научная статья по теме МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ЗНАНИЕ, РАЗВИТИЕ Социология

Текст научной статьи на тему «МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ЗНАНИЕ, РАЗВИТИЕ»

ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, № 7-8, 2013

© 2013 г. Олег Тарханов

кандидат технических наук

директор и главный конструктор Башкирского научно-инженерного центра

по технологии переработки органики

(e-mail:gelo-t@yandex.ru)

МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ЗНАНИЕ, РАЗВИТИЕ

В статье показано, что мировоззрение - это категория, в формировании которой знание играет главную роль. Следует исключить ее двойную интерпретацию в духе К. Поппера. Мировоззрение должно формироваться на основе осуществления равного права граждан на образование и замены заблуждений знаниями. Ключевые слова: мировоззрение, представление, заблуждение, знание, развитие общества.

Эпохальные события, происходившие в СССР, а затем в Российской Федерации одни люди оценивают положительно, другие - отрицательно. Но, как следует из законов логики Аристотеля, из двух мнений о предмете спора - одно обязательно ложно. Тогда возникает вопрос о причинах несовпадения мнений об одном и том же различных индивидов, из которых состоял советский (российский) народ. В данном случае ответ на поставленный вопрос, как представляется, связан со сложной категорией «мировоззрение», определяющей сущность понимания окружающего мира отдельным человеком и сообществами людей. Именно через эту категорию, как наиболее широкую в части затрагиваемых ею сторон мышления и поведения людей, лежит путь к пониманию формирования мнения отдельного человека и любого сообщества людей о различных аспектах и активного (пассивного) отношения к тем или иным событиям.

В соответствии с выявленным Сократом условием полезности рассуждений и обсуждений, включая споры разного уровня, необходимо выявить смысл категории «мировоззрение», поскольку отдельные люди, от рядовых людей до ученых, политиков и управленцев, должны вкладывать в это понятие один и тот же её смысл.

Истоки этого термина связывают с работами немецкого философа Канта, впервые введшего в обиход сложное понятие Weltanschauung. Weltanschauung как слово состоит из двух слов - Welt (мир) и anschauung (созерцание). Вместе с тем, при переводе слова «созерцание» с русского

языка на немецкий язык мы получим два слова Betrachtung и Kontemplation, не совпадающие с anschauung. Уже на этой стадии сопоставлений мы сталкиваемся с несоответствием смысла сложного понятия, введенного Кантом, со смыслом его русской интерпретации1. Но, с учетом принятого в России с 1911 г. смысла отдельных составляющих слова Weltanschauung, следует, что под этим словом Кант понимал миросозерцание: это слово определяло скорее деятельность исследователя (философа) окружающего мира и места человека в нем, чем совокупное представление отдельного человека о себе самом и окружающей его действительности.

В последующем немецкие ученые расширили круг сложных понятий с участием слова Welt (мир) - Weltsicht и Weltbild. Вторые части этих слов имеют многозначные их интерпретации в русском языке, из которых ближе всего к теме наших рассуждений стоят sieht - точка зрения, представление и bild - изображение, снимок. Полагая, что в обоих случаях речь идет об окружающем нас мире и о человеке, становится ясным, что смысл слова «мировоззрение» в русском языке как минимум охватывает смыслы всех трех сложных понятий, отображающихся несколькими словами в немецком языке.

Очередной этап в формировании смысла понятия «мировоззрение» в русском языке обозначился в работах советских философов. К концу семидесятых годов XX века было принято, что под мировоззрением понимается: «Мировоззрение, система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. - общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М. - условия материальной жизни

1 Франк С. JL Борьба за «мировоззрение» в немецкой философии. 1911 г.

общества, общественное бытие... Понятие "М." соотносится с понятием "идеология", но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. ...>>: (выделено здесь и далее мной. - О. Т.).

В указанной статье из Большой Советской Энциклопедии мировоззрение подразделялось автором на буржуазное и коммунистическое.

В 2000 г. этот же автор стал полагать, что мировоззрение - «это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей».

На современном этапе бывшие советские философы под мировоззрением стали понимать, что «мировоззрение (миросозерцание) - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей»2.

Из процитированной выше статьи в Большом энциклопедическом словаре следует, что новые мировоззренческие ориентации определяет философия, как наука о наиболее общих вопросах мироздания. При этом между мировоззрением и миросозерцанием ставится знак равенства. В то же время, сопоставляя оба определения мировоззрения, нетрудно увидеть между ними ряд существенных разночтений.

1 БСЭ, М.: Советская энциклопедия. Т. 16.

2 Большой энциклопедический словарь. Издательство: ACT, Астрель, 2009.

Источником мировоззрения советские философы считали бытие. Те же самые философы после смены строя в качестве источника определили опыт духовного и практического освоения мира. Как видим, из современного определения исчезло бытие и признак мира «объективный». Стало быть, категория «мир» современной философией принимается как мир объективный и не объективный. Но вполне ясно, что при таком подходе возникает иллюзия о дополнении друг друга разными по смыслу (идеальным и объективным) мирами. Но мир - только объективен, а идеальный мир - всего лишь представление философа.

В советский период различали буржуазное и коммунистическое мировоззрения, под чем, в известной степени, понималось, соответственно, мировоззрение граждан капиталистических государств и граждан СССР, хотя в СССР коммунистического общества не было. Ныне полагают, что мировоззрение подразделяется на житейское, религиозное и философское.

Как в эпоху социализма, так и в эпоху неокапитализма полагали и полагают, что мировоззрение - это система взглядов. Слово «система» отражает смысл системности (всесторонности и взаимоувязанности). Причем имеется в виду положительная сторона «чего-либо». Но поскольку мировоззрение, например, преступников не характеризуется положительностью, то использование слова «система» применительно к такому мировоззрению является алогичным. На самом же деле, любое мировоззрение является не системой взглядов, а совокупностью (множеством) разнородных представлений, далеких от системности. Поэтому использование слова «совокупность», как набор, смесь или сумма, вместо слова «система», представляется более логичным, правильным и полезным сообществу.

Под пользой сообщества понимается приоритет общего блага перед благом индивида в смысле понимания этого блага Платоном. То есть полагается, что благо семьи важнее блага отдельного её члена, благо рода предпочтительнее блага индивида, благо племени выше блага рода, и т.д. вплоть до признания предпочтения блага сообщества граждан перед благом отдельного гражданина. Но нужно исходить из того, что всякое благо сообщества не есть какое-то такое «общее благо», которое противопоставляется благу человека. «Общее благо» отражает лишь возможности сообщества для обеспечения блага каждого члена этого сообщества. Очевидно, что главными благами человека являются благо воспроизвести себе подобного, выкормить его и довести до состояния, когда это благо

будет достижимым и для потомков индивида. При таком подходе общее благо выступает не благом ради сообщества (исключительно спекулятивная интерпретация и противопоставление), а только возможностями по обеспечению блага каждому. Такой подход предполагает осознание единства человечества. Именно этот принцип положен в основу естественного отбора и именно этот принцип реализовывался вплоть до настоящего времени всеми цивилизациями. Те же цивилизации, у которых благо меньшей дефиниции хомо сапиенс становилось предпочтительным блага большей дефиниции, исчезали или их мощь понижалась, или они превращались в рабов более организованных сообществ. Другими словами, если отдельные члены или их сообщества (индивид, семья, род, нация) свои права на блага ставили выше прав на те же блага других членов и их сообществ в одной и той же цивилизации, то такие цивилизац

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком