евреи разделяются на две этнолингвистические группы. Но при разнообразии еврейских об-

54

Л.В. ДЕРЯБКИНА

Таблица 1. Число евреев в республиках Северного Кавказа, 1926-2010 гг. (составлено под данным переписей СССР 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.; переписей РФ 2002, 2010 гг.)

Республики Число евреев в различные годы, чел.*

1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010

Адыгея 616 302 325 394 306 - 186 148

Дагестан 14 622 10 932 21 427 23 143 18 106 13 056 2544 1935

Ингушетия** (11 592) - (16 201) (11 937) (4068) (3649) (1066) 41 (17) (196) 6

Кабардино-Балкария 1879 3414 3529 5575 3658 4904 1286 959

Карачаево-Черкесия (1473) 66 257 (2219) 193 (2546) 276 (612) 200 (3178) (198) 85 (124) 79

Северная Осетия - Алания 1008 1714 2082 2043 1524 1202 516 371

Чечня** 2818 4434 5223 (45) 5041 (10) 4288 3( и» -о ОС ОС (3) 25 8

Итого на Северном Кавказе (тыс. чел.) (1475) 21,0 21,1 (508) 32,8 (212) 36,5 (295) 28,1 (917) 22,7 (1) 4,7 3,5

* В скобках указано число горских евреев. ** В 1926-1989 гг. - данные по Чечено-Ингушетии.

щин консолидирующим фактором остается ТАНАХ [13], который выступает в роли малой родины.

Как правило, когда религиозная община многочисленна, она активно включается в общественную жизнь села, аула, города, района. В демографическом развитии еврейских диаспор Северного Кавказа в XX веке отчетливо фиксируются два периода, различные по

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком