научная статья по теме МИССИЯ ИЕЗУИТОВ СРЕДИ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ В АРГЕНТИНЕ В XX ВЕКЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МИССИЯ ИЕЗУИТОВ СРЕДИ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ В АРГЕНТИНЕ В XX ВЕКЕ»

НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ

В.Е.Колупаев

Миссия иезуитов среди русских эмигрантов в Аргентине в XX веке

Данная статья представляет собой обзор социальной и культурной жизни русских эмигрантов в Аргентине. Автор описывает жизнь русской католической общины, работу миссии иезуитов среди русских мигрантов, в частности, их издательскую деятельность (литература на русском языке и приходская газета «За Правду»), другие культурные, социальные и политические инициативы двух русских католических приходов — апостолов Петра и Павла и Преображения Господня.

Ключевые слова: русская церковь в Буэнос-Айресе, русский мир в Латинской Америке.

История русской общины Аргентины уходит еще в дореволюционные времена; большой наплыв эмигрантов пришелся на 20—30-е годы. Лагеря беженцев «ДиПи» (Displaced Persons, DP — лагеря для перемещенных лиц) послевоенной Европы были источником притока переселенцев. В отношении этой партии наших соотечественников значительную активность проявили католические священнослужители, особенно члены «Общества Иисуса» (Societas Jesu) — иезуиты. Именно под их руководством действовал так называемый «Русский апостолат», т.е. миссия, ориентированная на деятельность в России — СССР и Русском зарубежье в XX в. В основе проекта лежали идеи философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853—1900), направленные на поиск точек соприкосновения между католичеством и православием. Сначала руководство миссией было поручено французскому иезуиту Мишелю д'Эрбиньи (1880—1957), рукоположенному в 1926 г. в сан епископа и выполнявшему ряд дипломатических и церковных миссий в СССР. Центром миссии стал Коллегиум «Руссикум» (Pontificium Collegium Russicum), учрежденный в Риме с целью подготовки католических священников для работы в атеистическом государстве. Коллегиумом с 1929 г.

Владимир Евгеньевич Колупаев — доктор исторических наук, исследователь центра «Христианская Россия», Сериате, Италия (rostkol@gmail.com).

4 Латинская Америка, № 8

81

руководят иезуиты1. Среди русских в диаспоре католическая миссия добилась определенных успехов, в частности, бенедиктинцы (Ordo Sancti Benedicti) работали во Франции, мариане (Congregatio Clericorum Maria-norum sub titulo Immaculatae Conceptionis Beatissimae Virginia Mariae) — в Китае, Австралии и Великобритании. После эвакуации миссии в Шанхае, существовавшей вплоть до прихода к власти правительства Мао Цзедуна (1893—1976) и провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 г., иезуиты продолжили работать в США и странах Латинской Америки. Католический приход Св. Николая, созданный для русских бывшим православным архимандритом — опытным миссионером на Дальнем Востоке — Николаем Алексеевым (1869—1952), перешедшим в католичество в 1928 г., был полностью эвакуирован из Шанхая, где русская колония подверглась преследованиям. Оттуда же через о-в Тубабао в 1949 г. также удалось эвакуировать приют для девочек Св. Софии и интернат для мальчиков Св. архистратига Михаила. Их работой руководили иезуиты Венделин Яворка (1882—1956), Иоанн Мильнер (умер в 1951 г.) и Феодор Вилькок (1906—1985).

Сообщение о том, что группа русских перемещенных лиц в 1947 г. отправилась из Зальцбурга (Австрия) в Аргентину, читаем в письме священника Маркела Ван-Куцена, который работал с этими людьми в лагере для перемещенных лиц2. В другом сообщении (1949 г.) узнаем, что из лагеря в Зальцбурге в Аргентину переселились 386 человек, Бразилию — 338, Венесуэлу — 299 и в Чили — 1193. Помимо того имели место и частные переезды из Старого Света. Так, приходской бюллетень парижского русского католическом прихода Св. Троицы содержит информацию об эмиграции русской семьи, бывших прихожан этой общины, в Аргентину4. Некоторые переехали из лагеря в Италии, где также активно работали русскоговорящие иезуиты.

Папа Пий XII (1876—1958) выступал с протестами против насильственной репатриации в СССР перемещенных лиц и военнопленных. Ватикан активно включился в работу международных организаций, создав собственную службу миграции. В послевоенные годы Администрация ООН по оказанию помощи и реабилитации (United Nations Relief and Rehabilitation Administration, UNRRA) обратилась к Международной организации беженцев (International Refugees Organisation, IRO) с просьбой помочь семьям беженцев и мигрантов Второй мировой войны. Понимая, что служба миграции при Святом Престоле может оказать помощь в этом деле, IRO обратилось в ^секретариат Ватикана с просьбой рассмотреть несколько сотен тысяч конкретных случаев. В это же самое время Ватикан занимался также делами беженцев в Латинскую Америку: в 1947 г. туда была направлена делегация из Рима, чтобы просить латиноамериканские епархии о поддержке. В том же году посланник римско-католической миграционной службы был аккредитован в Женеве5.

Согласно достигнутым на Ялтинской конференции соглашениям относительно выдачи военнопленных в страну происхождения независимо от их желания, в европейских странах началась насильственная репатриация последних. Подчас этот процесс носил трагический характер. По благословению Рима были образованы национальные комитеты помощи беженцам. Главой Русского комитета стал священник-иезуит отец Георгий Коваленко (1900—1975). Сын генерала царской армии, Коваленко учился в Киевском

политехническом институте, воевал в рядах Белой армии на юге России (под командованием генералов Ли-вена и Перемыкина), по окончании Гражданской войны сотрудничал с белоэмигрантами в ряде европейских стран, впоследствии изучал богословие и философию в Италии и в 1944 г. был рукоположен в сан священника. Работая в комитете помощи русским беженцам, он активно привлекал к участию учащихся «Руссикума» и в первую очередь русских священников и студентов.

По мирному договору, заключенному в 1947 г. между Италией и СССР, насильственной выдаче подлежали все лица российского происхождения, ведущие антисоветскую деятельность. Выявлением таких лиц в Риме занимались офицеры спецслужб СССР. В это время Коваленко работал как юрист, дипломат, журналист. Он вынужден был подключаться к решению многих проблем, возникших в связи с выдачей людей, а также пытался обеспечить соотечественников документами, работой, одеждой и питанием. Ему активно помогали монахи-мариане Георгий Брянчанинов и Андрей Катков, приехавшие в Рим на учебу из Харбина в 1939 г. К ним подключился иезуит Филипп де Режис. В мемуарных записях читаем: «Русские прятались, как мыши, где только могли. В Риме о. Филипп де Режис нашел для них большое здание, где они могли жить и питаться только благодаря его огромному влиянию, несмотря на сильное давление со многих сторон с целью закрыть этот дом. Наконец, пребывание в нем русских стало невозможным, и им пришлось разбежаться кто куда... У одного доброго итальянского священника под церковью жило около тридцати человек, которых он укрывал от властей, так как люди эти не имели права на жительство... и рисковали каждую минуту быть арестованными... Об этом священнике писал Борис Николаевич Ширяев в воспоминаниях... »6.

В Италии в это время работала специальная комиссия по делам беженцев, с которой сотрудничал Коваленко', 12.01.1951 его перевели из Рима в Аргентину , куда уже отправлялись русские. С 1946 г. в Буэнос-Айресе уже работал Филипп де Режис, с 1948 по 1966 г. здесь трудился Александр Кулик (1911—1966)9. Этот священник родился в православной семье в Белостоке (Польша). Благодаря знакомству с де Режисом он перешел в католичество в 1930 г., учился в «Руссикуме», в 1936 г. был рукоположен в сан священника, служил в Аргентине, Париже и Риме, в 1963 г. удостоен права

ношения митры, назначен советником Конгрегации по делам Восточных церквей по русским вопросам. Во время II Ватиканского Собора (11.10.1962—08.12.1965) Кулик был аккредитован переводчиком при официальной делегации Русской православной церкви Московского патриархата.

Из эмигрантской прессы тех дней узнаем имя еще одного священника, назначенного в Аргентину. Это отец Павел Крайник; он приехал в 1957 г.10. Также некоторое время в Аргентине служил священник Всеволод Леонидович Рошко (1917—1984), приехавший из Италии, где он обслуживал лагеря русских беженцев. В 1949 г. его перевели в г. Сантьяго (Чили), затем он служил на Аляске и с 1963 г. — в Иерусалиме.

Из воспоминаний священника Георгия Леонидович Рошко (1915— 2003), работавшего в Париже на ответственном посту во французской организации помощи «Securcatholique», бывшего члена Международной католической комиссии по вопросам миграции, узнаем, что в 1949 г. он был приглашен в Аргентину на международный съезд по вопросам эмиграции, где в первую очередь был привлечен к решению проблемы русских переселенцев в Латинскую Америку11. Родившись в семье русских эмигрантов и став католическим священником во Франции, он занимал различные ответственные посты, в том числе полномочного Визитатора Конгрегации Восточных Церквей (Congregatio pro Ecclesiis Orientalibus) по руководству русским католическим служением в мире12. О самых первых днях жизни колонии читаем в его письме 1948 г.: «...Беженцы испытывают нужду в жилищных помещениях... Недалеко от Буэнос-Айреса облюбовали себе «пустырь» и приступили к постройке «дачных» клетушек». О том, как по поручению кардинала Евгения Тиссерана (1884—1972), префекта Восточной конгрегации, Рошко ездил по странам Латинской Америки для помощи в получении виз русским беженцам, эвакуированным из Шанхая, читаем в его книге: «На службе беженцам мира: свидетельствует русский католический священник»13.

«Переселение русских скитальцев в Аргентину, шедшее быстрыми темпами два, два с половиной года тому назад, с некоторого времени, можно сказать, совершенно приостановлено. За короткий срок, когда двери этой большой и богатой страны были приоткрыты, тысячам наших соотечественников удалось найти здесь убежище, работу и спокойную, в большинстве случаев сносную жизнь»14, — сообщал выходивший в Брюсселе эмигрантский самиздат. Основную роль в становлении этой русской католической общины сыграл приехавший одним из первых отец Филипп де Режис де Гатимель (1897—1955). Он родился на юг

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком